Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников

Опыт работы педагога дополнительного образования. Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников
Описание работы. Материал будет интересен моим коллегам – педагогам дополнительного образования. Из опыта работы я знаю, насколько важна роль дидактических игр на занятиях в детских объединениях. Играя, дети легче усваивают новый материал, так как происходит повторение изучаемого в его различных сочетаниях и формах.
Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников на примере детского объединения «Почемучка».
Цель: поделиться опытом работы.
Задача: показать важную роль дидактических игр на занятиях в дополнительном образовании.

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
(Сухомлинский В. А.)

В психолого-педагогической науке установлено, что познавательный интерес выступает ведущей и ключевой составляющей мотивации учения. По мнению Л. С. Выготского, познавательный интерес – это мотив, лежащий в основе учебной деятельности, придающий ей творческий, устремлённый характер.
В развитии познавательного интереса младших школьников можно выделить несколько этапов. Первоначально он проявляется в виде любопытства – естественной реакции человека на всё неожиданное, интригующее. Любопытство, вызванное неожиданным результатом опыта, интересным фактом, приковывает внимание обучающегося к материалу данного занятия, но не переносится на другие занятия. Это неустойчивый, ситуативный интерес.
Более высокой стадией интереса является любознательность, когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае воспитанник обычно активен на занятии, задаёт вопросы, приводит свои примеры и т. д. Материал другой темы может оказаться для него скучным, и интерес к предмету пропадёт. Поэтому задача состоит в том, чтобы поддерживать любознательность, стремиться сформировать у обучающихся устойчивый интерес к изучаемому предмету. Интерес к приобретению знаний формируется у школьников только при условии определённой организации педагогом учебного процесса.
Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Ещё в древних Афинах дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества. В средние века в школах среди методов обучения также популярны были состязания школьников, в частности, в риторике.
Известно, насколько игра многогранна: развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и даёт отдых. Но исторически одна из первых её задач – обучение. Не вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения.
Игра – важный стимул в обучении. Посредством игры быстрее идёт возбуждение познавательного интереса, потому что человеку по своей природе нравится играть. Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём. В игре ребёнку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно.
В то же время в ходе игры у школьников активизируются внимание, воображение, память, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы. Игра позволяет вовлечь каждого в активную работу, в ней реализуется интерес к перевоплощению и импровизациям, создаются особые условия, при которых обучающиеся могут осуществлять самостоятельный поиск знаний.
Решение многих игровых заданий на занятиях в объединении «Почемучка» требует знаний и информации, выходящих за рамки школьных уроков обучающихся, а значит, требуется работа с дополнительной литературой. Игровая форма делает выполнение задания увлекательным, повышает интерес к знаниям и способствует формированию навыков самостоятельного получения знаний.
Сухомлинский говорил: «Меня поражало, что восхищение детей красотой переплеталось равнодушием к судьбе прекрасного. Любование красотой – это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращать в активное стремление к деятельности». В процессе общения с природой у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умения и желание беречь и защищать природу. Дети приобретают навыки по уходу за растениями и животными.
Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности обучающихся, но и выполняют ряд других функций:
- тренируют память, помогают выработать речевые умения и навыки;
- стимулируют умственную деятельность учащихся, развивают внимание;
- игра – один из приёмов преодоления пассивности детей.

Экологические игры, которые я использую на своих занятиях, это:
- ролевые;
- дидактические;
- имитационные;
- соревновательные;
- игры-путешествия.

