Из опыта работы воспитателя ДОУ. Моментальная драматизация
Материал будет полезен воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования для работы с детьми дошкольного возраста.
Л.С.Выгодский, выдающийся советский психолог, в своей книге «Воображение и творчество в детском возрасте» также отмечал значение драматизации в работе с детьми для развития личности.
Мы проанализировали сложившееся отношение педагогов к игре-драматизации и поняли, что, чаще всего, театрализованная деятельность используется педагогами как средство для передачи детьми содержания литературного произведения, при этом утрачивается ценность «драматизации» как процесса, обуславливающего «внутренние» изменения ребенка, обретения им новых свойств личности. Педагоги практически не обращают внимания на то, что происходит с ребенком, когда он принимает на себя роль.
Работая над реализацией нашего инновационного проекта «Игровое пространство в образовательном процессе ДОУ» (научный руководитель М. В. Грибанова), мы обратились к драматизации как интегративному процессу, который позволяет в рамках этой деятельности решать большое количество образовательных задач. Но наряду с образовательными задами, которые мы решаем в процессе драматизации, есть еще возможность творческого самовыражения, творческого взаимодействия педагога и детей.
Наша работа по включению театрально - игровой деятельности в образовательный процесс осуществлялась по нескольким направлениям. Первое направление - организация и обогащение предметно-развивающей среды (потому что драматизация подразумевает использование среды) в формате блочно-тематического планирования в соответствии с недельными образовательными проектами, целью дня и ФГОСами.
Т.к. в четверг у нас по целевой установке дня идет максимальная работа по театрально-игровой деятельности, то особое внимание было уделено разным видам театров: пальчиковый, перчаточный, настольный и т.д.
Следующее направление: мы использовали театральные приемы, в том числе игры-драматизации в любые режимные моменты: на прогулке, после сна, перед приемом пищи и т.п. Возникает ситуация – поиграли, полминуты, две минуты.
Следующее направление - обогащение эмоциональной палитры. Микроэтюды, обогащающие мимический, чувственный, пластический опыт проигрывания ролей, использовались в любом подходящем моменте. Это были не только отдельно взятые моменты проигрывания, но и целые этюды, которые мы также проживали в разных условиях. Накопленный эмоциональный опыт, опосредовал проявления личностного отношения детей к любому герою игры-драматизации, как живому, так и не одушевлённому, дети всё чаще стали «очеловечивать» тот объект, который становился предметом изображения. Т.е. возникли проявления аниматорского мышления (оживляющего мышления) что очень важно для духовного развития.
Когда у детей был накоплен опыт творческого игрового воображения (как я могу превратиться в …) появилось следующее направление в нашей работе - мы ввели новый для всех приём обыгрывания литературных повествований - «моментальную» драматизацию. В рамках недельного образовательного проекта дети знакомились с небольшими по объему стихотворениями с ярко выраженным эмоциональным характером, далее детям предлагалось тут и сейчас проиграть, «прожить» этот кусочек.
Например, в рамках НОП «Посуда» для драматизации было предложено стихотворение Е.Ярышевской «На плите сковорода возмущается…», где образ сковороды передан яркими образными выражениями. И где ребенку легче принять этот образ и передать его. При первичном прослушивании произведения обсуждалось назначение кухонной посуды и юмористический характер стихотворения, «действительно ли сковорода может жаловаться на недостаток внимания»? При драматизации такого стихотворения можно показать различные эмоциональные образы: возмущение, обиду, жалобу, даже гнев. Но при этом в нашей «моментальной драматизации» мы не диктуем ребенку, как ему себя отразить, Ценность в том, что ребенок выражает себя, свое видение ситуации, свое «Я».
И мы увидели, что использование игровых этюдов как формы сотворчества детей и педагога приводит к изменению свойств личности ребенка, создает условия содействия становлению личности и творческой индивидуальности.
Моментальная драматизация: опыт включения игровых этюдов в воспитательно-образовательный процесс.
Научным и педагогическим сообществами давно замечена бесценная польза театральных приемов, способов, форм взаимодействия с детьми в практике образовательной работы. Л.С.Выгодский, выдающийся советский психолог, в своей книге «Воображение и творчество в детском возрасте» также отмечал значение драматизации в работе с детьми для развития личности.
