Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Внеклассное занятие к Дню птиц для учащихся начальных классов. Сценарий

Конспект занятия к Международному Дню птиц для учащихся начальных классов (1-4 классы).
Автор Дятлова Любовь Михайловна, педагог дополнительного образования МБУ ДО ДДТ г. Невинномысска.
Описание. Данный материал можно использовать в младших классах на уроках окружающего мира и для занятий в объединениях биолого-экологического направления учреждений дополнительного образования.

Цели: познакомить обучающихся с информацией о ежегодном празднике «День птиц», необходимости его проведения, формировать знания о разнообразии птиц.

Задачи: закрепить представление детей о характерных особенностях птиц, воспитывать бережное отношение к ним.
Ход занятия.
1. День птиц.
2. Птица года.
3. Многообразие пернатых.
4. Инсценировка «Случай».
5. Физкультминутка.
6. Викторина.
7. Правила общения с птицами.

Ребята, ежегодно весной 1 апреля весь мир отмечает Международный день птиц. Как вы думаете, для чего проходит эта акция? Потому что птицы приносят большую пользу. Они уничтожают вредных насекомых, сохраняя культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении, способствуют распространению плодов и семян. Птицы защищают наши леса и сады от вредителей.
Людям необходимо напоминать о бережном отношении к птицам, о правилах поведения вблизи их гнёзд.
В 2015 году Птицей года стала Горихвостка. Длина её тела 14–15 см. Окраска – сочетание рыжего, чёрного, бурого и белого цветов. Рыжий хвост постоянно находится в движении, то приподнимаясь вверх, то опускаясь вниз. Спинка серая, белый лоб, бока головы и горло чёрные, крылья бурые. Брюшко, как и хвост, рыжего цвета. Самцы окрашены ярче самок – самки буровато-серые, со светлым горлом и брюшком. Своё имя эта птица получила за похожий на язычок пламени, постоянно подрагивающий яркий рыжий хвостик.
Обитают горихвостки в лесах, садах, зарослях кустарника, по берегам рек; селятся и у жилья человека. Гнёзда устраивают в дуплах, расселинах скал, на земле под кустами. Снаружи гнездо всегда прикрыто или спрятано. Кладку из 5–7 бледно-голубых яиц насиживает самка.
Питаются горихвостки в основном насекомыми, ягодами и плодами. Это певчие птицы, распространены в Европе, Центральной Азии и некоторых районах Африки. Осенний отлет горихвостки-чернушки на Северном Кавказе происходит в сентябре – октябре. Зимует в Африке, Азии, Индии.
Обыкновенная горихвостка была самой обычной птицей садов и парков центра европейской России, но в последние десятилетия численность этого вида заметно снизилась.
На Земле примерно 9000 видов птиц, в нашей стране более 700. Раздел зоологии, изучающий птиц, называется орнитологией. Птицы – единственные животные с перьями. За это их называют пернатыми. Птицы вьют гнёзда, выводят птенцов из яиц. Большинство птиц умеют летать. Назовите нелетающих птиц. Не летают киви, пингвины и страусы.
Птицы очень различаются по внешнему виду, размеру, раскраске. Самая крупная из современных птиц – африканский страус, его рост 2,7 м., а вес 70 - 90 кг. А самая маленькая птица – колибри, её размер не больше шмеля.
Птицы живут в открытом море, в арктической зоне, в тропиках и даже в пустынях.
Есть домашние птицы, которых человек разводит для питания – куры, утки, гуси, индейки. Есть декоративные птицы – голуби, попугаи, канарейки, которых люди держат в доме.
На первый взгляд, жизнь птиц беззаботна. Но это не так. Что делают все перелетные птицы в первую очередь, когда возвращаются домой? Строят гнёзда. Какие птицы селятся в гнёздах, которые для них делает человек? Скворцы. Как называются их домики? Скворечники. Но их домики бывают заняты. А занимают их воробьи. А как это бывает? Сейчас мы узнаем. (Приглашаются трое детей, которые заранее выучили слова, можно просто читать по ролям. Слова автора я читаю сама.).

