Экологическое воспитание в дополнительном образовании детей. Из опыта работы
Экологическое образование и воспитание – приоритетное направление работы с детьми начальной школы
Из опыта работы руководителя Студии развития экологической культуры «Почемучка» (по дополнительной общеобразовательной программе «Все ответы на вопросы «Почему?»)Автор: Дятлова Любовь Михайловна, педагог дополнительного образования МБУ ДО ДДТ г. Невинномысска.
Описание. Данный материал можно использовать в младших классах на классных часах, тематических занятиях.
Цель: поделиться опытом работы.
Задача: показать важную роль воспитания экологической культуры младших школьников.
На сегодняшний день образование и воспитание школьников в области окружающей среды – одно из приоритетных направлений работы с детьми. Чем раньше мы начинаем формировать экологическую культуру у детей, тем выше эффективность нашей работы.
Экологическое образование и воспитание – это целенаправленный, последовательный процесс в работе педагога по формированию системы экологических знаний и умений, взглядов и убеждений.
Педагоги всех образовательных учреждений Российской Федерации постоянно сталкиваются с необходимостью изменения отношения подрастающего поколения к природе.
В государственных образовательных стандартах говорится, что экологическое образование должно осуществляться на всех уровнях общего образования в урочной и внеурочной деятельности.
В центрах дополнительного экологического образования дети могут ближе общаться с природой, подробнее изучать окружающую среду, формируя экологическое сознание.
Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста – одно из направлений духовно-нравственного развития и воспитания.
В этот период развития у детей формируются позитивные черты характера, знания и навыки. В этом возрасте в сознании детей происходит формирование наглядных представлений о тех или иных объектах и их свойствах, а также нравственно-экологической позиции, которая определяет отношение ребёнка к природе и к самому себе.
Важная роль в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста отведена использованию и применению игровых технологий.
Поэтому на своих занятиях в Студии развития экологической культуры «Почемучка» я постоянно использую дидактические игры, которые воспитывают любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе.
Содержание дидактических игр по экологическому образованию разнообразно, в них отражаются явления природы, сезонные изменения в жизни растений, животных, вопросы охраны природы. В ходе таких игр формируются нравственные качества детей, развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина.
Дидактические игры способствуют умению рассуждать, высказывать своё мнение, не боясь при этом ошибиться: ведь каждый ошибочный ответ рассматривается не как неудача, а как поиск правильного ответа, решения.
Часто в результате занятий с использованием дидактических игр у многих детей обнаруживаются большие способности, инициатива, изобретательность. Они участвуют во Всероссийских единых уроках, в различных конкурсах, Международных и Всероссийских онлайн викторинах и олимпиадах по окружающему миру, географии, экологии.
Важную роль в экологическом воспитании играет исследовательское направление. Прогулки, экскурсии развивают наблюдательность, познава-тельный интерес, формируют научное мировоззрение.
Сухомлинский говорил: «Меня поражало, что восхищение детей красотой переплеталось равнодушием к судьбе прекрасного. Любование красотой – это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращать в активное стремление к деятельности». В процессе общения с природой у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируется желание беречь природу.
Воспитанники Студии развития экологической культуры «Почемучка» – постоянные участники таких природоохранных акций, как «Посади дерево», «Сохраним природу Ставрополья», «Мы – твои друзья», «Каждой пичужке – кормушка!», «Покормите птиц!», «Детская дубрава», «Цветами улыбается земля».
Особенностью экскурсий является возможность активного познания живых объектов, входящих в природные сообщества. Во время экскурсий расширяются и углубляются теоретические знания о природе. Кроме познавательного значения, экскурсии имеют большие воспитательные возможности. Ознакомление с окружающим миром – это первые шаги в познании родного края, родной природы, в воспитании любви к Родине.
В экологическом воспитании помогает и чтение книг о природе. К примеру, каждое первое занятие месяца я знакомлю детей с одноимённой главой из книги В. Бианки «Синичкин календарь».
В работе с обучающимися объединения «Почемучка» предусмотрено проведение массовых мероприятий: Синичкин день, Посвящение в юннаты, День эколога, День леса, День воды т. д. Ребята участвуют в очистке берега реки Кубань от мусора.
Приведу слова К. Д. Ушинского: «Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью».
Таким образом, современное воспитание подрастающего поколения является одним из наиболее актуальных вопросов.
Практическое приложение. Экологическое воспитание младших школьников. Игры, загадки
Рекомендуем посмотреть:
Формирование экологической культуры младших школьников посредством экскурсий Экологическая акция «Покорми птиц зимой!» в школеПохожие статьи:
Экологические игры для младших школьников
Внеурочное экологическое занятие учащихся начальных классов
Внеклассное занятие в начальной школе «Уход за комнатными растениями»
← Конспект урока Разговор о важном для детей начальной школы «Бесценный дар судьбы» | Конспект тематической осенней прогулки с детьми начальной школы →
Автор: Любовь Михайловна Дятлова
Опубликовано: 781 день назад (3 октября 2022)
Просмотров: 681
Рубрика: Без рубрики
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!