Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников
Опыт работы педагога дополнительного образования. Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников
Описание работы. Материал будет интересен моим коллегам – педагогам дополнительного образования. Из опыта работы я знаю, насколько важна роль дидактических игр на занятиях в детских объединениях. Играя, дети легче усваивают новый материал, так как происходит повторение изучаемого в его различных сочетаниях и формах. Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников на примере детского объединения «Почемучка».
Цель: поделиться опытом работы.Задача: показать важную роль дидактических игр на занятиях в дополнительном образовании.
Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
(Сухомлинский В. А.)
В психолого-педагогической науке установлено, что познавательный интерес выступает ведущей и ключевой составляющей мотивации учения. По мнению Л. С. Выготского, познавательный интерес – это мотив, лежащий в основе учебной деятельности, придающий ей творческий, устремлённый характер.
В развитии познавательного интереса младших школьников можно выделить несколько этапов. Первоначально он проявляется в виде любопытства – естественной реакции человека на всё неожиданное, интригующее. Любопытство, вызванное неожиданным результатом опыта, интересным фактом, приковывает внимание обучающегося к материалу данного занятия, но не переносится на другие занятия. Это неустойчивый, ситуативный интерес.
Более высокой стадией интереса является любознательность, когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае воспитанник обычно активен на занятии, задаёт вопросы, приводит свои примеры и т. д. Материал другой темы может оказаться для него скучным, и интерес к предмету пропадёт. Поэтому задача состоит в том, чтобы поддерживать любознательность, стремиться сформировать у обучающихся устойчивый интерес к изучаемому предмету. Интерес к приобретению знаний формируется у школьников только при условии определённой организации педагогом учебного процесса.
Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Ещё в древних Афинах дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества. В средние века в школах среди методов обучения также популярны были состязания школьников, в частности, в риторике.
Известно, насколько игра многогранна: развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и даёт отдых. Но исторически одна из первых её задач – обучение. Не вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения.
Игра – важный стимул в обучении. Посредством игры быстрее идёт возбуждение познавательного интереса, потому что человеку по своей природе нравится играть. Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём. В игре ребёнку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно.
В то же время в ходе игры у школьников активизируются внимание, воображение, память, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы. Игра позволяет вовлечь каждого в активную работу, в ней реализуется интерес к перевоплощению и импровизациям, создаются особые условия, при которых обучающиеся могут осуществлять самостоятельный поиск знаний.
Решение многих игровых заданий на занятиях в объединении «Почемучка» требует знаний и информации, выходящих за рамки школьных уроков обучающихся, а значит, требуется работа с дополнительной литературой. Игровая форма делает выполнение задания увлекательным, повышает интерес к знаниям и способствует формированию навыков самостоятельного получения знаний.
Сухомлинский говорил: «Меня поражало, что восхищение детей красотой переплеталось равнодушием к судьбе прекрасного. Любование красотой – это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращать в активное стремление к деятельности». В процессе общения с природой у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умения и желание беречь и защищать природу. Дети приобретают навыки по уходу за растениями и животными.
Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности обучающихся, но и выполняют ряд других функций:
- тренируют память, помогают выработать речевые умения и навыки;
- стимулируют умственную деятельность учащихся, развивают внимание;
- игра – один из приёмов преодоления пассивности детей.
Экологические игры, которые я использую на своих занятиях, это:
- ролевые;
- дидактические;
- имитационные;
- соревновательные;
- игры-путешествия.
Пример ролевой игры при изучении темы занятия «Почему в лесу есть аптека?». Красная Шапочка идёт через лес к бабушке, по дороге она собирает лекарственные растения, что позволяет развернуть беседу о целебных свойствах этих растений.
Или, например, тема занятия «Почему в тайге много разных зверей и птиц?». Изучая многообразие животного мира в лесу, дети разыгрывают сценку «Рождение потомства» об особенностях рождения бельчонка, ежонка и зайчонка.
Бельчонок: Ой, ежонок, какой ты колючий!
Ежонок: Да, шубка у меня колючая. Но, имея такую шубку, никого не боюсь. Появится опасность – свернусь в клубок – попробуй-ка тронь меня, сразу получишь тысячу уколов.
Бельчонок: А родился ты тоже с иголками?
Ежонок: Ежи рождаются без иголок и слепые. На розовом теле у нас только множество бугорков. Иголки на их месте появляются через несколько часов. Сначала они мягкие и светлые: но постепенно твердеют и темнеют. Иголки мои растут очень быстро.
Бельчонок: А я тоже родился голым и слепым. Но в нашем дупле мне не было холодно, потому, что моя заботливая мама согревала меня и укутывала мягкой подстилкой.
Зайчонок: а я свою маму не помню! И дома у меня нет!
Бельчонок: Как это? Почему?
Зайчонок: Я родился прямо на земле сразу зрячим, покрытым шерстью. Мама меня покормила молоком, оставила под кустом и убежала.
Ежонок: И тебе не хотелось есть?
Зайчонок: Нет, молоко у мамы питательное и жирное, поэтому 3-4 дня я не голоден.
Бельчонок: А как же на следующие дни?
Зайчонок: А я когда захочется, есть, начинаю передвигаться, оставляя пахучий след от лап. По этому следу меня находит любая зайчиха и кормит молоком. И опять на 3-4 дня. А когда я подрасту, я начинаю питаться травой.[/i]
Содержание дидактических игр по экологическому образованию разнообразно, в них отражаются явления природы, изменения в жизни растений, животных, вопросы охраны природы. Хорошо закрепляют знания о природе словесные игры «Кто больше?», «Концовки», развивающие внимание, сообразительность, быстроту реакции. Использование на занятиях загадок и кроссвордов развивает любознательность, наблюдательность, память, навыки самоконтроля.
