Родительское собрание в средней группе. Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников
Конспект родительского собрания для родителей детей средней группы на тему «Через красивое - к человечному…»
Цели: расширение представлений родителей по вопросу нравственно-эстетического воспитания дошкольников; повышение педагогической культуры родителей; приобщение к здоровому образу жизни, к физической культуре и спорту.
Задачи: познакомить родителей с опытом работы педагогов детского сада по теме собрания; содействовать обмену опытом семейного воспитания; укреплять внутрисемейные отношения посредством физкультурного досуга.
Форма проведения: семинар.
Участники: воспитатели, родители, дети, музыкальный руководитель, инструктор по плаванию.
План проведения
1. Вступительная часть.
2. Игра «Что для вас красота?».
3. Теоретическая часть.
4. Практическая часть. Совместное развлечение на воде «Семейные забавы».
5. Заключительная часть.
Ход мероприятия
I. Подготовительный этап
1. Приглашение родителей на собрание.
2. Оформление плаката с темой собрания; подготовка необходимого оборудования для физкультурного досуга; подготовка материалов информационной выставки (цитаты (приложение 2), художественная литература, методическая литература и т. д.).
3. Проведение конкурса «Создаем красоту своими руками», конкурса букетов «Вдохновение».
4. Подбор материалов для «полочки красоты» (украшения, ракушки, вазы и т. п.).
5. Подготовка выступления родителей, репетиция.
II. Организационный этап
1. Помещения (группа и бассейн) оформлены, родители — в спортивной одежде.
2. Подготовлены: аппаратура для видеопросмотра, выставки, литература и пособия по программе И.А. Лыковой «Цветные ладошки», текст песни «Живет на свете красота» (муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцковского), костюмы, атрибуты для танца, волшебный сундучок, серебряный клубок, музыкальная открытка, стенд с фотографиями природы.
III. Вступительная часть
Звучит красивая торжественная музыка.
Воспитатель. «Держа в руках скрипку, карандаш, кисть, человек не способен совершить плохого», — гласит украинская народная пословица, и это понятно. Зло и подлинная красота несовместимы. А значит, наша с вами задача — как можно раньше приобщить ребенка к красоте, ибо, как считал великий российский педагог В.А. Сухомлинский, «через красивое — к человечному — такова закономерность воспитания». Итак, мы начинаем наше родительское собрание «Через красивое — к человечному».
- В чем же мы видим красоту? Где ее находим? (Высказывания родителей.)
Вот волшебный сундучок,
В нем серебряный клубок.
По дорожке красоты
Побежим и я, и ты.
Воспитатель открывает сундучок (звучит волшебная музыка музыкальной открытки), достает клубок.
Воспитатель. Пусть клубок, словно в сказке, поведет нас по дороге красоты. А мы ему поможем. Каждый, кто держит клубок в руках, скажет, что красивого он видел в жизни, а потом передаст клубок другому.
Ниточка, тянись, тянись,
Красотою поделись!
IV. Игра «Что для вас красота?»
Воспитатель предлагает родителям высказаться. Родитель говорит свое мнение и передает клубок следующему.
Воспитатель. Красоту мы находим прежде всего в природе, искусстве, самом человеке, его духовном мире, мыслях и поступках. Значит, стремясь напитать детей красотой, мы должны открыть перед ними красоту природы, мир высокого искусства и рассказать о людях, чья жизнь стала образцом, эталоном красоты Души и человечности для многих поколений.
Конечно, серебряный клубок появился у нас неспроста. Вся жизнь в детском саду — это сказка, а в сказке все возможно.
В нашей сказке все возможно:
Здесь то тихо, то тревожно,
То таинственно, то важно,
То волшебно, то отважно.
В спальне сон на мягких лапах,
В кухне здесь волшебный запах,
Птицы, дети и цветы
Дружат с феей красоты.
Звучит музыка. Входит фея красоты.
Фея красоты.
Всем добрый день!
Я рада всех вас видеть.
Ведь невниманием
Нас так легко обидеть!
