Родительское собрание в средней группе. Семейные традиции
Сценарий родительского собрания для детей средней группы детского сада на тему «Семейный альбом, или путешествие в прошлое своей семьи»
Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости.
А. С. Пушкин
Цель: формирование семейных традиций.
Задачи: заинтересовать родителей и детей изучением истории происхождения своей семьи; прививать уважение к культурным традициям семьи и страны; способствовать становлению личности детей с помощью изучения родословной и жизни своих предков.
Форма проведения: конкурсная программа.
Участники: родители, воспитатели.
План проведения
1. Вступительная часть.
2. Круглый стол.
3. Работа с понятиями.
4. Конкурсная программа.
5. Заключительная часть.
Ход мероприятия
I. Подготовительный этап
1. Оформление фотоальбома «Семейные фотографии», выставки фотографий воспитанников группы в младенчестве и раннем детстве (фотографии не подписываются).
2. Домашние задания: создать родословную своей семьи (генеалогическое древо) (приложение 1) и семейный архив (приложение 2).
3. Подготовка презентации старинной семейной фотографии.
II. Организационный этап
1. Оформлены выставки:
• семейные фотоальбомы разных видов (свадебные, армейские, детские, школьные, семейные и т. д.); фотографии воспитанников группы в младенчестве;
• генеалогические таблицы семейных древ;
• альбом с пословицами и поговорками о семье;
• наглядный материал, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Семья», настольно-печатные и дидактические игры;
• художественная литература для чтения детям по теме собрания.
2. На мольберте написаны мудрые мысли, пословицы и поговорки о семье (приложение 3).
III. Вступительная часть
Звучит песня в исполнении Э. Пьехи «Семейный альбом» (муз. Д. Тухманова, сл. М. Танича).
Воспитатель. (держит в руках семейный альбом). «Чтобы вспомнить, какими мы были, загляните в семейный альбом...» Добрый вечер, уважаемые родители, здравствуйте!
Семья — это маленькая Вселенная (обращает внимание на иллюстрацию, на которой изображена Вселенная: планеты, звезды, Солнце). Создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу, сделать открытие. Поскольку семья — Вселенная, пусть и маленькая, должны быть и загадки Вселенной. И они действительно существуют. Но на каждую загадку есть своя разгадка.
Время неумолимо. Человек рождается, растет, взрослеет, стареет и в свой срок уходит из жизни. И никому еще не удавалось разорвать этот круг. Человек уходит, а дети его остаются. У детей рождаются свои дети, у тех — свои. И если человек не совершал никаких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки.
IV. Круглый стол
Несколько родителей читают стихотворение.
Кем был твой прадед,
Кем — твой дед?
О чем они мечтали?
Каким был скромный их обед?
Что в будни надевали?
Каким был род занятий их?
К чему они стремились?
Что вызвало дружный смех
И как они женились?
Какие испытанья им
Достались на веку?
Как до Парижа дед дошел
В народном том полку?
И если все узнаешь ты,
Изучишь древний род, —
Полюбишь Родину свою,
Полюбишь свой народ!
Р. Мифтахов
Воспитатель. Скажите: что может помочь нам сохранить историю семейного рода? (Семейный альбом.) А есть ли в вашем доме семейный альбом? Вспомнить о прошлом, присмотреться к настоящему помогут фотографии из семейного альбома. Каждая фотография в нем — это кусочек жизни, это возможность вернуться назад, в прошлое. (Обращает внимание на фотовыставку и предлагает рассмотреть фотографии и определить, кто это.)
Родители рассматривают фотографии воспитанников в младенчестве и раннем детстве. Если родители хорошо знакомы друг с другом, то можно включить в выставку и их фотографии.
Воспитатель. Попробуйте узнать, кто это.
Родители получают массу положительных эмоций и заметно активизируются.
Воспитатель. К 4 — 5 годам дети начинают понимать, что когда-то они были другими — маленькими, а скоро снова изменятся — вырастут и станут большими. Этот процесс называется осознанием личностного времени.
Малышам такие сложные абстракции, как понимание движения времени, рост и взросление, недоступны. Лишь развитие мышления и воображения дает четырехлеткам возможность осознать это. При ознакомлении детей с изменениями, происходящими во времени, воспитатели используют такой прием, как моделирование, — модель «Лента времени» (показывает).
Важно понять, что каждый возраст по-своему ценен. Не нужно стремиться делать ребенка старше, чем он есть, или, наоборот, относиться к нему как к крошке. Дети растут, и это замечательно. Помочь ребенку правильно оценивать себя и оптимистично смотреть в будущее — задача взрослого.
