Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Родительское собрание в младшей группе. Логопедическая помощь

Родительское собрание для родителей младших дошкольников. Тема: Организация логопедической помощи в младшей группе
Цель: повышение педагогической культуры родителей и создание эмоционально-положительного настроя на совместную работу детского сада и семей воспитанников
Задачи:
1. Познакомить с особенностями речевого развития детей 3-4 лет в норме и с нарушениями речи
2. Формировать правильное отношение к индивидуальным особенностям своего ребёнка
3. Стимулировать интерес родителей к совместной деятельности с ребенком
Содержание:
1. Причины нарушения речи у детей 3-4 лет
2. Развитие речи в норме
3. Советы логопеда
4. Ответы на вопросы родителей

Нарушения речи у детей – сегодня очень серьезная проблема. Все чаще родители перед поступлением в школу ребенка узнают с удивлением, что их семилетнее чадо не выговаривает один или несколько звуков родного языка, а столь милая и забавная, для семьи, картавость – это отклонение от нормы, которое помешает полноценному занятию в школе. Самое сложное и неприятное – это то, что тенденции к уменьшению таких детей нет, - напротив, все большее количество детей с каждым годом нуждается в помощи логопеда.

Родители, разобравшись, что у ребенка есть проблемы с речью, стремятся узнать, чем они вызваны. Особенно, если у членов семьи и ближайших родственников нарушений речи нет. Эти проблемы могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, внешних и внутренних вредоносных факторов.
1. Внутриутробная патология
Проблема, которая возникает во время беременности. Неблагоприятные факторы особенно опасны в первый триместр. Они могут способствовать недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребенка, в частности, речевых зон коры головного мозга.
2. Наследственная предрасположенность
Ребенок может наследовать особенности строения речевого аппарата, например, неправильную посадку и количество зубов, форму прикуса, дефекты строения твердого и мягкого неба и, даже, заикание.
3. Неблагоприятные роды и их последствия
• Родовые травмы
• Малая масса тела ребенка (менее 1 500 гр.)
• Асфиксия (недостаток снабжения головного мозга кислородом, например, при обвитии плода пуповиной).
4. Заболевания, перенесённые ребенком в первые годы жизни
• Инфекционные и вирусные заболевания могут вызвать снижение или потерю слуха
• Травмы и ушибы головного мозга
• Травмы лица
• Длительные простудные заболевания
• Прием некоторых антибиотиков (приводит к снижению слуха)
• Сильный испуг или стресс

Для нормального развития речи ребенка значимым должно быть общение, побуждающее к ответу и проходящее на положительном эмоциональном фоне. Ему недостаточно только слышать звуки, необходимо прямое общение со взрослым. Речевое развитие задерживается или нарушается при отсутствии эмоционального окружения.
Речь ребенка развивается по подражанию, следовательно, такие речевые нарушения, как заикание, нечеткость произношения, нарушение темпа речи, могут иметь в своей основе подражательный эффект.