Должна быть красота повсюду рядом —
И в мыслях, и в словах,
Открыта нашим взглядам.
В закатах и рассветах,
В лугах, туманами одетых,
В звезде, манящей, как мечта, —
Повсюду быть должна лишь красота!
И с детства по дороге красоты
Знакомить с миром
Мы детей должны.
Пусть вновь поможет вам клубочек мой —
Секреты красоты ты всем открой!
(Прикасается к клубку волшебной палочкой.)
А мне пора: заботы и дела!
Везде успеть сегодня я должна.
Чтоб мир красивым стал,
Трудиться надо вечно —
И лишь тогда все будет безупречно.
(Уходит.)
Воспитатель.
Давайте доверимся волшебному клубку.
К тому, кто разговор о красоте продолжит,
Клубочек, прыгни прямо на ладошку.
Клубок оказывается в руках у воспитателя.
V. Теоретическая часть
1. Педагогический всеобуч «Воспитание у детей эмоциональной отзывчивости к прекрасному» (приложение 4)
Обратная связь с родителями. Ответы на вопросы. Входит фрекен Бок. Разговаривает по сотовому телефону. Никого не замечает.
Фрекен Бок. Хорошо, договорились (убирает телефон). Так... я успеваю принять ванну, выпить чашечку кофе. А собственно, куда это я попала? Ничего не понимаю. У меня через два часа интервью!
Воспитатель. Уважаемая, фрекен Бок!
Фрекен Бок. Да, это я. Как приятно, что вы меня узнали! (В панике.) Где я?
Воспитатель. Вы попали в детский сад. Здесь проходит родительское собрание по нравственно-эстетическому воспитанию дошкольников.
Фрекен Бок. Любопытно. Знаете, милочка, у меня вечером интервью с Андреем Малаховым для передачи «Пусть говорят» на тему «Дети в большом городе». Меня пригласили в качестве эксперта-профессионала.
Воспитатель. Тогда вам тоже будет интересно и полезно послушать следующее выступление.
Фрекен Бок. Так-так, любопытно. Пожалуй, задержусь у вас ненадолго, послушаю.
2. Из опыта семейного воспитания
Небольшие выступления двух-трех родителей по теме собрания.
Фрекен Бок. Большое спасибо. Всегда, знаете ли, приятно повышать свой педагогический уровень. Я, вообще, всегда иду в ногу со временем по вопросу воспитания детей. Кстати, который час? Мне пора, Андрюша Малахов меня, наверное, уже заждался. Бегу-бегу! (Уходит.)
Воспитатель. Обратите внимание (перекидывает клубок из руки в руку), наш клубок очень странно себя ведет.
Он прыгает, играет,
На танец словно приглашает.
Аплодисментами детишек позовем
И любоваться танцем мы начнем.
В зал входят воспитанники группы, исполняется танец «Попугай».
Воспитатель.
Ниточка, тянись, тянись,
Красотою поделись (катит по полу).
Влетает Баба-яга.
Баба-яга. Так, так! Клубочки волшебные по полу катаем, а про Бабу-ягу опять забыли?! Опытом семейного воспитания они, видите ли, делятся, а хто главный воспитатель подрастающего поколения в здешних лесах? Про кого в каждой второй сказке написано? Да без меня все ваши утренники давно «полетели» бы, причем опять же к моим родственникам. Так что я тут фигура наиглавнейшая! Чего сидеть? Уси-пуси разводить? Включай давай «ящик» — там про меня фильму сняли. Вы еще не в курсе? Я теперь — звезда экрана!
3. Просмотр видеофильма о работе с детьми в группе по теме собрания
Баба-яга. Ну, все. В следующий раз про меня не забывайте. Ужо я вам! Ладно, помогу вам на прощанье. Эх, квалификацию с имиджем теряю.
Я клубочек поверчу,
Над клубочком пошепчу.
Расскажи мне, мой голубчик,
Что к чему и почему (раскручивает).
Ты мне тут не торопись,
Чуть помедленней вертись (слушает).