Инсценировка «Случай».
Этот случай был в апреле, с юга птицы прилетели.
Тает снег, а воробья выгоняют из жилья.
– Убирайся вон, задира, – просвистел ему скворец.
– Ни за что, моя квартира, я не временный жилец!
Я тут вьюги и мороз терпеливо перенес.
А сейчас, под этой кровлей для семьи гнездо готовлю
И не тронусь, хоть убей! – прочирикал воробей.
– Не упрямься! Мне в наследство этот дом достался с детства.
Вылетай. Мой клюв остер. А не то…- Но тут во двор
Со скворечней Миша вышел, быстро с нею влез на крышу,
Тут же крепко привязал и приветливо сказал:
– Я, друзья, сердечно рад, охраняйте вместе сад.
Только Миша слез долой, воробейка удалой
В новый дом переселился и с соседом помирился.

А сейчас вы все изобразите птичек.
Физкультминутка.
В небе высоком птички летают,
В гнёздышке в теплом они отдыхают:
Крылья сложили, глазки сомкнули.
За день налетавшись, тут же уснули.
Солнышко встало. Тепло улыбнулось:
«Доброе утро!» Птички проснулись.

Ребята, сейчас вы разделитесь на 2 команды, и мы проведём викторину. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Викторина.
1-й тур. Найдите ошибки.
Для перины и подушки
Мягкий пух дают лягушки. Не лягушки, а утки, гуси.
Слышишь крики пастуха?
Гонит в стадо петуха. Не петуха, а корову.
Спят ночами утки
В конуре иль будке. Не утки, а собаки.
В строй цыплятки все встают
И идут скорей на пруд. Не цыплята, а утята.

2-й тур. Четвёртый лишний.
1. Три из перечисленных птиц – зимующие, а одна перелётная. Найдите её. Синица, снегирь, дятел, грач.
2. Среди указанных здесь птиц одна не певчая. Соловей, удод, пеночка, сова.

3-й тур. Почтовый ящик.
Ребята, на наш адрес пришло три письма. Угадайте, кто их написал.
1. « У меня на голове чёрная шапочка, спинка, крылья, хвост тёмные, а грудка ярко-желтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой ем всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я?» Синица.
2. «Меня называют смотрителем леса. Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, крылатки клёна. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я? Полозень.

4-й тур. Посчитайте.
Сколько птичек-невеличек
На кормушку прилетело?
Воробьёв драчливых пара,
И синичек тоже пара,
Пара сизых голубей
Да пара снегирей. (8).

Лебеди у нас в пруду,
Я поближе подойду:
9 чёрных, белых – 5,
Кто успел их сосчитать? (14).
Сколько пар лебедей? (7).

Именины у синицы, гости собрались.
Сосчитай-ка их скорее,
Да смотри, не ошибись.
3 весёлых воробья, 3 вороны,
3 сороки – белобоки,
3 стрижа и дятлов – 3,
Сколько всех их? Назови! (15).

Много деток у тебя, трясогузка-умница?
2 спать легли, 2 в поле пошли,
2 – в лес по дрова, 2 – там, 2 – тут
Да 2 сзади идут. (12).

Правила общения с птицами.
А задумались ли вы о том, как мы должны относиться к птицам? Что может сделать человек для птиц и чего он не должен делать? Я буду читать вам лозунги, если это нужно делать для птиц, вы хлопните в ладоши. А если нет, то будете сидеть тихо.

1. Вывешивать скворечники весной.
2. Стрелять из рогатки по птицам.
3. Помогать больной или раненой птице.
4. Разорять птичьи гнезда.
5. Подкармливать птиц ранней весной.
6. Уносить домой здоровых птенцов.
7. Подходить близко к гнездам птиц.
8. Изучать птиц.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект беседы для учащихся начальной школы. Перелетные птицы Внеклассное мероприятие для детей начальной школы ко Дню птиц. Сценарий Конкурсная программа на День птиц в начальной школе. Сценарий Устный журнал в начальной школе ко Дню птиц с презентацией

Похожие статьи:

КВН ко Дню птиц для начальных классов

Сценарий ко Дню птиц для 1-2 класса

Внеурочное экологическое занятие учащихся начальных классов

Внеурочное занятие «Экологическая тропа» в начальной школе

Участник №21 творческого конкурса «Кладовая природы» с 3 апреля по 3 июля 2015 года
Конспект внеурочного занятия для учащихся начальных классов. Почему муравьи – защитники леса? | Воспитательное мероприятие по ПДД для младших школьников 7-9 лет
Опубликовано: 3257 дней назад (28 апреля 2015)
Просмотров: 7478
+12
Голосов: 12
Комментарии (14)
Вера Валерьевна Ляпина # 28 апреля 2015 в 18:57 +2
Интересную работу вы представили, Любовь Михайловна! Разнообразна разными видами работ. Примите голос!
Любовь Михайловна Дятлова # 28 апреля 2015 в 19:29 0
Вера Валерьевна, большое вам спасибо!
Татьяна Владимировна Першанова # 28 апреля 2015 в 20:18 +1
Любовь Михайловна,молодцы мне понравилось!!!Примите мой голос!
Олеся Павловна Давыдова # 28 апреля 2015 в 21:50 +1
Любовь Михайловна, у вас интересная разработка с различными заданиями и информацией, которая не перегружает весь урок. Спасибо! +1
Ольга Владимировна Долматова # 29 апреля 2015 в 08:08 +1
Любовь Михайловна, спасибо за приглашение.Интересный конспект занятия. Вы молодец, мне очень понравилось.Желаю вам творческих успехов. Мой голос вам!!!
Ираида Анатольевна Толстопятова # 29 апреля 2015 в 09:01 +2
Добрый день, Любовь Михайловна. Спасибо за приглашение. Сценарий про птиц очень интересный и познавательный для детей. Вы молодец, придумали для детей очень много заданий на которые надо хорошенько подумать. Желаю вам творческих успехов. Голосую!
Наталия Валерьевна Кондукторова # 29 апреля 2015 в 20:58 +2
Любовь Михайловна, интересный конспект занятия к Международному Дню птиц для учащихся начальных классов (1-4 классы) Вы представили. Мероприятие знакомит обучающихся с информацией о ежегодном празднике «День птиц», необходимости его проведения, формирует у детей знания о разнообразии птиц, закрепляет представление детей о характерных особенностях птиц, воспитывает бережное отношение к ним. Голос + 1
Надежда Николаевна Пермякова # 2 мая 2015 в 17:12 +2
Занятие добротное, содержательное, охватывает большой объем знаний детей, способствует развитию речи, фантазии, творческого мышления и воображения. Вы умница! ГОЛОС!
Занятие очень интересное, познавательное и эмоциональное! ГОЛОС!
Анна Михайловна Дуброва # 5 мая 2015 в 17:23 +1
Замысел занятия очень хороший. Педагог дополнительного образования не написала, как именно проходит занятие: ребята видят птиц, о которых рассказывают или просто слушают? Я думаю, что текст, который написан в самом начале конспекта, детям воспринимать трудно. Занятие для 1-4 классов. Возраст не позволяет таким обучающимся просто слушать доклад о птицах. Далее: педагог задаёт вопрос и сам отвечает. Я думаю, что такое занятие очень нужное и познавательное. Считать это конспектом? Это материал, умело подобранный учителем.
Зинаида Федоровна Чернышова # 5 мая 2015 в 23:17 +1
Очень интересные конкурсы, викторины. Возможно что-нибудь возьму для себя. Единственно, на счет грачей возникло сомнение, что они перелетные, возможно они перешли к оседлости, я их вижу всю зиму в г. Светлограде.
Валентина Михайловна Головина # 17 мая 2015 в 22:10 +1
Знакомство с информацией о ежегодном празднике «День птиц», необходимости его проведения, формирования знаний о разнообразии птиц - актуальна в это время года Голос!
Ольга Владимировна Гудым # 19 мая 2015 в 16:36 +1
Добрый день, Любовь Михайловна. Спасибо за приглашение. Сценарий ко Дню птиц интересный, познавательный. материал разнообразный: стихи, инсценировка, физкультминутка, викторина, правила общения с птицами. Желаю вам творческих успехов. Голосую!
Светлана Николаевна Крючкова # 14 июня 2015 в 19:00 0
Любовь Михайловна, спасибо за приглашение! Очень понравился представленный Вами материал, посвященный Международному дню птиц! Отличный сценарий, содержащий в себе разнообразные интересные виды деятельности- инсценировка, физкультминутка, викторина. Уверена, что всем участникам праздника было очень интересно и весело! Сценарий несет в себе интересную познавательную информацию, касающуюся пернатых!молодцы! Желаю успехов в конкурсе и новых идей! Примите мой голос!
Ольга Ивановна Копылова # 25 апреля 2017 в 15:34 0
Добрый день! Очень интересный материал, доступный, познавательный! Успехов вам! Голос!