Родительское собрание в средней группе. Эмоциональное благополучие ребенка
Конспект родительского собрания для родителей средней группы ДОУ на тему «Эмоциональное благополучие ребенка»
Цель: создание условий для возникновения партнерских отношений между родителями и педагогами.
Задачи: привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе детей; создать условия для обмена семейным опытом; обсудить наиболее актуальные проблемы воспитания, выработать единые требования по теме собрания. Форма проведения: заседание родительского клуба.
Участники: воспитатели, родители.
План проведения
1. Вступительная часть.
2. Разминка. Упражнение «Улыбайтесь!».
3. Анализ и обсуждение результатов анкетирования.
4. Игра с мячом «Добрые слова».
5. Советы для родителей «Минуты нежности».
6. Тестирование «Какой Вы родитель?».
7. Обсуждение результатов домашнего задания.
8. Тренинг.
9. Заключительная часть.
Ход мероприятия
I. Предварительный этап
1. Анкетирование «Диагностика уровня эмоционального развития ребенка» (приложение 1).
2. Оформление папки «Детские неврозы».
3. Выполнение родителями и детьми задания: дома вместе нарисовать свою семью.
II. Организационный этап
На мольберте прикреплено изображение большого сердца; на столах разложены вырезанные из бумаги изображения маленьких сердец (зеленого, синего, черного и красного цветов); приготовлены картинки для игр и тестов; столы и стулья расставлены по кругу.
III. Вступительная часть
Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались на заседание нашего семейного клуба, чтобы поговорить о значимости эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления его здоровья.
IV. Разминка. Упражнение «Улыбайтесь!»
Воспитатель. Всем нам, взрослым, крайне необходимо приучить себя к тому, чтобы наше лицо всегда украшала теплая и доброжелательная улыбка. Если ее нет, должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда. С этой целью утром нужно подольше задерживать взгляд на своем отражении в зеркале. Полюбоваться собой, покривляться, показать себе язык: это вас рассмешит, и вы улыбнетесь. Стоп! Именно такое, а не «казенное» лицо должно быть у вас в течение дня. Обещайте себе это, прежде чем выйти на улицу.
А сейчас давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Подарите свои улыбки соседу справа и слева.
Ученые относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. При неблагоприятных условиях у детей возникает эмоциональное напряжение и как результат — появление неврозов.
— Как вы думаете, в чем это проявляется? (Высказывания родителей.)
Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение (они то плаксивы, то агрессивны), быстро утомляются, плохо засыпают. Ребенок с невротическими нарушениями некомфортно чувствует себя и в детском саду: он бесцельно ходит по групповой комнате, не может найти себе занятие.
V. Анализ и обсуждение результатов анкетирования
Воспитатель. Дома вы заполнили анкету и определили уровень эмоционального развития вашего ребенка (приложение 1). После обработки ваших ответов мы выявили наиболее часто встречающиеся причины нарушения эмоционального благополучия детей.
Результаты (в %) представляются в наглядной форме.
Вариант 1. Вывешивается плакат.
Вариант 2. «Живая модель». Результаты по каждой из причин написаны на отдельных листах формата A3. Наиболее активные родители могут помочь продемонстрировать их. Родители берут листы и встают в колонну друг за другом. Воспитатель называет причину, а все родители видят цифру (в %), которую показывает первый родитель. Далее он садится на свое место, а воспитатель называет следующую причину, и перед родителями вновь появляется цифра (в %), которую демонстрирует второй родитель, ит. д.
Причины
• Несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду.
• Нарушение режима дня.
• Избыток информации, получаемой ребенком (интеллектуальные перегрузки).
• Желание родителей дать своему ребенку знания, которые не соответствуют его возрасту.
• Неблагополучное положение в семье.
• Частое посещение с ребенком мест массового скопления людей; родители должны учитывать: то, что является обыденной жизнью для взрослого, может стать стрессовой ситуацией для ребенка.
• Чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что-то не так.
• Снижение двигательной активности.
• Недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери.
Воспитатель. Все это порождает изменения в эмоциональной сфере. Известный психолог JT.С. Выготский отмечал феномен «засушенное сердце» (отсутствие чувств), который он наблюдал у своих современников и который связан с «воспитанием, направленным, как правило, на интеллектуализированное поведение». К сожалению, этот феномен актуален и в наше время.
Ответьте себе честно: существуют ли в вашей семье факторы, нарушающие эмоциональное благополучие ребенка? Если есть один фактор, возьмите зеленое сердечко и прикрепите его к большому сердцу (на мольберт). Если два — приколите синее сердечко. Если три и более — приколите черное сердечко.