«За красотой иди в бассейн,
Где можно плавать, и нырять,
И грациозные движенья
На водной глади выполнять»1.
Ничего не понимаю,
Ну да ладно, улетаю.
Чао-какао! (Улетает.)
IV. Практическая часть. Совместное развлечение на воде «Семейные забавы»
Воспитатель. А сейчас мы приглашаем вас в бассейн познакомиться с опытом работы инструктора по плаванию ... (Ф.И.О.) и вместе с детьми принять участие в увлекательном развлечении «Семейные забавы».
После развлечения родители возвращаются в музыкальный зал.
Воспитатель. Клубок нам говорит, что красота еще живет в природе (обращает внимание на стенд с фотографиями природы).
Учитесь видеть красоту природы —
Старайтесь все детали подмечать.
Природа — дар бесценный нам от Бога.
Она научит жить, любить, мечтать.
Звучит фоновая музыка. Демонстрируются слайды «Красота в природе».
Воспитатель.
Спасибо тебе, клубочек,
Мы тебя благодарим
И «до встречи» говорим.
Наш серебряный клубок,
Возвращайся в сундучок.
Наше родительское собрание подходит к концу. Давайте все вместе исполним песню «Живет на свете красота», написанную Ю. Антоновым на стихи М. Пляцковского.
Песню исполняет группа педагогов, родители подпевают, текст песни раздается предварительно (приложение 1).
Воспитатель. Мы будем рады, если рекомендации и опыт работы наших педагогов и родителей помогут вам проложить тропинку к детским сердцам восхищением и изумлением красотой и созданием красоты своими руками.
Хорошо, если дети будут ходить с вами в музеи и на выставки, рисовать карандашами и красками все, что им захочется. Пусть увидят красоту мира и замрут перед нею в восхищении...
Наши дети растут быстро. Не успеем мы оглянуться, как они станут взрослыми. Какими они станут? Что доброго вынесут из своего детства и сохранят в себе? Быстро летит время. Поэтому медлить нельзя! Успехов вам и добра вашим детям!
V. Заключительная часть
Родителям предлагается в устной форме рассказать о своих впечатлениях; решаются текущие вопросы группы; принимается решение собрания; проводится индивидуальное общение родителей с узкими специалистами ДОУ.
Приложение 1. Песня «Живет на свете красота» (муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцковского)
Живет повсюду красота,
Живет не где-нибудь, а рядом,
Всегда открыта нашим взглядам,
Всегда доступна и чиста.
Живет повсюду красота,
В любом цветке, в любой травинке
И даже в маленькой росинке.
Что дремлет в складочках листа.
Живет повсюду красота,
Сердца нам радуя и грея.
И всех нас делает добрее
Она, наверно, неспроста.
Приложение 2. Афоризмы о красоте
• «Держа в руках скрипку, карандаш, кисть, человек не способен совершить плохого» (украинская народная мудрость)',
• «От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям. От красивых мыслей — к красивой жизни. А от красивой жизни — к абсолютной красоте» (Платон)-,
• «Через красивое — к человечному — такова закономерность воспитания» (В.А. Сухомлинский);
• «Лишите мир красоты — и вы лишите его половины нравственности, половины ее правил» (Ж. Жубер);
• «Созерцание красоты любого рода, выводя нас за пределы нашего собственного "я", пробуждает в нас способность к самопожертвованию» (Б. Констан);
• «Красота — это законченное выражение добра; добро — законченное выражение красоты» (Р. Тагор)',
• «Красота — это улыбка на лике земли, улыбка для всех, и нужно лишь иметь глаза, чтобы видеть ее, и настроение, чтобы чувствовать» (Дж. Голсуорси);
• «...Если ребенок вырастил розу (нарисовал, вылепил, сделал аппликацию...) для того, чтобы любоваться ее красотой, если единственным вознаграждением за труд стало наслаждение красотой и творение этой красоты для счастья и радости другого человека, — он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность» (В.А. Сухомлинский);
• «Если вы сумеете научить ребенка в младенческие, отроческие годы ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красоте природы, то вырастите человека с высокой культурой чувств» (В.А. Сухомлинский).
