Опыт работы педагога дополнительного образования. Дополнительное образование детей
Школа творческого мастерства
В документах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» отмечено, что должна быть создана система поддержки талантливых детей. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности [1].Способность и одаренность являются некими ступенями к таланту и характеризуют нестандартного ребенка, не такого как все. Одаренный ребенок зачастую находится в замкнутом пространстве своей одаренности. У него другой взгляд на мир, другие ощущения себя в мире, что, безусловно, затрудняет степень его благополучного вхождения в систему отношений детского коллектива.
Для успешного внедрения новых технологий мышления и системы работы с информацией, для развития всех потенциальных способностей человека идеально подходят детско-взрослые сообщества. Такие сообщества могут функционировать на разных основаниях [2].
Одарённые дети нуждаются в особом внимании со стороны родителей или со стороны педагога. Миссия педагога дополнительного образования – создание пространства психологического благополучия и комфорта для каждого ребёнка, в том числе и одарённого. Как же вывести одарённого мальчика или девочку из «творческого одиночества»? Возможно, найти практическое применение способностям, сформировать круг единомышленников.
Аннинский дом творчества решает эту проблему более двадцати лет, реализуя программу «Школа творческого мастерства» не только внутри учреждения, но и на муниципальном уровне. Комплексная программа «Школа творческого мастерства» - авторский проект педагогического коллектива Аннинского дома детского творчества, это система форм организационно-массовой и информационно-методической работы с образовательными организациями района, продуктивного взаимодействия с учреждениями культуры, другими заинтересованными организациями и учреждениями.
Этот проект объединяет взрослых и детей, увлечённых различными видами творческой деятельности, туризмом и краеведением, организаторской работой. «Школа творческого мастерства» работает по направлениям:
- «Марья-искусница» - встречи рукодельниц из района, знакомство с новыми видами творчества и технологиями, общение с профессионалами, творческие практикумы, организация выставок;
- «Мир глазами детей» - встречи юных художников на собственных мини-выставках, мастер классы, посещение выставок работ и общение с профессиональными художниками;
- «Приглашаем танцевать» - встречи танцевальных коллективов из районов, представление своего творческого кредо, мастер классы опытных хореографов;
- «Лидер» - сборы членов детского самоуправления, представителей детских школьных организаций, знакомство с новыми формами работы, разработка и презентация коллективно-творческих дел;
- «Любопытный объектив» - встречи увлечённых искусством фотографии людей с профессионалами, знакомство с историей фотографии и современными технологиями;
- «Родная старина» - встречи юных краеведов из районов, обмен формами поисковой работы, новыми открытиями, находками и идеями, мастер классы, краеведческие игры, посещение музеев района и области;
- «Песня русская, родная!» - встречи коллективов художественной самодеятельности, фольклорных групп и солистов, организация практикумов по народному творчеству, знакомство с самобытными талантливыми людьми и разнообразием жанров;
- «На туристской тропе» - встречи туристов и ориентировщиков, подготовка к новым слётам, походам, соревнованиями.
Программа рассчитана на один год обучения и реализуется в течение учебного года. Этапы реализации программы:
- диагностико-аналитический (изучение творческих запросов и потребностей обучающихся школьного возраста, педагогов дополнительного образования района, анализ запросов, корректировка содержания программы);
- информационно-обучающий (проведение мастер классов, творческих практикумов, встреч с профессионалами в различных областях творческой деятельности);
- практический (апробация форм ШТМ в образовательных организациях);
- творческий (представление творческих работ обучающихся на конкурсы, выставки, фестивали, конференции, мероприятия различного уровня).
Сотрудничество МКУДО Аннинского ДТ с партнёрами по совместной деятельности в рамках ШТМ реализуется через заключение Договоров о сетевом взаимодействии.
Субъекты взаимодействия комплексной программы «Школа творческого мастерства»:
- оргкомитет;
- педагогический коллектив;
- организаторы процесса дополнительного образования в школах района;
- обучающиеся.
Проводниками идей оргкомитета, педагогического коллектива ШТМ, координаторами практической части диагностико-аналитического и практического этапов реализации программы являются организаторы работы с детьми в школах района это: заместители директоров по ВР, старшие вожатые, педагоги дополнительного образования, учителя, увлечённые различными видами творческой деятельности.
Обучающиеся ШТМ – это школьники всех возрастных категорий Аннинского района (представители образовательных организаций райцентра и сельских школ, ежегодно более шестисот человек). Педагоги дополнительного образования образовательных организаций на занятиях ШТМ могут быть как в роли обучающихся, так и в роли ведущего мастер класса, творческого практикума, практического занятия и др.
В структуре плана реализации программы чётко обозначена горизонталь её функционирования: структурные компоненты каждого направления представляют собой части единой системы. Встречи, творческие практикумы и мастерские, мастер классы, деловые и коммуникативные игры «Школы творческого мастерства» являются обобщением методического опыта, стартом новых идей для школьных и районных праздников, фестивалей и конкурсов, которые в свою очередь дают возможность Лауреатам и Дипломантам районного уровня попробовать свои силы в областных и федеральных конкурсах.
Эффективность реализации комплексной программы «Школа творческого мастерства» обеспечивает «сетевой» принцип взаимодействия и взаимосотрудничества образовательных учреждений, общественных организаций и оргкомитета проекта. Главным условием взаимодействия является открытость и доступность для освоения нового содержания любого из направлений деятельности, готовность к совместной работе в едином информационном пространстве.
Важный критерий оценки эффективности и результативности реализации программы – востребованность мастер классов, творческих мастерских и практикумов, встреч с профессионалами и интересными людьми, деловых и коммуникативных игр у школьников и педагогов района: в работе каждого из направлений «Школы творческого мастерства» принимают участие представители не менее чем из двадцати образовательных учреждений района. Но главный критерий оценки успешности – это последействие занятий «Школы творческого мастерства»: фестивали, выставки, конкурсы по различным видам творческой деятельности, краеведческие конференции и туристические соревнования. ШТМ объединяет большое количество взрослых и детей, увлечённых делом, и позволяет самым трудолюбивым и одарённым побеждать на конкурсах, конференциях и выставках областного и федерального уровня.
Литература:
1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утверждено Президентом Российской Федерации Д.Медведевым 04.02.2010 № Пр-271 // Официальные документы в образовании.- 2010.- № 9.- С. 5-12.
2. Ляшко Л.Ю. Развитие системы поддержки талантливых детей / Л. Ю. Ляшко, Т. В. Ляшко, Е. О. Федоровская// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 8-15.
Рекомендуем посмотреть:
Программа по нравственному воспитанию младших школьников Приемы развития критического мышления у школьников. Из опыта работы педагога дополнительного образов Социальная адаптация дошкольников в доме детского творчества Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников← Социальная адаптация дошкольников в доме детского творчества | Круглый стол о вреде наркотиков для подростков →
Автор: Галина Валентиновна Жигулина
Опубликовано: 2887 дней назад (7 декабря 2016)
Просмотров: 1942
Рубрика: Статьи
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (1)
|
||
|