Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Модель организации процесса сотрудничества в условиях дополнительного образования в ДОУ

Из опыта работы воспитателя детского сада. Модель организации процесса формирования коммуникативных навыков у дошкольников.
Статья из опыта работы по разработке технологической модели организации сотрудничества у детей 3-7 лет.
Автор: Дернова Любовь Владимировна, воспитатель, МАДОУ "ЦРР Добрянский детский сад № 15", г.Добрянка. Материал будет полезен воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования, родителям.
В рамках образовательной системы, реализуемой в нашем ДОУ, вопросам коммуникативного развития уделяется должное внимание. Однако, педагоги и родители не редко сталкиваются с проблемами соблюдения этики общения в поведении детей, особенно по отношению к сверстникам. Возникают проблемы и в практике организации паритетного сотрудничества, содеятельности взрослых и детей.
Наблюдая проблемные ситуации социально-коммуникативного характера, мы попытались вскрыть причины их возникновения. Оказалось, что содержание непосредственной работы с детьми в обозначенном направлении достаточно скупо представлено в ООП. С целью обогащения и конкретизации содержания социально-коммуникативного развития мы обратились к парциальным программам (более 16-и изданий разных авторов). В результате знакомства с программами, мы пришли к выводу о целесообразности создания дополнительной образовательной программы по коммуникативному развитию детей с учётом целей нового инновационного проекта нашего ДОУ.
Целесообразность обогащения и превышения содержания программы под ред. Н. Е. Вераксы по коммуникативному развитию детей было обусловлено:
1. Наличием проблем этики организации коммуникаций и делового общения между детьми нашей группы.
2. Необходимостью решения задач индивидуализации образования, в т.ч. задач воспитания этики общения и разностороннего коммуникативного развития каждого воспитанника.
3. Вариативными подходами разных авторов парциальных программ к решению подобных проблем в практике ДОУ
4. Задачами инновационного преобразования разных направлений образовательной деятельности нашего ДОУ в рамках системной технологии блочно-тематического планирования образовательного процесса и формирования культуры проектного мышления педагогов.
Для изучения наличных коммуникативных навыков детей группы был использован следующий диагностический инструментарий:
1. Изучение потребности в общении со сверстниками, умения устанавливать контакты, чувствительности к обращению сверстника. Изучение проводилось в процессе наблюдений за детьми в свободной деятельности схеме Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой.
2. Изучение степени сформированности у детей действий согласования в процессе организации и осуществления содеятельности (степень - высокая, средняя, низкая). Изучение проводилось по методике «Рукавички» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной и методике «контекстного общения со взрослым» Е.Е. Кравцовой.
3. Изучение степени понимания и принятия ребенком задач, предъявляемых взрослыми в различных ситуациях взаимодействия по методика «Да и нет не говорите» Е. Е. Кравцовой.
В процессе педагогического мониторинга был выявлено, что многие дети имеют низкую степень проявления, активного использования речевых коммуникаций, не способны к содеятельности, не умеют договариваться, организовать совместные игры. Т.е. был выявлен факт недостаточной сформированности коммуникативных компетенций у более чем 30% детей шестого года жизни.
Таким образом, мы пришли к выводу о целесообразности проведения специальной, дополнительной образовательной работы, которая по характеру организации, содержанию и технологии организации взаимодействия с детьми превышает реализуемую в ДОУ ООП.
Моя программа по дополнительному образованию вцелом направлена на процесс обогащения коммуникативных навыков детей в специально организованных ситуациях содеятельности.
Существенной поддержкой в разработке проекта реализации программы стала технологическая модель, которую я разработала по рекомендациям научного руководителя, к.п.н.Грибановой М.В.
Технологическая модель организации процесса формирования коммуникативных навыков и моделей сотрудничества детей 3-7 лет (в условиях дополнительного образования).
Цель процесса:
- навыки сотрудничества; свобода использования детьми вариативных умений, моделей поведения коммуникативного характера.