Пример ролевой игры при изучении темы занятия «Почему в лесу есть аптека?». Красная Шапочка идёт через лес к бабушке, по дороге она собирает лекарственные растения, что позволяет развернуть беседу о целебных свойствах этих растений.
Или, например, тема занятия «Почему в тайге много разных зверей и птиц?». Изучая многообразие животного мира в лесу, дети разыгрывают сценку «Рождение потомства» об особенностях рождения бельчонка, ежонка и зайчонка.
Бельчонок: Ой, ежонок, какой ты колючий!
Ежонок: Да, шубка у меня колючая. Но, имея такую шубку, никого не боюсь. Появится опасность – свернусь в клубок – попробуй-ка тронь меня, сразу получишь тысячу уколов.
Бельчонок: А родился ты тоже с иголками?
Ежонок: Ежи рождаются без иголок и слепые. На розовом теле у нас только множество бугорков. Иголки на их месте появляются через несколько часов. Сначала они мягкие и светлые: но постепенно твердеют и темнеют. Иголки мои растут очень быстро.
Бельчонок: А я тоже родился голым и слепым. Но в нашем дупле мне не было холодно, потому, что моя заботливая мама согревала меня и укутывала мягкой подстилкой.
Зайчонок: а я свою маму не помню! И дома у меня нет!
Бельчонок: Как это? Почему?
Зайчонок: Я родился прямо на земле сразу зрячим, покрытым шерстью. Мама меня покормила молоком, оставила под кустом и убежала.
Ежонок: И тебе не хотелось есть?
Зайчонок: Нет, молоко у мамы питательное и жирное, поэтому 3-4 дня я не голоден.
Бельчонок: А как же на следующие дни?
Зайчонок: А я когда захочется, есть, начинаю передвигаться, оставляя пахучий след от лап. По этому следу меня находит любая зайчиха и кормит молоком. И опять на 3-4 дня. А когда я подрасту, я начинаю питаться травой.[/i]

Содержание дидактических игр по экологическому образованию разнообразно, в них отражаются явления природы, изменения в жизни растений, животных, вопросы охраны природы. Хорошо закрепляют знания о природе словесные игры «Кто больше?», «Концовки», развивающие внимание, сообразительность, быстроту реакции. Использование на занятиях загадок и кроссвордов развивает любознательность, наблюдательность, память, навыки самоконтроля.
Тематические кроссворды также помогают активизировать мыслительную деятельность обучающихся на занятиях объединения. Они развивают внимание, память, способствуют закреплению материала. Кроссворды я раздаю каждому ребёнку. После того, как большинство детей выполнят работу самостоятельно, помогаю справиться с заданием остальным.
Для проведения диагностики я использую в качестве самостоятельной работы игру «Крестики – нолики», потому что детям это более интересно, чем обычный устный опрос или тестирование.
Вот пример.
Если вы считаете высказывание верным, то ставите Х, а если высказывание неверно – О.
1. В 1-й строке отметить животных лесной полосы: суслик (О), белая сова (О), барсук (Х), морж (О), сайгак (О).
2. Во 2-й строке отметить животных, обитающих на Крайнем Севере: север-ный олень (О), белый медведь (Х), тюлень (Х), гагарка (Х), песец (О).
3. В 3-й строке отметить животных, которых можно встретить в тундре: со-боль (О), белая куропатка (Х), лемминг (Х), северный олень (Х), крот (О).
4. В 4-й строке отметить животных, встречающихся в степной полосе: розо-вый скворец (Х), степной орел (Х), саранча (Х), дрофа (Х), суслик (Х).
Проверка. Если в полученном треугольнике все Х, а вокруг – О, то задание выполнено верно.

Изучая тему «Почему говорят – лес наше богатство?», я не просто перечисляю правила поведения в лесу. Я предлагаю прослушать небольшой экологический рассказ «Воскресенье в лесу» и найти ошибки, совершённые его героями.
За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес. Дорогу мы знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.
Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, су-хие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал. Все незнакомые грибы мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи повыбрасывали банки и полиэтиленовые мешки. Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось жарко. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой – в школе пригодится. Мы порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Кто-то решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.
Постепенно начали набегать тучи, стало темнеть, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. Оживленные, мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. “Это гадюка!” - закричал один из одноклассников и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. Это был уж.
С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день!