В каждой семье раньше были большие альбомы с фотографиями. Там любой мог увидеть себя и своих близких маленькими, молодыми, пожилыми.
Семейный альбом — это огромное пространство жизни, с одной стороны, простое и понятное ребенку, с другой — загадочное и удивительное. Детей всегда привлекают такие альбомы. Они искренне удивляются, что их бабушки, дедушки, мамы и папы когда-то были детьми. С интересом рассматривают они себя в младенчестве.
Жаль, что во многом эта традиция утрачивается. Однако восстановить ее не так трудно, тем более что помимо фотографий у нас появляются аудио- и видеокассеты.
Отбор фотографий, оформление страниц фотоальбома — это именно то общение, которое необходимо дошкольнику в его совместной деятельности с родителями. Конкретный образ на фотографии сопровождается рассказами из жизни членов семьи, это вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его память.
Посмотрите фотографии и обсудите с ребенком, чем отличаются взрослые от детей, как изменился он сам внешне и внутренне, каким он будет. В заключение нарисуйте лесенку из трех ступенек, символизирующих прошлое, настоящее и будущее ребенка, каким он видит себя на каждой ступеньке'.
V. Работа с понятиями
Воспитатель. Давайте обратимся к словарю и определим значение слов «альбом», «семья», «фотография».
Родители делятся на три группы. Каждой группе дается лист с одним из слов. Нужно написать значение данного слова и передать лист на проверку родительской группе справа. Таким образом каждая группа знакомится со всеми понятиями.
Примерные записи родителей
Альбом:
• тетрадь или книга с чистыми листами для стихов, рисунков, фотографий, открыток;
• объединенное по теме собрание иллюстраций, рисунков, фотографий.
Семья — группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе.
Фотография — способ получения видимого изображения предметов на светочувствительных материалах с помощью специального аппарата.
Семейный альбом — тематическое собрание фотографий близких родственников.
Воспитатель. Каждый человек старается упорядочить свои фотографии и создать альбом. Альбомы могут быть различных видов. Скажите, какими могут быть альбомы. (Свадебные, армейские, альбомы, отражающие детство, школьные годы, семейные альбомы нескольких поколений и т. д.)
Глядя на фотографию, можно много узнать о том времени, когда она была сделана.
VI. Конкурсная программа
Воспитатель. А сейчас мы переходим к практической части нашего собрания. (Представляет жюри.)
Жюри будет оценивать конкурсы по следующим критериям: оформление фотографии (альбома), представление, содержание.
Конкурсы
1. Презентация семейной старинной фотографии.
2. Презентация семейного альбома.
3. Презентация «Моя родословная» (генеалогическое древо).
4. Составление пословицы о семье (приложение 3).
5. Шуточный конкурс «Семейная фотография». Семьям нужно изобразить пантомимой предложенную ситуацию:
• Семейный отдых на природе.
• Ребенок играет.
• Ребенок обедает.
• Ребенок собирается в детский сад.
• Первые шаги ребенка.
• День рождения ребенка.
6. Вопросы — ответы.
VII. Заключительная часть
Жюри подводит итоги. Победители награждаются.
Воспитатель. Зачем же современному человеку знать историю своей семьи?
Вывод. Человек без этого знания подобен листу, который несет ветер, ему легко внушать любые истины, моральные нормы, им очень легко управлять.
Воспитатель. Уважаемые родители! Дерево, у которого крепкие корни, ветер не валит. Если мы будем знать историю своей страны и своего рода, нам не страшны никакие невзгоды.
Вариант решения родительского собрания
1. Постепенно с взрослением детей рассказывать им о своих предках.
2. Поддерживать семейные традиции и создавать новые.
3. Начать создавать семейный альбом, родословную своей семьи и семейный архив.
4. Принести в группу семейную фотографию для оформления фотоальбома «Семьи наших воспитанников».
Приложение 1. Составление родословной своей семьи
Начните собирать историю своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями предков и потомков. Посадите свое семейное дерево — дерево своего рода. Это станет самой драгоценной частицей того наследства, которое мы можем и должны оставить после себя. Это будет ваша биография, просто и доходчиво пересказанная для детей и внуков. В этом могут помочь книги.
Составляя родословную своей семьи, можно начать с себя. По мнению психологов, в судьбе отдельного человека в миниатюре отражается история его семьи.
Примечания:
1. Чтобы родители наглядно представили, что представляет собой родословная семьи (генеалогическое древо), необходимо в качестве примера показать чью-либо родословную в готовом виде.