Тематические кроссворды также помогают активизировать мыслительную деятельность обучающихся на занятиях объединения. Они развивают внимание, память, способствуют закреплению материала. Кроссворды я раздаю каждому ребёнку. После того, как большинство детей выполнят работу самостоятельно, помогаю справиться с заданием остальным.
Для проведения диагностики я использую в качестве самостоятельной работы игру «Крестики – нолики», потому что детям это более интересно, чем обычный устный опрос или тестирование.
Вот пример.
Если вы считаете высказывание верным, то ставите Х, а если высказывание неверно – О.
1. В 1-й строке отметить животных лесной полосы: суслик (О), белая сова (О), барсук (Х), морж (О), сайгак (О).
2. Во 2-й строке отметить животных, обитающих на Крайнем Севере: север-ный олень (О), белый медведь (Х), тюлень (Х), гагарка (Х), песец (О).
3. В 3-й строке отметить животных, которых можно встретить в тундре: со-боль (О), белая куропатка (Х), лемминг (Х), северный олень (Х), крот (О).
4. В 4-й строке отметить животных, встречающихся в степной полосе: розо-вый скворец (Х), степной орел (Х), саранча (Х), дрофа (Х), суслик (Х).
Проверка. Если в полученном треугольнике все Х, а вокруг – О, то задание выполнено верно.
Изучая тему «Почему говорят – лес наше богатство?», я не просто перечисляю правила поведения в лесу. Я предлагаю прослушать небольшой экологический рассказ «Воскресенье в лесу» и найти ошибки, совершённые его героями.
За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес. Дорогу мы знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.
Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, су-хие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал. Все незнакомые грибы мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи повыбрасывали банки и полиэтиленовые мешки. Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось жарко. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой – в школе пригодится. Мы порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Кто-то решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.
Постепенно начали набегать тучи, стало темнеть, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. Оживленные, мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. “Это гадюка!” - закричал один из одноклассников и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. Это был уж.
С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день!
Дидактическая игра способствует умению рассуждать, высказывать своё мнение, не боясь при этом ошибиться: ведь каждый ошибочный ответ рассматривается не как неудача, а как поиск правильного ответа, решения.
Приведу пример игры – имитации «Кто это?».
Участники игры по очереди берут картинки у ведущего, так, чтобы другие дети не видели, кто на них изображён. Тот, кто взял картинку, имитирует голос или движение изображенного на ней животного, а остальные отгадывают, что это за животное. Отгадавший первым имитирует животное на своей картинке и т. д.
Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. На обобщающем занятии по определённому разделу я провожу викторины или игры «Поле чудес», «Самый умный».
Игры-путешествия, в которых дети виртуально попадают на Северный или Южный полюс или на дно океана, помогают освоить новый материал на моих занятиях по таким темам, как «Почему Антарктида – самый холодный материк?», «Почему моря разноцветные?».
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Опыты, проводимые на занятиях детского объединения «Почемучка», дают возможность искусственно воспроизвести некоторые природные явления. Так, при изучении темы «Почему бывают волны, бури, приливы и отливы?» дети на примере увидели, как образуются волны. Вода в блюдечке – это море, подули: вода словно задрожала, по ней побежали волны. Точно так же настоящий ветер поднимает волны на настоящем море.
Изучая тему «Почему вода в море солёная?», привожу пример, что в Мёртвом море вода такая солёная, что там невозможна никакая жизнь: в нём нет ни рыб, ни морских животных. Но на ней может держаться даже человек, который не умеет плавать. Мы проводим следующий опыт.
Наполняем стакан водой до половины. С помощью столовой ложки осторожно опускаем в стакан яйцо. Яйцо тонет. Вынимаем яйцо из стакана, насыпаем в воду 10 чайных ложек соли, размешиваем до полного растворения. Опять опускаем яйцо в стакан. Яйцо всплывает наверх.
Вывод: яйцо плотнее, чем вода, поэтому оно тонет. Но солёная вода плотнее пресной, поэтому яйцо всплывает наверх.
Каждый педагог выбирает те виды игр, которые ему более всего подходят. Критерии выбора – программа, по которой он работает, уровень подготовленности воспитанников. Бывает так, что в разных группах объединения занятия на одну и ту же тему проходят с использованием разных дидактических игр.
Интеллектуальная активность ребёнка поддерживается и направляется интересом. Он не может долго и продуктивно заниматься предметом, который его не интересует. Чтобы ребёнок проявлял активность в данной области, он должен быть ею захвачен, а это может быть обеспечено только его сильной заинтересованностью.
Познание окружающего мира в игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений. Игра даёт возможность педагогу тактично и незаметно для остальных помочь отстающему. Но самое важное – не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих обучающихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах.
Как удалось установить, введение игр в процесс обучения способствует углублению познавательного интереса, повышению мотивации познавательной деятельности, развитию коммуникативных умений.
Таким образом, игра – это игра только для ребёнка. Для педагога она – способ обучения и средство развития познавательного интереса.
Рекомендуем посмотреть:
Приемы развития критического мышления у школьников. Из опыта работы педагога дополнительного образов Социальная адаптация дошкольников в доме детского творчества Опыт работы педагога дополнительного образования. Дополнительное образование детей Опыт работы педагога дополнительного образования
Автор: Любовь Михайловна Дятлова
Опубликовано: 2827 дней назад (27 марта 2017)
Просмотров: 4833
Рубрика: Без рубрики
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (2)
|
|
||
|