Каковы же нормы речевого развития малыша 3-4 лет?
За прожитые три года жизни ребенок уже успел накопить существенный объем знаний и представлений об окружающем мире, обрел некоторую самостоятельность и имеет практический опыт действий с различными предметами.
Трехлетки начинают высказывать простейшие суждения о явлениях и предметах, делают умозаключения, устанавливают зависимость между ними. У ребенка начинает формироваться способность к обобщению, начинает объединять ряд предметов, похожих по назначению, в единую группу.
К четырем годам активный словарь ребенка насчитывает примерно 2 000 слов. Чаще начинает использовать местоимения, наречия, появляются числительные. Если раньше употреблялись только качественные прилагательные (холодный, вкусный), теперь использует и притяжательные (мамина кофта).
Само по себе увеличение словарного запаса не имеет большого значения, если параллельно с ним не происходит овладение умением сочетать слова в предложении грамматически правильно. А это тоже наблюдается в речи малыша. Хотя достижения ребенка в овладении родным языком значительны, речь его еще далека от совершенства. Трехлетки еще не могут без помощи взрослых связно и понятно рассказать, что они видели на прогулке, пересказать содержание им прочитанной сказки. Часты и грамматические ошибки. Не всегда ребенок правильно употребляет слова.
Четвертый год – это возраст «почемучек». Ребенок постоянно задает вопросы, которые ни в коем случае нельзя оставлять без ответа. Надо доступно и терпеливо отвечать на все «зачем?», «почему?», «что это?». Иногда дети неспособны дослушать ответ взрослого до конца из-за неустойчивости внимания. Поэтому объяснение должно быть коротким, четким, понятным и простым.
К четырем годам ребенок хотя и правильно произносит всю группу свистящих звуков, в некоторых словах их могут опускать (нег (снег), вонок (звонок)). Еще не всегда может верно произносить шипящие звуки, заменяя из свистящими (каса (каша)). Сонорные Р, РЬ, Л заменяет звуком ЛЬ, реже Й (лека (река), устай (устал)). Как правило, он сохраняет структуру в двух-, трехсложных словах. Затрудняется в произнесении многосложных слов, заменяя или пропуская отдельные звуки, переставляя слоги, укорачивая слова. Голосовой аппарат ребенка еще не окреп, поэтому многие дети говорят негромко, хотя умеют использовать различные интонации.
Какие же условия необходимы, чтобы речь ребенка формировалась своевременно и правильно? Основное, чтобы ребенок был соматически здоров, активен, его речевое окружение было полноценно, он испытывал потребность в общении, обладал нормальным слухом и интеллектом. Необходимо выбирать игры, совершенствующие внимание, память ребенка, его мышление, воображение. Играйте в игры с подражанием голосам животных, с совместным проговариванием потешек, прибауток, напеванием колыбельных песенок.
Хочу напомнить, что речь формируется по подражанию. Родителям и членам семье ребенка необходимо контролировать собственную речь, не требовать от ребенка невозможного.
Необходимо постоянно побуждать малыша к речи, выслушивать его высказывания, не перебивая, играть в совместные игры. Если ребенок хочет с вами поделиться своими переживаниями, стоит не только его пожалеть, но и дать возможность ему рассказать о своей беде.

Советы логопеда
• Часто дети, плохо говорящие для своего возраста, еще и плохо едят. Для них целая проблема сгрызть яблоко или морковку, не говоря уже о мясе. Это вызвано слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Обязательно заставляйте детей жевать сухари и хлеб с корочками, целые овощи и фрукты, кусковое мясо. Чтобы развивать мышцы щек и языка, научите ребенка полоскать рот, надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» воздух из одной щеки в другую.
• Разговаривайте с ребенком медленно, короткими фразами. Используйте правильный язык, не переходите на сюсюканье сами и не разрешайте это делать другим члена семьи. Говорите четко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя слова местами.
• Читайте ребенку! Если он в сотый раз попросил прочитать книжку, которую особенно полюбил – читайте, не выказывайте своей досады или неудовольствия.
• Чаще разговаривайте, терпеливо отвечайте на все его вопросы. Поощряйте желание спрашивать.
• Помните и о развитии мелкой моторики пальцев рук – малыш много должен работать своими непослушными пальчиками. Давно доказано, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речевых центров головного мозга. Пусть ребенок сам застегивает пуговицы, засучивает рукава, как бы это ни было утомительным. Лучше начинать тренироваться малышу не на своей одежде, а «помогать» одеваться куклам и даже родителям. По мере того, как маленькие пальчики будут становиться все проворнее, и речь ребенка будет все понятнее не только его маме.
• Как можно раньше отучайте малыша от соски, не предлагайте ему спать, подкладывая руку под щечку. Это может способствовать деформации челюсти.
• Не сравнивайте ребенка ни с каким другим малышом. Каждый человек индивидуален и ценен!

Рекомендуем посмотреть:

Игровой практикум для родителей ясельной группы детского сада Родительское собрание в первой младшей группе. Конспект Родительское собрание в ясельной группе. Конспект Нетрадиционное родительское собрание в группе раннего возраста с презентацией

Похожие статьи:

Тренинг в детском саду на знакомство с родителями

Индивидуальное логопедическое занятие в детском саду «Автоматизация звука С» | Сценарий досуга ко Дню Победы в старшей группе
Опубликовано: 1321 день назад (11 апреля 2021)
Просмотров: 2902
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!