2. Используйте методику генеалогического исследования.
Понятие о генеалогии
Изучением истории семей и родов занимается специальная наука — генеалогия. Ее название происходит от древнегреческого слова, которое переводится как «родословная», т. е. слово о роде.
Генеалогическое исследование так же старо, как сама история. Уже мифы народов включают в себя его элементы в виде представлений о родовых связях богов или мифологических героев. Генеалогические представления мифов позволяли людям ориентироваться в небесной иерархии и определять в сонме богов своего личного покровителя.
Методика генеалогического исследования
Вы решили заняться прошлым своей семьи. С чего начать?
Генеалогическое досье. Необходимо начать со сбора как можно большего количества данных любого характера о том или ином предке любого характера. Вы должны просмотреть архивы своей семьи, а затем уже обращаться к воспоминаниям родственников, можете написать им письма с просьбой подробно рассказать обо всех представителях той или иной ветви. Нов глубину веков можно посмотреть только с помощью ревизских сказок, хранящихся в Центральном архиве города.
Генеалогическая карточка. Следующий этап работы заключается в занесении данных по одному человеку на отдельную карточку.
Генеалогическая таблица. И только после этого можно приступить к составлению генеалогической таблицы, или генеалогического древа. Они бывают разных видов.
1. Кругообразные. В центре помещаетесь Вы, сверху предки по отцовской линии, снизу — по материнской (пример — генеалогическая таблица А.И. Полежаева). Но эти таблицы неудобны тем, что могут показать предков только до третьего или четвертого колена.
2. Горизонтальные. В этом случае вычерчиваются отдельные колонки для каждого поколения (пример — генеалогическая таблица А.А. Татищева — российского историка). Здесь каждое лицо получает номер в зависимости от естественного порядка в семье.
3. Вертикальные. Это, конечно, самая впечатляющая таблица, составленная в виде древа. Вы можете начать составление с современности или, наоборот, из глубины веков (пример — генеалогическое древо М.И. Калинина). Здесь тоже каждому лицу дается номер и в приложении указываются подробности его жизни.
Итак, теперь Вы знаете, как заглянуть в прошлое своей семьи и, соответственно, себя, с чего начать и чем закончить ваше исследование.
Приложение 2. Семейный архив
Составление семейного архива — это не прошлое, это всегда завтрашнее. Семья должна иметь свой архив - почетные грамоты дедов и отцов, историю их заслуг, их труда, историю рода и фамилии. Ведь с годами и наши внуки захотят знать, как мы жили. А ведь жизнь, отпущенная нам, по природе своей коротка, но в наших силах оставить память о ней.
Приложение 3. Материал к конкурсу «Пословицы о семье»
Ведущий. Давайте попробуем вспомнить пословицы о семье. Я начинаю, вы заканчиваете.
— В гостях хорошо, а... (дома лучше).
— Не красна изба углами, а... (красна пирогами).
— Каково на дому, таково и... (самому).
— Дети не в тягость, а... (в радость).
— Когда семья вместе, и... (сердце на месте).
— Всякой матери свое...(дитя мило).
— На свете все найдешь, кроме... (отца и матери).
— Мать кормит детей, как... (земля людей).
— Нет для человека добрее... (отца с матерью).
— Семья — ... (семья).
Приложение 4. Стихотворения о семье
Кто такие предки?
Рассказать хочу вам, детки,
Кто такие наши предки,
Те, кто были перед нами,
Кто возился в детстве с вами?
Это — мама, это — папа,
Это — бабушка и дед,
Это — прадед. Он родился
Перед вами за сто лет.
Все, что видим мы сейчас,
Предки сделали до нас.
Лампа, туфли, телефон,
Поезд, стулья, этот дом.
Даже мяч, футбол, штаны
Предки нам изобрели.
Много-много лет назад
Предки начали писать.
И от предков мы узнали,
В книгах предки рассказали,
Как возник наш род людской
И кто был до нас с тобой.
Е. Губина
Я придумываю фамилии
Утенок — Уточкин!
Цыпленок - Курочкин!
Щенок — Собачкин!
Жеребенок — Клячкин!
Барашек — Овечкин!
А я — Человечкин!
М. Яснов
Похожие статьи:
Родительское собрание в средней группе на тему «Здоровый образ жизни»
Родительское собрание в средней группе. Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников
Родительское собрание в средней группе. Чтение художественной литературы
Родительское собрание в средней группе. Эмоциональное благополучие ребенка
Родительское собрание в средней группе. Наши бабушки и дедушки в семье
Нет комментариев. Ваш будет первым!