Красное сердечко возьмет тот, кто считает, что в его семье нет ни одного фактора, нарушающего эмоциональное благополучие ребенка.
Родители выполняют задание. Далее обсуждаются результаты.
Воспитатель. Мне кажется, что многие папы и мамы задумаются, все ли они сделали, чтобы не допускать нервных срывов у ребенка.
VI. Игра с мячом «Добрые слова»
Родители поочередно называют ласковые слова или фразы, которые они используют, поощряя ребенка.
Воспитатель. Родительская любовь и ласка нужны не только грудничкам, но и большим детям. И не только нежным девочкам, но и мужественным мальчикам. Ребенку нужны и «телячьи нежности», и «медвежьи шалости». Хотя, конечно, шумные и подвижные игры можно проводить только после пробуждения ребенка, а не на ночь глядя.
Главный герой повести Марселя Пруста «В сторону Свана», шестилетний мальчик, каждый день перед сном ждет возможности поцеловать свою маму. Для него это является итогом сегодняшнего дня, мостом перехода в будущее. Думаю, это происходит потому, что поцелуй — это то, что являет и возвращает целостность. Поэтому мы целуем ранку ребенка — чтобы быстрее зажила.
Родительская ласка не должна ограничиваться только поцелуями и объятиями. Существует много других способов ее выражения.
VII. Советы для родителей «Минуты нежности»
Предложите родителям сначала привести примеры из семейного опыта. Затем им нужно сорвать лепесток у ромашки и зачитать совет.
Советы
• Танцуйте с малышом, прижимая его к себе. Вы будете находиться в близком контакте, а ритмичное покачивание под музыку успокоит его.
• Обнимите за плечи своего ребенка, нежно погладьте по волосам или по щеке — простые движения так нужны ему, нужны постоянно.
• Порисуйте у ребенка на спинке пальчиками, а он пусть отгадывает, что Вы изображаете. Если малышу сложно отгадать предметы, то покажите на его спинке, как пробежала мягкая кошечка, как протопал тяжелый слон или пролетела, лишь касаясь крыльями, легкая бабочка.
• Используйте для нежных игр вечерние часы или время после сна. Спокойная обстановка спальной комнаты располагает к играм, которые помогут Вам проявить свои чувства. Предложите малышу спрятать под одеялом мягкую игрушку, а Вы постарайтесь найти ее. После отыскивания плюшевого мишки обязательно поцелуйте и его хозяина. Повторите игру. Медвежонку есть куда спрятаться: в штанину пижамы или под подушку.
• Залезьте с крохой под одеяло и поболтайте о чем-нибудь, прижавшись друг к другу.
• Можно предложить ребенку игру: проявлять ласку определенное время, выпавшее на кубике, можно поиграть в загадочную статую. Ребенок должен принять любую позу и накрыться одеялом или простыней, а Вы — ощупать его. Если у Вас двое или больше детей, попытайтесь отгадать, кто скрывается под одеялом. Тогда уж детям придется сдерживать смех и хихиканье — иначе их быстро разгадают.
• Дотроньтесь доверительно до руки или плеча малыша, отправляющегося в садик, — и это придаст ему уверенности в собственных силах. Шутливо взъерошьте волосы трехлетнему озорнику — и он повеселеет.
VIII. Тестирование «Какой Вы родитель?» (приложение 2)
IX. Обсуждение результатов домашнего задания
Воспитатель. Теперь перейдем к домашнему заданию. На столах лежат рисунки, выполненные вами вместе с детьми, на тему «Моя семья».
— Расскажите, какое участие ребенок принимал в рисовании.
— Кого из членов семьи ему больше всего хотелось изобразить?
— Какое у него при этом было настроение?
— Сколько времени вы потратили на выполнение задания?
Выступления двух-трех родителей.
X. Тренинг
1. Игра «Страхи в домиках»
Воспитатель. Когда ребенок чувствует, что родители рядом, что они его любят, у него спокойно на душе. Но когда у ребенка нет этого ощущения, он становится подозрительным, тревожным, чего-то боится. Я хочу предложить вам сыграть в игру- тест «Страхи в домиках».
Перед вами два домика — черный и красный. Надо решить, где будут жить страшные страхи, а где — нестрашные. Я буду перечислять страхи, а вы записывайте их номера внутри того домика, в который их поселите.
На самом деле это тест, который вы можете провести дома с ребенком и выявить, чего он боится.
По окончании игры педагог раздает родителям списки перечисленных страхов.