Мы проанализировали сложившееся отношение педагогов к игре-драматизации и поняли, что, чаще всего, театрализованная деятельность используется педагогами как средство для передачи детьми содержания литературного произведения, при этом утрачивается ценность «драматизации» как процесса, обуславливающего «внутренние» изменения ребенка, обретения им новых свойств личности. Педагоги практически не обращают внимания на то, что происходит с ребенком, когда он принимает на себя роль.
Работая над реализацией нашего инновационного проекта «Игровое пространство в образовательном процессе ДОУ» (научный руководитель М. В. Грибанова), мы обратились к драматизации как интегративному процессу, который позволяет в рамках этой деятельности решать большое количество образовательных задач. Но наряду с образовательными задами, которые мы решаем в процессе драматизации, есть еще возможность творческого самовыражения, творческого взаимодействия педагога и детей.
Наша работа по включению театрально - игровой деятельности в образовательный процесс осуществлялась по нескольким направлениям. Первое направление - организация и обогащение предметно-развивающей среды (потому что драматизация подразумевает использование среды) в формате блочно-тематического планирования в соответствии с недельными образовательными проектами, целью дня и ФГОСами.
Т.к. в четверг у нас по целевой установке дня идет максимальная работа по театрально-игровой деятельности, то особое внимание было уделено разным видам театров: пальчиковый, перчаточный, настольный и т.д.
Следующее направление: мы использовали театральные приемы, в том числе игры-драматизации в любые режимные моменты: на прогулке, после сна, перед приемом пищи и т.п. Возникает ситуация – поиграли, полминуты, две минуты.
Следующее направление - обогащение эмоциональной палитры. Микроэтюды, обогащающие мимический, чувственный, пластический опыт проигрывания ролей, использовались в любом подходящем моменте. Это были не только отдельно взятые моменты проигрывания, но и целые этюды, которые мы также проживали в разных условиях. Накопленный эмоциональный опыт, опосредовал проявления личностного отношения детей к любому герою игры-драматизации, как живому, так и не одушевлённому, дети всё чаще стали «очеловечивать» тот объект, который становился предметом изображения. Т.е. возникли проявления аниматорского мышления (оживляющего мышления) что очень важно для духовного развития.
Когда у детей был накоплен опыт творческого игрового воображения (как я могу превратиться в …) появилось следующее направление в нашей работе - мы ввели новый для всех приём обыгрывания литературных повествований - «моментальную» драматизацию. В рамках недельного образовательного проекта дети знакомились с небольшими по объему стихотворениями с ярко выраженным эмоциональным характером, далее детям предлагалось тут и сейчас проиграть, «прожить» этот кусочек.
Например, в рамках НОП «Посуда» для драматизации было предложено стихотворение Е.Ярышевской «На плите сковорода возмущается…», где образ сковороды передан яркими образными выражениями. И где ребенку легче принять этот образ и передать его. При первичном прослушивании произведения обсуждалось назначение кухонной посуды и юмористический характер стихотворения, «действительно ли сковорода может жаловаться на недостаток внимания»? При драматизации такого стихотворения можно показать различные эмоциональные образы: возмущение, обиду, жалобу, даже гнев. Но при этом в нашей «моментальной драматизации» мы не диктуем ребенку, как ему себя отразить, Ценность в том, что ребенок выражает себя, свое видение ситуации, свое «Я».
И мы увидели, что использование игровых этюдов как формы сотворчества детей и педагога приводит к изменению свойств личности ребенка, создает условия содействия становлению личности и творческой индивидуальности.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий кукольного театра в детском саду Сценарий театрального фестиваля по сказкам Пушкина для старших дошкольников Музыкально – тематическая сказка для старших дошкольников с элементами ОБЖ для дошкольников Теневой театр в детском саду своими рукамиПохожие статьи:
Сценарий театрализованного представления для детей средней группы
← Конспект НОД в младшей группе детского сада на тему: Осень | Модель организации процесса сотрудничества в условиях дополнительного образования в ДОУ →
Автор: любовь владимировна дернова
Опубликовано: 1957 дней назад (28 июня 2019)
Просмотров: 950
Рубрика: из опыта работы
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!