Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект занятия - путешествия в старшей группе ДОУ. Тема: «В гостях у Пассам»

Конспект НОД для старшей группы «В гостях у Пассам»
Старшая группа (5-6 лет)
Тема: «В гостях у Пассам»
Подготовила и провела: воспитатель Шаякбарова Любовь Николаевна
Программное содержание:
Образовательная область: «Познавательное развитие»
(Ознакомление с окружающим миром), «Художественно-эстетическое развитие (Аппликация)
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие (Развитие речи)», «Художественно-эстетическое развитие (Музыка)».
Тип НОД: Познавательно - развивающая
Возраст детей: 5-6 лет
Форма проведения НОД: Занятие - путешествие
Форма организации: Подгрупповая
Виды детской деятельности:
коммуникативная: ответы на вопросы, высказывание предположений, выводы;
экспериментальная: «Волшебное сито», проведение опытов с ситом, разделение круп по размеру.
игровая: физкультминутка «Льдинки, ветер и мороз», «Ручейки и озера», интерактивная дидактическая игра «Заселим лес животными»
практическая: «Выложи орнамент»
Цель: Пробуждение у детей интереса и любви к родному краю, формирование патриотических чувств, закрепление знаний о растительном и животном мире.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять знания о животном и растительном мире, о природе родного края природе родного края, коренном населении Ханты – Мансийского Автономного округа – Югра;
- активизировать в речи детей прилагательные, обобщающие слова;
- дать представление о художественных промыслах народов ханты и манси, о разнообразии, богатстве, красоте народных хантыйский орнаментов разнообразии, богатстве, красоте народных хантыйских орнаментов;
- познакомить детей со способами отделения мелкой крупы от крупной с помощью сита,
- развивать самостоятельность.
Развивающие:
- Развивать исследовательскую деятельность; познавательные способности;
- творческие способности детей.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение и любовь к родному краю, патриотические чувства, толерантность.
Здоровьесберегающие:
- Обеспечение эмоционального благополучия в процессе занятия, своевременная смена статического положения детей.
Демонстрационный материал: мультимедийная установка, предметы народов Севера, лэпбук с нетрадиционными материалами, указка, музыка.
Раздаточный материал: разноцветные ленточки, образцы орнаментов, крупы (рис, манка, пшено, гречка, макароны), сито на всех детей, совки, миски, тонированные пластилином варежки, салфетки, подносы, ягоды брусники, клюквы.
Методы и приемы:
Наглядный: мультимедийная презентация;
Словесный: беседа, разгадывание загадок, прослушивание аудиозаписи сказки, ответы на вопросы;
Практический: эксперимент, выкладывание орнаментов;
Игровой: физкультминутка, интерактивная дидактическая игра.
Создание мотивации:
Беседа, художественное слово, сюрпризный момент.
Словарная работа: активизировать употребление слов – орнаменты, узоры. Познакомить со значение нового хантыйского слова – «Пассам» (солнечный лучик)
Предварительная работа: чтение сказок, рассказов, стихотворений поэтов и писателей народов ханты, и манси, знакомство с фольклором (потешками, сказками, показ и рассматривание предметов обихода, одежды, украшенной орнаментами, народных игр и игрушек. Рисование, лепка и выполнение работ по аппликации и ручному труду детьми по декоративно – прикладному искусству коренных народов.
Ход НОД
Организационный момент
Встречает хантыйская девушка «Пассам»
Пассам: Здравствуйте ребята! Вы узнали меня? Кто я?
Дети: Хантыйская женщина.
Пассам: Меня зовут Пассам – солнечный лучик.
Югорский край – заветный край России,
земля легенд и сказок старины.
В край Угорский вас я приглашаю.
Дети стоят в круге.
Пассам: У нас, у хантов есть такая традиция дарить новым друзьям разноцветные ленточки.
Каждому времени года соответствует разный цвет:
- Кто родился летом – цвет красный как брусничка;
- Зима – синий цвет, как черника;
- Осень – желтый – морошка;
- Весна – зеленый – мох.
Пассам: Выйдите в центр круга, кто родился летом, я вам дарю ленточки красного цвета. Кто весной – зеленого, кто осенью желтого, кто зимой – синего. Наденьте на руку.
Пассам: Скажите, ребята, как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Мы живем в России.
Пассам: Скажите, в каком округе мы живем?
Дети: Мы живем в Ханты – мансийском округе- Югра.
Пассам: В каком городе мы с Вами живем?
Дети: Мы живем в городе Советский.
Пассам: Угорский край славится тайгой, она красива и богата. Тайга - это хвойный и лиственный лес. Что растет в тайге? Какие грибы, ягоды? Какие деревья? А тайга славится только растениями или там есть животные?
Пассам: Давайте поиграем в игру «Заселим лес животными» и узнаем.
Пассам: А, в тайге прохладно. Какое сейчас время года?
Дети: Сейчас поздняя осень.
Пассам: Назовите приметы поздней осени.
Дети: Улетели птицы в теплые края. Снегири, синицы, клесты прилетают в сады. Животные готовятся к зиме. Меняют свои летние шубки, на зимние – более пушистые и светлые. Идет снег. Холодно.
Пассам: Давайте оденемся. Надеваем мальчики – малицу, девочки – сах. На ноги – кисы. На голову.
Проходите и присаживайтесь на пенек.

