Дифференцированный подход в дополнительном образовании
Дифференцированный подход к обучению на занятиях в объединении «Почемучка»
Опыт работы педагога дополнительного образования. Дифференцированный подход к обучению на занятиях в объединении «Почемучка»
Цель: поделиться опытом работыЗадача: показать важную роль дифференцированного подхода к обучению в дополнительном образовании
Дифференцированное обучение – это система образования, обеспечивающая развитие личности каждого ребёнка с учётом его возможностей, интересов, склонностей и способностей.
Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся на занятиях предполагает использование заданий разного уровня для выявления склонностей и способностей детей. Уровень может быть разным как по трудности, так и по объёму изучаемого материала.
Могу с уверенностью сказать, что любой педагог дополнительного образования на своих занятиях в большей или меньшей степени использует элементы дифференцированного подхода. Часто дифференциация основывается только на интуиции или благодаря педагогическому опыту. Ещё до проведения входной диагностики, после одного или нескольких первых занятий мы можем выделить менее или более способных детей.
Условно можно разделить обучающихся на 3 группы.
1 группа – это дети с низким уровнем усвоения знаний (как правило, малочисленная группа).
2 группа – дети со средним уровнем усвоения знаний (их большинство).
3 группа – дети с высоким уровнем усвоения знаний и умений.
На моих занятиях все дети работают вместе, то есть, нет необходимости рассаживать их по группам. По ходу занятия они могут получать разные по сложности задания. Ведь одно и то же задание для одних детей является сложным, а для других – это лёгкий вопрос.
Занятия в объединении «Почемучка» (естественно научного направления) предусматривают знакомство воспитанников с определенным кругом знаний о растительном и животном мире, которые постепенно расширяются и углубляются. Учащиеся знакомятся с дикими и домашними животными, дикорастущими и культурными растениями, их разнообразием, условиями содержания и выращивания, их значением для человека. Дети получают знания о водоёмах, природных зонах, особо охраняемых растениях и животных.
Основной формой обучения является комбинированное занятие, которое состоит из двух частей.
Первая часть – теоретическая – проводится в форме рассказа, беседы с использованием наглядных пособий.
Вторая часть, занимающая большую часть по времени, вносит элемент игры, повышая активность ребёнка, помогает закрепить полученные знания. Это загадки, викторины, кроссворды, рисование по теме.
Как отличаются задания для разных групп по уровню трудности?
Например, изучая растительный мир, детям со средним уровнем усвоения знаний предлагаю распределить растения по группам. Что из перечисленного (яблоня, ясень, одуванчик, лилия, кедр, ива, клубника, шиповник, роза, черника) относится к деревьям, кустарникам, травянистым растениям.
Детей с низким уровнем усвоения знаний прошу просто назвать знакомые им растения.
Дети с высоким уровнем усвоения знаний, как правило, отличающиеся наблюдательностью, после выполнения задания делят эти же растения на дикорастущие и культурные, дают о них дополнительную информацию.
Беседуя о правилах поведения в природе, предлагаю прослушать небольшой рассказ и найти ошибки, совершённые героями этого рассказа. Это задание для детей 2-й группы. Дети 3-й группы не просто перечисляют ошибки героев, а рассказывают, к каким последствиям могут они привести. Детям 1-й группы предлагаю перечислить то, что может нанести вред природе (можно не из текста).
Ещё один пример. Задание для 2-й и 3-й групп – игра «Узнай животное по описанию».
Зачитываю текст: «Это удивительный зверёк. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное: зверёк чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест он много. Обычно за ночь съедает столько, сколько весит сам. Ест всё: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей». Ёж.
Для детей 1-й группы – игра «Третий лишний», в которой из 3-х перечисленных нужно найти 1 правильный ответ.
Более сильным детям можно раздать кроссворд для самостоятельной работы. Дети, чьи знания слабее, в это время могут поиграть в «да – нет». Тема заданий для всех одна.
То есть, я подбираю дидактические игры для детей по уровню трудности.
Дифференциация заданий по объёму учебного материала.
Необходимость использования дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы обучающихся. Медлительные дети обычно не успевают полностью выполнить работу. А несколько учащихся выполняют, кроме основного задания, ещё и дополнительное.
Дифференциация по самостоятельности.
Решение кроссворда, мини-викторина, любая дидактическая игра детьми со средним уровнем усвоения знаний проводится по парам. Дети с высоким уровнем работают самостоятельно. Детям, у которых возникают трудности, помогаю я.
Дифференциация по поведенческой реакции.
Не всегда активность или пассивность ребёнка означает его готовность (неготовность) дать ответ. Псевдоактивный ученик тянет руку – и пожимает плечами, стоит его спросить. И наоборот, есть дети стеснительные. Стоит их «растормошить», и они дадут развёрнутый ответ.
У дифференцированного подхода в образовании детей есть и противники. Они считают, что деление детей по уровню развития негуманно, что слабые лишаются возможности подтянуться к более сильным, получить от них помощь.
Я – за индивидуальный и дифференцированный подход к обучению. Мне кажется, это позволяет добиться повышения качества знаний обучающихся, уровня их умений и навыков, исключается уравниловка детей.
Рекомендуем посмотреть:
Приемы развития критического мышления у школьников. Из опыта работы педагога дополнительного образов Социальная адаптация дошкольников в доме детского творчества Опыт работы педагога дополнительного образования. Дополнительное образование детей Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников← Конспект внеурочного занятия для младших школьников «Почему бобры – короли грызунов?» | Внеурочное занятие по окружающему миру, 2 класс «Птички – невелички» →
Автор: Любовь Михайловна Дятлова
Опубликовано: 1771 день назад (17 февраля 2020)
Просмотров: 2449
Рубрика: Без рубрики
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!