Приложение 3. Анкета для родителей «Воспитание у детей эмоциональной отзывчивости к прекрасному»
1. Образование мамы (среднее, средне специальное, высшее).
2. Образование папы (среднее, средне специальное, высшее).
3. Количество детей в семье.
4. Как часто Вы с ребенком посещаете театр?
а) ежемесячно;
б) один раз в полгода;
в) каждую премьеру;
г) не посещаем.
5. Как называется последний спектакль, который Вы посмотрели со своим ребенком?
6. Как часто Вы с ребенком посещаете цирк?
а) ежемесячно;
б) один раз в полгода;
в) не посещаем.
7. Как часто Вы с ребенком посещаете кинотеатр?
а) ежемесячно;
б) один раз в полгода;
в) каждый новый фильм;
г) не посещаем.
8. Как называется последний фильм, которые Вы посмотрели с ребенком?
9. Как Вы празднуете день рождения своего ребенка?
а) застолье взрослых;
б) детское чаепитие с играми, сюрпризами, подарками;
в) свой вариант (написать).
10. В какое время года и как часто Вы с ребенком выезжаете на природу?
11. Водите ли Вы ребенка на экскурсии по родному городу?
12. Посещаете ли Вы с ребенком музеи и выставки?
13. Какую музыку нравится слушать Вашему ребенку?
а) современную;
б) классическую;
в) свой вариант (написать).
14. Какие сказки любит слушать или смотреть Ваш ребенок (название и автор)?
15. Какие передачи любит смотреть Ваш ребенок по телевизору?
16. Назовите любимые мультфильмы Вашего ребенка.
17. В этом году в нашей группе детям было предложено десять стихотворений для заучивания. Сколько стихотворений выучил Ваш ребенок?
18. Как Ваш ребенок выражает свои эмоции и чувства после посещения спектакля, детского праздника, прогулки на природу?
а) рисует;
б) рассказывает своим близким;
в) делится впечатлениями со своими сверстниками, друзьями;
г) рассказывает в детском саду;
д) никак не выражает.
19. На Ваш взгляд, нужно ли воспитывать у ребенка эмоциональную отзывчивость к прекрасному? Какими способами?
Приложение 4. Материал к педагогическому всеобучу «Воспитание у детей эмоциональной отзывчивости к прекрасному»
«Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная душа. Душа ребенка. Прекрасное не терпит лжи. Если душа осквернена ложью, глаза не видят прекрасного. Ложь уничтожает красоту, а красота — ложь» (Э. Межелайтис).
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство — время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.
Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые... Педагогов настораживает тот факт, что они удивляются и восхищаются все меньше и меньше, их интересы однообразны: куклы Барби, модели машинок, компьютеры... А ведь наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Как же разбудить в детях интерес и эмоциональную отзывчивость к прекрасному и к самим себе?
Воспитание сегодня, а не завтра. Воспитание лучших качеств, лучших чувств, лучших мыслей. Как это делать? С помощью культуры и красоты, пропуская их через свою душу и сердце к душе и сердцу ребенка. Духовное и материальное благосостояние государства и общества зависит от тех основ, которые мы заложим в сознание и сердце детей.
«Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшайся», — говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребенка красотой, прекрасным! Природа, произведения искусства, литература — все это может дать нам все необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать! А сколько чудесных подвигов в легендах и былинах о народных героях!
Очень важно понять, что невоспринятая красота не действует, она как бы не существует. Но она есть, ее гораздо больше, чем мы слышим, чем мы видим. Все дело в нашем умении замечать, чувствовать, понимать красоту. Можно сколько угодно стоять перед прекрасной картиной или находиться среди красот природы и при этом не почувствовать красоту, не восхититься ею. В таком случае красота не действует на нас, не делает нас лучше, не спасает. Необходимо научиться ее воспринимать, осознавать, претворять в жизнь.