Дидактическая игра «Заселим лес животными»
Пассам: Для этого нам нужно разгадать загадки.
Хозяин лесной,
просыпается весной,
а зимой, под снежной вой,
спит в избушке снеговой.
Дети: Медведь.
Пассам: Правильно ребята. А у каждого животного естьсвой орнамент. Посмотрите, какой орнамент у медведя.
Пассам: Бьет копытами «Цок- цок», снег летит, крупа, песок.
Знают все, кому не лень, это северный…
Дети: Олень.
Пассам: Показ орнамента - рога оленя.
Пассам: Трусоват лесной красавец.
Догадались это….
Дети: Заяц.
Пассам: Показ орнамента – заячьи лапки.
Воспитатель: Длинный хвостище, а сама хитрища.
Дети: Лиса.
Пассам: Показ орнамента след лисы.
Пассам: Молодцы ребята!
Пассам: А, скажите, как называется мой дом?
Дети: Чум.
Пассам: Проходите в мой дом. Угощайтесь. Попробуйте ягоды брусники, клюквы.
Пассам: А в каждом чуме, у ханты и манси есть очаг.
Пассам: Женщины ханты и манси варят кушать, разводят костёр, сидят возле очага и занимаются рукоделием.
Пассам: Как одеты женщины: на голове у них огромные цветные платки с кистями. Они одеты в широкие платья. Платье сшито из ткани. Мужчины одеты в широкие малицы с капюшоном.
Пассам: А, может кто – то знает, как называется зимняя обувь?
Дети: Кисы.
Пассам: Вам нравится одежда ханты и манси? Чем нравится?
Пассам: Украшают свою одежду ханты и манси орнаментом.
Пассам: Хантыйские женщины настоящие мастерицы. У каждой семьи свой неповторимый орнамент. Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми, оригинальными. В орнаменте встречаются стилизованные изображения животных.Для себя они шьют одежду, которая называется – сах. Вышивают различные туески, шьют сумочки.
Показ украшенной одежды, обуви, предметов быта.
Пассам: Вой ветра (аудиозапись).
Дух ветра Камполэн зашел в наш чум хочет, чтоб мы с вами поиграли в игру «Льдинки, ветер и мороз».

Физкультминутка «Льдинки, ветер и мороз»
Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки,
Сверкают, звенят
Дзинь, дзинь...
Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг - большую льдинку и берутся за руки.