Дидактическая игра способствует умению рассуждать, высказывать своё мнение, не боясь при этом ошибиться: ведь каждый ошибочный ответ рассматривается не как неудача, а как поиск правильного ответа, решения.
Приведу пример игры – имитации «Кто это?».
Участники игры по очереди берут картинки у ведущего, так, чтобы другие дети не видели, кто на них изображён. Тот, кто взял картинку, имитирует голос или движение изображенного на ней животного, а остальные отгадывают, что это за животное. Отгадавший первым имитирует животное на своей картинке и т. д.
Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. На обобщающем занятии по определённому разделу я провожу викторины или игры «Поле чудес», «Самый умный».
Игры-путешествия, в которых дети виртуально попадают на Северный или Южный полюс или на дно океана, помогают освоить новый материал на моих занятиях по таким темам, как «Почему Антарктида – самый холодный материк?», «Почему моря разноцветные?».
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Опыты, проводимые на занятиях детского объединения «Почемучка», дают возможность искусственно воспроизвести некоторые природные явления. Так, при изучении темы «Почему бывают волны, бури, приливы и отливы?» дети на примере увидели, как образуются волны. Вода в блюдечке – это море, подули: вода словно задрожала, по ней побежали волны. Точно так же настоящий ветер поднимает волны на настоящем море.
Изучая тему «Почему вода в море солёная?», привожу пример, что в Мёртвом море вода такая солёная, что там невозможна никакая жизнь: в нём нет ни рыб, ни морских животных. Но на ней может держаться даже человек, который не умеет плавать. Мы проводим следующий опыт.
Наполняем стакан водой до половины. С помощью столовой ложки осторожно опускаем в стакан яйцо. Яйцо тонет. Вынимаем яйцо из стакана, насыпаем в воду 10 чайных ложек соли, размешиваем до полного растворения. Опять опускаем яйцо в стакан. Яйцо всплывает наверх.
Вывод: яйцо плотнее, чем вода, поэтому оно тонет. Но солёная вода плотнее пресной, поэтому яйцо всплывает наверх.
Каждый педагог выбирает те виды игр, которые ему более всего подходят. Критерии выбора – программа, по которой он работает, уровень подготовленности воспитанников. Бывает так, что в разных группах объединения занятия на одну и ту же тему проходят с использованием разных дидактических игр.
Интеллектуальная активность ребёнка поддерживается и направляется интересом. Он не может долго и продуктивно заниматься предметом, который его не интересует. Чтобы ребёнок проявлял активность в данной области, он должен быть ею захвачен, а это может быть обеспечено только его сильной заинтересованностью.
Познание окружающего мира в игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений. Игра даёт возможность педагогу тактично и незаметно для остальных помочь отстающему. Но самое важное – не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих обучающихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах.
Как удалось установить, введение игр в процесс обучения способствует углублению познавательного интереса, повышению мотивации познавательной деятельности, развитию коммуникативных умений.
Таким образом, игра – это игра только для ребёнка. Для педагога она – способ обучения и средство развития познавательного интереса.

Рекомендуем посмотреть:

Приемы развития критического мышления у школьников. Из опыта работы педагога дополнительного образов Социальная адаптация дошкольников в доме детского творчества Опыт работы педагога дополнительного образования. Дополнительное образование детей Опыт работы педагога дополнительного образования
Сценарий «Праздник посвящения в юные натуралисты» | Открытие профильного лагеря. Сценарий
Опубликовано: 2777 дней назад (27 марта 2017)
Просмотров: 4790
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Комментарии (2)
Лариса Анатольевна Маслиенко # 27 марта 2017 в 19:40 0
Здравствуйте, Любовь Михайловна.Ознакомилась с вашей статьей. Я сторонник игровых технологий, часто их использую на своих уроках. Дети играя изучают новый материал, рассуждают , отстаивают свое мнение. При изучении главы " Плавание тел" по физики и "Гидросфера" по географии провожу аналогично предложеное вами "Почему вода соленая". Рада встретить единомышленника. Примите мой голос №1
Любовь Михайловна Дятлова # 28 марта 2017 в 05:42 0
Лариса Анатольевна, большое спасибо Вам за комментарий.