В деле воспитания красотой на первом месте должно оказаться восприятие красоты. Для этого очень важно развивать внимание, наблюдательность. Внимание есть основа накопления восприятия, первый шаг к развитию восприятия. Направить взгляд ребенка, произнести призывное «Смотри!» — одна из важных задач воспитателя. Без внимания восприятие невозможно. Обратить на себя внимание ребенку помогают красочность, привлекательность, необычность того, что мы ему показываем.
Развивать внимание можно на самых обычных предметах и самыми простыми способами:
• поставить знакомый предмет на новое место и посмотреть, заметил ли это ребенок;
• предложить ребенку, слушая музыкальное произведение, выбрать и проследить звучание одного какого-нибудь инструмента;
• каждый день наблюдать на прогулке, как меняется небо, как ведут себя животные и растения в разное время дня и т. д.
Планомерное развитие в детях внимания, наблюдательности приведет к развитию чуткости восприятия, что само по себе очень важно как первый шаг к нравственности, отзывчивости, эстетической развитости.
Восприятие красоты неразрывно связано с потребностью выразить свои впечатления в какой-либо форме. Это как вдох и выдох. Если восприятие можно назвать вдохом, то выражение воспринятых образов, красок, звуков в той или иной форме — выдохом. Мы помогаем ребенку выразиться (выдохнуть) в рисунке, в поделке, игре или слове, но при этом очень важно дать ему возможность сделать это непосредственно, свободно — выразить то, что он хочет и как он хочет.
Говоря о воспитании красотой, нельзя не сказать о радости, которая всегда рядом, которая возникает и должна возникать в нас и в наших детях при встрече с красотой, в процессе свободного творческого самовыражения. Эмоциональный подъем, позитивные чувства, возникающие от увиденной или услышанной красоты, от творчества, наверняка благотворно влияют на здоровье.
Задача взрослого — создавать условия для возникновения радости, эстетических переживаний, уверенности и других нравственных чувств и переживаний. Дети всегда будут любить и долго помнить те места, где они испытали эти прекрасные чувства. Туда их будет тянуть как магнитом — это проверено жизнью.
Чем больше будет красивых уголков природы в нашей жизни, хороших доступных музеев, выставок, концертов, книг — всего, что несет в себе красоту, тем легче будет воспитывать детей, тем полноценнее будут их развитие и образование.
Условия для воспитания у растущего человека эмоциональной отзывчивости к прекрасному
1. Внутреннее убранство помещений детского сада и детской комнаты дома, где живет и воспитывается ребенок, окраска всех поверхностей (стен, потолков, пола) должны быть спокойных тонов, нежелателен диссонанс общего фона с мебелью, игрушками, произведениями искусства, детского творчества.
2. Все книги, игрушки, предметы и материалы для разных игр должны соответствовать возрастным, психофизиологическим особенностям детей, быть доступны детям и радовать их не только своей сутью, но и внешним видом.
3. Очень продуманно в детские помещения надо подбирать произведения (репродукции) живописи, графики, народного искусства, ведь они важнейший фактор в воспитании эмоциональной отзывчивости к прекрасному.
4. В детском саду и дома должны быть красивые комнатные растения, аквариум с рыбками; на участке детского сада должны расти деревья, кусты, трава, цветы.
5. Одежда воспитателей, родителей и детей должна быть эстетичной, чистой.
Таким образом, умело созданные условия для воспитания эмоциональной отзывчивости ребенка к прекрасному не только в детском саду, но и дома помогут детям развить художественно- эстетические чувства и способности, а также будут развивать у ребенка интеллект и творчество.
Похожие статьи:
Родительское собрание в средней группе. Наши бабушки и дедушки в семье
Родительское собрание в средней группе. Чтение художественной литературы
Родительское собрание в средней группе на тему «Здоровый образ жизни»
Родительское собрание в средней группе. Семейные традиции
Родительское собрание в средней группе. Эмоциональное благополучие ребенка
Нет комментариев. Ваш будет первым!