Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Нетрадиционное родительское собрание в группе раннего возраста с презентацией

Конспект нетрадиционного родительского собрания "Особые дети - особые игры"
Автор: Александрова Татьяна Вячеславовна, учитель-дефектолог, МДОУ детский сад «Светлячок» комбинированного вида.
Описание:В работе учителя-дефектолога важную роль играет активное взаимодействие с родителями в процессе коррекционно-развивающего процесса. Такая форма, как Школа заботливых родителей дает положительные результаты: родители сотрудничают со специалистами, овладевают навыками работы с особыми детьми, активнее посещают родительские собрания. Разработка содержит 2 части: теоретическую, где отражены особенности детей раннего возраста, у которых есть те или иные отставания в развитии, и практическую, в форме занимательного путешествия, с сюрпризным моментом, где родители знакомятся с играми и приемами, которые используются в работе с малышами.
Материал будет полезен воспитателям, учителям-дефектологам, работающим с детьми раннего возраста.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация, фрагмент из мультфильма «Паровозик из Ромашково», игры для развития восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста, геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).
Цель: помочь родителям психологически подготовиться к коррекционно-развивающей работе в домашних условиях, обучить методам и приемам такой работы, сделать их активными участниками в работе с особыми детьми.
Задачи:
1.Познакомить родителей с информацией, кто такие особые дети, с их характерными особенностями.
2.Научить родителей методам, приемам, специальным играм с особыми детьми раннего возраста.
3.Формировать у родителей положительный настрой в работе с особыми малышами.

Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли в «Школу заботливых родителей»! Сегодня на этой встрече Вы узнаете, кто такие особые дети и как можно им помочь.
В раннем возрасте дети активно накапливают сенсорный опыт. С помощью органов чувств и собственных манипуляций они усваивают внешние характеристики предметов (их признаки и свойства: цвета, форму), определяют их форму, размер, цвет и пр. Элементарное экспериментирование помогает ребенку выделить различные свойства предметов (деревянная пластинка и пенопласт не тонут в воде, а бумага размокает и расползается и пр.). Постепенно дети постигают основополагающие характеристики предмета: целевое назначение (для чего он предназначен) и функцию (как им пользоваться). Это скрытые, внутренние характеристики. Их нельзя потрогать, почувствовать. Но именно они в конечном счете определяют сам предмет.
Именно в этом возрасте наблюдается пик познавательных вопросов. Освоение мира происходит под девизом «Хочу все знать!».
Но есть такие детки, у которых в познавательном развитии проходит не все так гладко. Это особые дети. У большинства малышей раннего возраста, имеющих отставания в интеллектуальном развитии, слабо выражен интерес к окружающему, почти отсутствует реакция на новизну. Сенсорное восприятие крайне обеднено. Контакт со взрослыми устанавливается не сразу и носит формальный характер. Внимание неустойчивое, поверхностное. Длительность сосредоточения даже в организованной деятельности не превышает 1,5-2 мин, что вызывает необходимость постоянного направления его извне. Моторная активность снижена, координация движений в той или иной степени нарушена. Игровая деятельность не развита, игра манипулятивная.
Большинство детей находится на уровне эмоционального общения, и лишь немногие ребята могут выполнить 2-3 стереотипные инструкции, подкрепленные указательным (поясняющим) жестом. Общение со взрослыми осуществляется с помощью жестов, сопровождаемых лепетными звуками или звуковыми комплексами, однообразными по своему звуковому составу и интонации, мало понятными для окру-жающих.
У детей раннего возраста с отставаниями в познавательном развитии предметная деятельность формируется с опозданием. Некоторые из них не проявляют интереса к предметам, в том числе к игрушкам. Они вообще не берут игрушки в руки, не манипулируют с ними. У них нет не только ориентировки типа «Что с этим можно делать?», но и более простой ориентировки типа «Что это?». В других случаях у детей третьего года жизни появляются манипуляции с предметами, иногда напоминающие специфическое его использование, но в действительности ребенок, производя эти действия, совсем не учитывает свойства и назначения предметов. Кроме того, эти манипуляции перемежаются неадекватными действиями.
Например, когда ребенок надевает на стержень пирамидки вначале колпачок, а затем пытается нанизывать колечки; стучит куклой по столу; в маленький гараж пытается засунуть большую машинку и т.п. – значит, он совершает неадекватные действия. В данном случае отсутствует познавательно-ориентировочная деятельность и эти действия не способствуют развитию ребенка. Наличие неадекватных действий – характерная черта ребенка с нарушениями познавательного развития.
Есть среди них дети, у которых нет даже видимости целенаправленной деятельности – они сбрасывают игрушки на пол по одной или все сразу, не понимая цели задания. Такое состояние действий с предметами не позволяет говорить даже о тенденции к развитию подлинной предметной деятельности, тем более о том, что она (деятельность) может в ближайшем будущем стать ведущей.
Что делать, если у ребенка есть такие проблемы? В таком случае необходима консультация невролога и индивидуальные занятия с дефектологом. Чтобы развитие интеллекта в раннем возрасте проходило полноценно, необходимо вести специальную работу по их формированию и развитию. Ребенка нужно научить действиям рассматривания, ощупывания предметов, уметь слышать и т.п.
Опыт показывает, что дети с отставаниями интеллекта далеко не всегда самостоятельно используют в деятельности те возможности восприятия, которые у них уже есть. Этому тоже их надо учить.
Для каждого ребенка игра является ведущей деятельностью. В игре ребенок учится мыслить, развивает свои способности и сноровку, внимание, память, вырабатывает настойчивость и выдержку.
Сегодня хочется поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить о сенсорных дидактических играх, в которые мы играем в детском саду и в которые советуем играть дома.
Сенсорное развитие ребенка – это формирование представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, а также запахе и вкусе (умение воспринимать отдельные признаки предметов). Сенсорное развитие является одним из направлений учителя-дефектолога в работе с особыми малышами, так как является основой умственного развития детей раннего возраста с проблемами в развитии. Трудно переоценить значение первых предметных игр малышей с матрешками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками и т.п. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Основная задача сенсорного воспитания у детей раннего возраста с проблемами в развитии – научить его способам обследования предметов окружающего мира, развить его тактильные ощущения, восприимчивость к свойствам предметов.
В детском саду мы проводим систематические индивидуальные занятия по сенсорному развитию детей, учитывая особенности каждого ребенка.
Но всего этого недостаточно, без вашей помощи сенсорное развитие детей будет происходить медленней.
Обязанность любящих родителей – приложить максимум усилий, чтобы сенсорное развитие ребенка было полноценным. Что же для этого нужно? Основная задача – предоставить малышу самые разные предметы для исследования. Малыш постепенно начинает различать цвет, форму и величину предметов. На данном этапе сенсорные игрушки незаменимы.
В самостоятельной деятельности малышей используются следующие виды дидактических игрушек: для нанизывания (различные пирамидки); объемные геометрические; для вкладывания и выкладывания (полые, различной формы: конусы, кубы, цилиндры); сборно-разборные трехместные (матрешки, бочата и пр.); а также предметы и игрушки, специально подобранные по какому-либо признаку, например, по цвету). Для развития зрительного восприятия можно использовать мозаику, рамки-вкладыши.
Очень важны такие сенсорные игры. Без них просто невозможны первоначальные упражнения интеллекта. Иначе говоря, нельзя научить ребенка правильно мыслить, если он сам не будет упражняться в правильном мышлении. Для того чтобы научить ребенка мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и группировать, т.е. правильно различать. В свою очередь умение правильно различать приобретается ребенком только через сенсорные игры.
При проведении дидактических игр педагог в детском саду, а родитель дома должен пользоваться краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Взрослому не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребёнок активно выполнял задания, учитывая их свойства, так как именно в процессе игры происходит накопление представлений о свойствах предметов. Также важно, чтобы ребенок сам искал пути решения поставленной задачи, родителям не следует торопить ребенка, если он медленно думает, и подсказывать, как добиться результата.
2 часть
Создание проблемной ситуации.
Перед родителями появляется ящик ощущений.
- Перед нами возникла проблемная ситуация – узнать на ощупь, что находится в «ящике ощущений». Родители запускают руки через рукав ящика и ощупывают предмет. Выслушиваются и принимаются предположения.
- Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое часто бывает, когда человек встречается с неизвестным объектом.
Ребенка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребенка основным умственным действиям и правилам восприятия.
Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребенок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей раннего возраста, познакомиться с дидактическими играми и пособиями, направленными на накопление сенсорных представлений. И в итоге вы должны узнать, что же находится в этом ящике. А так как вы родители маленьких детей, а все дети любят играть, то я предлагаю вам вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать сенсорные знания.
Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Вы хотите этого? Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну Сенсорику!!!.
На экране воспроизводится отрывок мультфильма «Паровозик из Ромашково»
Солнышко светит,
Облака плывут,
Паровозик едет:
Тук-тук-тук-тук-тук!
Тук-тук-тук колеса,
Мчится паровоз,
Он в страну Сенсорику
Всех детей привез!
1.Внимание! Наш поезд прибывает на станцию. Как она называется, попробуйте догадаться. А кто же это нас встречает? Выходите из вагонов, садитесь поудобнее, будем выяснять.
1)Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке. (желтый цвет) (выставляются человечки соответствующего цвета).
2)Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести (зеленый цвет).
3)Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет (красный цвет)
4)Им треть флага занята,
Он в названии кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом (синий цвет).
- Догадались, как станция называется? Станция «Цветная». И жители этой станции (игрушки красного, синего, желтого, зеленого цвета) предлагают вам научиться играть в цветные игры. Но чтобы правильно выполнить все задания, необходимо поиграть в следующую игру: давайте вспомним сигналы светофора. Что означает красный свет? Желтый? Зеленый? Молодцы, а теперь превратимся в светофор. Заодно проверим ваше внимание. Если я говорю: «Зеленый» - вы топаете ногами; «Желтый» - хлопаете в ладоши; «Красный» - тишина. А я буду неисправным светофором и стану показывать иногда неправильные сигналы.
- А теперь предлагаю вам, родители, поиграть в игры.
Родители присаживаются к столу и играют.
Игра «Поймаем рыбок»
Оборудование: миска с водой, плавающие в ней «рыбки» (можно использовать разноцветные детали мелкой некрупной мозаики), маленькие связанные сачки красного, желтого, зеленого и синего цвета, мисочки аналогичных цветов.
Цель игры: научить соотносить основные цвета методом наложения. Повысить познавательный интерес.
Ход игры: желтой «удочкой» ловим желтых рыбок и складываем в желтую миску и т.д. Используем слова «такой же цвет», «не такой цвет», «похожи», «не похожи».
Игра «Разноцветные флажки»
Оборудование: флажки желтого, синего, зеленого, красного цвета, музыка или музыкальные игрушки.
Цель игры: научить зрительно соотносить основные цвета.
Ход игры: ведущий раздает присутствующим флажки и включает музыку, пока музыка играет, игроки бегают, ходят, как только музыка остановилась, ведущий обращает внимание всех на флажок в его руке. Те игроки, у которых флажок такого же цвета, как и у ведущего, бегут к нему.
Игра «Почтальон»
Оборудование: кусочки ткани или картона основных цветов – «домики», маленькие карточки – «письма», любые персонажи – «почтальон» и жители домиков.
Цель игры: научить соотносить основные цвета методом наложения одного предмета на другой.
Ход игры: приходит почтальон и приносит в домики письма, красное письмо отдает в красный домик, желтое письмо – в желтый домик и т.д.
После игр учитель-дефектолог обращается к родителям:
- Цветные человечки хотят помочь узнать, что находится в ящике ощущений, и дают подсказку (педагог показывает карточку оранжевого цвета). Значит в ящике находится предмет оранжевого цвета. Запомним.
- Спасибо, цветные человечки, что показали интересные игры, которые знакомят с цветом. А нам пора в путь. Занимаем свои вагоны и едем дальше. (Показ видеоролика с паровозиком).
Солнышко светит,
Облака плывут,
Паровозик едет,
Тук-тук-тук-тук-тук.
Тук-тук-тук колеса,
Мчится паровоз,
На следующую станцию
Он детей привез.
2.Как же называется эта станция, угадайте.
1)Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины (круг).
2)На асфальте целиком
Обведи кирпич мелком,
И получится фигура,
Ты, конечно, с ней знаком (прямоугольник).
3)Злая рыба хвост-лопата
Откусила полквадрата –
Целый угол, верь не верь,
Кто ж он бедненький теперь? (треугольник)
4)Кубик в краску окуни,
Приложи и подними,
Вася 10 раз так сделал,
Отпечатались они (квадраты)
5)Треугольник с полукругом
Круг дразнили толстым другом.
Круг, расстроившись до слез,
Уже стал и вверх подрос.
Кто же угадает тут,
Как теперь его зовут (овал).
- Как станция называется? Догадались? Станция "Фигурная"!
Нас встречают фигуры разной формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). Они нам тоже приготовили интересные игры, которые познакомят с плоскостными фигурами – кругом, квадратом, треугольником, кубом, шаром, треугольной призмой.
Игра «Чудесный мешочек»
Оборудование: мешочек, плоскостные фигуры (круг, квадрат, треугольник), объемные формы (кубик, шарик, треугольная призма – «крыша»).
Цель игры: развитие тактильных ощущений, учить отличать фигуры путем ощупывания, исследования.
Ход игры: опускаем руку в мешочек и по просьбе ведущего ищем нужную фигуру или форму, ощупывая ее.
Игра «Где спряталась белочка»
Оборудование: круг, квадрат, треугольник, бумажная фигурка белочки (можно вырезать из открытки или журнала).
Цель: учить выбирать фигуры по слову.
Ход игры: прячем белочку например, под квадрат так, чтобы играющий не видел, куда ее положили. Просим найти белочку под квадратом.
Игра «Катится – не катится»
Оборудование: небольшая горка, кукла, шарики и кубики.
Цель: научить отличать куб и шар путем проб.
Ход игры: перед играющим стоит коробка с шариками и кубиками, горка, невдалеке от горки сидит кукла. Предлагаем играющему скатить игрушки кукле. После нескольких проб играющий понимает, что кубики скатить невозможно, так как мешают углы, а шарики легко катаются, так как они без углов.
Учитель-дефектолог:
- Фигурки хотят помочь узнать, что находится в ящике ощущений и дают подсказку (показать карточку круглого цвета). Значит в ящике предмет круглой формы, запомним.
- Спасибо, фигурки. Что показали интересные игры, которые знакомят с формой предметов. А нам пора в путь. Быстрее занимаем вагоны и едем дальше (воспроизводится фрагмент мультфильма «Паровозик из Ромашково»).
Солнышко светит,
Облака плывут,
Паровозик едет,
Тук-тук-тук-тук-тук!
Тук-тук-тук колеса,
Мчится паровоз,
На следующую станцию он детей привез!
3.Конечная станция «Величинка»! Нас встречают жители разной величины. Они тоже приготовили нам интересные игры, которые знакомят с величиной предметов (большой, средний, маленький).
Игра «Матрешки едут в гости»
Оборудование: 3-составная матрешка, большая, средняя и маленькая машины.
Цель: научить ориентироваться в контрастных величинах.
Ход игры: матрешки решили поехать к подружкам в гости, но они не могут решить, кто на какой машинке поедет. Помогаем им выбрать нужную машину.
Игра «Подарки»
Оборудование: разные крупные и мелкие игрушки, две игрушки: мишка, мышка
Цель: развивать тактильное ощущение, путем ощупывания отличать величину предмета.
Ход игры: мишке подарим большие игрушки, а мышке (она маленькая) – маленькие. Большая игрушка или маленькая решаем следующим образом: большая в ладошке не помещается, а маленькая – помещается, ее можно спрятать.
Игра «Медведи»
Оборудование: картинки с большим медведем, средней медведицей и маленьким медвежонком (или игрушки), три тарелки и три ложки контрастных величин.
Цель: закреплять умение ориентироваться в контрастных величинах зрительно.
Ход игры: семья медведей перепутала свои тарелки и ложки. Помогаем им найти свою посуду.
Учитель-дефектолог:
- Жители станции «Величинка» дают вам подсказку: в ящике находится предмет средней величины.
Родители отгадывают с помощью подсказок жителей станций, что же лежит в ящике ощущений. Этим предметом оказался апельсин.
Подведение итогов о пользе сенсорных игр для развития детей раннего возраста, особенно тех, у кого есть отставания в познавательном развитии.
В конце "Школы заботливых родителеподарок для родителей – короткие видеофильмы с индивидуальными занятиями:








Презентация на тему: Школа заботливых родителей

Рекомендуем посмотреть:

Конспект родительского собрания в форме деловой игры для детского сада Игровой практикум для родителей ясельной группы детского сада Родительское собрание в первой младшей группе. Конспект Родительское собрание в ясельной группе. Конспект

Похожие статьи:

Тренинг в детском саду на знакомство с родителями

Родительское собрание в средней группе. Семейные традиции

Родительское собрание в средней группе. Наши бабушки и дедушки в семье

Родительское собрание в средней группе. Эмоциональное благополучие ребенка

Родительское собрание в средней группе на тему «Здоровый образ жизни»

Участник №66 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 сентября по 15 декабря 2015 года
Опубликовано: 3343 дня назад (28 октября 2015)
Просмотров: 14425
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Комментарии (3)
Ольга Николаевна Зятникова # 11 ноября 2015 в 16:35 0
Очень интересное родительское собрание. Работа с родителями очень важна. Я думаю, вам удалось вызвать желаемый отклик в родителях.
Полина Юрьевна Формазонова # 11 ноября 2015 в 16:59 0
Чтобы родительское собрание прошло на высшем уровне, нужно приложить немало усилий для создания достойного сценария. Вам это удалось smile
Ертулова Ирина Владимировна # 11 ноября 2015 в 21:21 0
Работаю воспитателем логопедической группы и поэтому материал конспекта нетрадиционного собрания "Особые дети- особые игры" будет полезен в моей работе с родителями. В своей работе тоже использую проектор, экран, компьютер, но брала материал из других источников, а теперь тоже буду использовать короткие видеофильмы со своих занятий. Спасибо за интересную разработку.