Пассам: Посмотрите ребята, я приготовила для вас сюрприз. У меня в чуме есть волшебная книга. А в ней много всего интересного. Ой! Ой! Ребята, все – таки похозяйничал Камполэн внутри волшебной книги. Все перемешал. (Показ баночек с крупами.). Что же нам теперь делать?

Экспериментальная деятельность «Волшебное сито»
Пассам: Помогите отделить рис, перловку и макароны от манки? Как же это сделать?
Дети: Пробуют отделить пальчиками. Отмечают, что получается медленно.
Пассам: Как можно это сделать быстрее? Посмотрите есть ли какие – то предметы, которые могут помочь нам?
Дети: Замечают сито.
Пассам: Что это?
Дети: Сито.
Пассам: Для чего необходимо? И как им пользоваться?
Дети: Просеивать муку, крупы.
Пассам: Что остается в сите?
Дети: Рис, перловка и макароны.
Пассам: Что из сита сыпется в миску?
Дети: Манка.

Рассматривают очищенный рис, перловка и макароны.

Пассам: Почему рис, гречка и макароны остаются в сито?
Дети: Они крупнее, чем манка.
Пассам: Почему крупные вещества остаются в сите, а мелкие сразу попадают в миску?
Дети: Потому что у сито мелкая сетка.
Пассам: Какие вы молодцы!
Пассам: А, что можно приготовить из макарон, перловки и риса.
Дети: Кашу, суп.
Пассам: Если каша из гречки, каша какая? Если каша из риса, каша какая?
Пассам: А, еще с помощью круп можно делать красивые узоры. Пройдите за столы, на ваших столах лежат образцы орнаментов, выберите более понравившийся вам орнамент.
Пассам: Возьмите варежек, такого цвета, какому соответствует цвет вашей ленточки и украсьте орнаментом.
Пассам: Выберите, чем вы будете выкладывать орнамент: макаронами, рисом или перловкой.
Пассам: Пока вы будете работать, послушайте хантыйскую сказку «Пассам – солнечный лучик» про меня. (Аудиозапись).

Художественное слово
«Это было низко и высоко, близко и далеко, на небе и на земле. В верхнем мире, в небесных избушках жило- поживало Солнце. Солнце рано вставало и дочерей своих поднимало, на работу отправляло. А дочерей у Солнца было много. Все они походили друг на друга и звали их Пассам (солнечный лучик). Но старшая была самая умная, красивая, работящая.

Решило Солнце выдать ее замуж за ясного Месяца. Чтобы свадьбу сыграть, нужно красивую, богатую одежду и обувь для приданого приготовить. И решило тогда Солнце попросить помощи у жителей тундры и тайги приготовить наряды.

Вот собрались тогда, птицы, рыбы, люди, и каждый предложил свой узор».

Пассам: У всех получились замечательные работы. Это мой вам подарок. А вы можете подарить варежки нашим гостям, чтоб они повесили их на новогоднюю елку.
Пассам: Что ты делал?
Дети: Заячьи лапки, лисий след.

Рефлексия
Пассам: На прощанье поиграем. Можете пригласить взрослых.

Игра «Ручейки и озера»
Пассам: На сигнал «Ручейки побежали» ребята движутся в разных направлениях. На сигнал «Озера» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги- озера. Строиться в круг можно только по сигналу.

Пассам: Сегодня, я поняла, что вы много знаете о том, как мы живем, о природе нашего края. Это меня очень обрадовало. До свидания!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект тематической беседы в старшей группе Сценарий игрового занятия в старшей группе Конспект логоритмического занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе

Похожие статьи:

Развивающее занятие в старшей группе ДОУ

Занятие по рисованию в старшей группе

Конспект НОД в старшей логопедической группе по теме «Строительство»

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей старшей логопедической группы по развитию мелкой моторики рук

Конспект по формированию элементарных математических представлений в старшей группе для детей с ЗПР

Итоговая НОД по ФЭМП в старшей группе с презентацией
Опубликовано: 507 дней назад (30 ноября 2022)
Просмотров: 494
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!