Задачи:
Обогащать:
- практику коммуникативных умений и навыков (устанавливать контакт, договариваться, конструктивно вести диалог и спор, находить выход из конфликтных ситуаций и пр.);
- ситуации переживания чувства самоосуществления, самоуважения; осознания положительной Я-концепции.
Совершенствовать умения:
- использовать последовательность действий в соответствии с наглядными моделями, схемами трудового процесса и пр.;
- планировать совместную деятельность (план для себя и партнёра)
- организации условий и осуществления целостного трудового процесса в продуктивных видах деятельности (от замысла, к артикуляции целей и конечному результату).
Развивать интеллектуальные способности в процессе:
- определения внутреннего плана действий («про себя»),
- элементарного самоанализа, организации самоконтроля, осуществления элементарной рефлексии;
- планирования содеятельности разного характера; выбора моделей поведения.
Формировать навыки построения этичного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- произвольного поведения;
- активность, самостоятельность, субъектность; целеустремленность, лидерские качества;
- способность работать в команде.
Приоритетные средства реализации задач:
- беседы нравственного и этического характера
- поисковая деятельность
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- проигрывание проблемных ситуаций
- использование наглядных пособий
- дидактические упражнения
- игровые ситуации
- игры с правилами
- режиссерские игры
- сюжетно-ролевые игры
- дидактические материалы: наглядные модели, схемы-образцы, технологические карты, сюжетные картинки, разрезные картинки, (содержание определено предметом познания, темой образовательного проекта, возрастными и индивидуальными возможностями детей)
- чтение художественной литературы
- просмотр мультфильмов
- Практика планирования действий в соответствии с соответствии со схемой;
- Использование наглядных моделей и символов при осуществлении планирования
- Организация конструктивного общения
- дидактические игры
- Беседы проблемно-поискового характера.
- Обогащённая практика совместных коммуникативных дидактических игр.
- Практика осуществления целостного трудового процесса в продуктивных видах деятельности по схемам- алгоритмам.
- Практика использования алгоритмов (наглядных и знаковых моделей)
- Беседы обобщающего, информативного и проблемно-поискового характера.
- Организация паритетной содеятельности со сверстниками и педагогом.
- Проектирование предстоящей работы, игровых действий (ВПД).
- Обогащённая практика рефлексии.
- Игровые ситуации
- Практика построения моделей поведения
- Игры с правилами (дидактические, подвижные)
- Беседы этического характера.
- Использование разных видов наглядности перед занятиями и в их процессе (настольно – печатные игры, демонстрационный материал в картинках, открытки, художественная литература, аудио записи, слайды, коллекции, модели, пейзажные и сюжетные картинки).
- Включение и актуализация соревновательной мотивации на занятиях для детей старшего возраста.
- Обогащённая практика сопереживания (сорадости) со сверстникам
- Поисково-экспериментальная деятельность

Результат:
обогащённые компетенции детей в разнообразных социально-коммуникативных практиках;
конструктивное поведение, выраженный интерес, проявления субъективно-ценностного отношения к окружающим людям;
умение организовать коммуникативные игры, совместно использовать дидактические и др. настольно печатные игры;
активность и умение планировать со сверстниками содеятельность разного характера;
самостоятельное применение освоенных коммуникативных, интеллектуальных и пр. социально ориентированных действий.

Рекомендуем посмотреть:

Познание окружающего мира в детском саду Положение о временной творческой группе педагогов по теме: Конструирование - это интересно ОБЖ в детском саду Организация режимных моментов на основе литературно - художественных произведений
Участник №13 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 мая по 15 августа 2019 года
Из опыта работы воспитателя ДОУ. Моментальная драматизация
Опубликовано: 1954 дня назад (17 июля 2019)
Просмотров: 1697
+1
Голосов: 1
Комментарии (2)
Ирина Марченко # 21 июля 2019 в 20:39 0
Любовь Владимировна,здравствуйте!!! Примите мой первый голос!!! Дальнейших Вам творческих успехов!
любовь владимировна дернова # 27 августа 2019 в 07:21 0
спасибо