2. Динамическая пауза
1. Выходят в круг и жмут друг другу руки родители, которые:
а) любят поспать;
б) любят сладкое.
2. Выходят в круг и прыгают на одной ноге родители, которые:
а) любят работать на даче;
б) любят делать заготовки на зиму.
3. Выходят в круг и танцуют родители, которые:
а) любят тратить деньги;
б) любят путешествовать.
3. Тест «Веселое — грустное лицо, или Что бы это значило?»
Воспитатель. У каждого из вас есть сюжетная картинка, на которой художник не прорисовал лицо ребенка. Внимательно рассмотрите ее и попробуйте передать выражение детского лица, которое соответствует данной ситуации.
Родители выполняют задание.
Воспитатель. Сложите все картинки, а затем выберите ту, где, с вашей точки зрения, нарисован эмоционально благополучный ребенок.
После обсуждения картинка выбирается большинством голосов.
Воспитатель. Как вы думаете, наказание может быть причиной нарушения эмоционального благополучия ребенка? (Ответы родителей.)
4. Тест «Продолжи фразу»
Мы проанализируем ваши ответы и подготовим соответствующие консультации.
1. Наказание применяется потому, что ____________________
2. Вам приходится наказывать ребенка, когда он _____________
3. Какие наказания Вы применяете по отношению к своему ребенку? ___________
Воспитатель. Известный российский психолог B.Л. Леви написал Семь правил для всех «Наказывая, подумай: зачем?». Я зачитаю только одно: «Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения...
При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь».
XI. Заключительная часть
Воспитатель. Наша встреча подходит к концу. Возьмите красное сердечко, напишите на нем любое доброе пожелание и передайте его своему соседу. На сердечке вы также можете написать несколько слов о вашем отношении к проведенному собранию.
Любите своих детей, больше времени проводите с ними, и тогда они вырастут здоровыми, уравновешенными и рассудительными.
В заключение родителям выдается памятка «Что нужно знать об эмоциональном развитии ребенка-дошкольника» (приложение 3) и «Десять заповедей родителей» (приложение 4).
Приложение 1. Диагностика уровня эмоционального развития ребенка
1. Опишите обычное состояние ребенка.
2. Часто ли он плачет?
3. Как долго остается расстроенным?
4. Чего боится ребенок?
5. Часто ли бывает сердитым, агрессивным?
6. Быстро ли он устает?
7. Существуют ли у ребенка следующие проблемы: мочится ночью в постель, грызет ногти, сосет палец?
8. Как ребенок относится к незнакомым взрослым?
9. Как он относится к детям?
10. Как относится к животным?
11. Кого в семье ребенок слушается?
12. Помогает ли он по дому?
13. Какие качества ребенка Вы особенно цените?
14. Единодушны ли взрослые члены семьи по отношению к ребенку (что разрешать, а что запрещать)?
Приложение 2. Тест «Какой Вы родитель?»
Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребенком оказывает существенное влияние на его развитие. Оцените особенности Вашего общения. Часто ли Вы употребляете следующие по смыслу выражения?
1. Какой ты у меня молодец!
2. Ты способный, у тебя все получится.
3. Ты невыносим!
4. У всех дети, как дети, а у меня...
5. Ты мой помощник.
6. Вечно у тебя все не так.
7. Сколько раз тебе повторять?
8. Какой ты сообразительный!
9. Чтобы я больше не видела твоих друзей!
10. Как ты считаешь?
11. Ты полностью распустился!
12. Познакомь меня со своими друзьями.
13. Я тебе обязательно помогу, не переживай.
14. Меня не интересует, что ты хочешь.
Обработка результатов. Если Вы употребляете выражения 1, 2, 5, 8, 10, 12, 13, то засчитайте себе 1 балл. Если Вы употребляете выражения 3, 4, 6, 7, 9, 11, 14, то засчитайте себе 2 балла. Посчитайте общую сумму баллов.
7 — 8 баллов — между Вами и Вашим ребенком царит полное взаимопонимание. Вы не злоупотребляете чрезмерной строгостью.
9 — 10 баллов — Ваше настроение в общении с ребенком носит непоследовательный характер и больше зависит от случайных обстоятельств.
11 — 12 баллов — Вы недостаточно внимательны к ребенку, возможно, часто подавляете его свободу.
13 — 14 баллов — Вы слишком авторитарны. Между Вами и ребенком часто возникает раздражение. Будьте более гибкими со своим ребенком.
Приложение 3. Памятка «Что нужно знать об эмоциональном развитии ребенка-дошкольника»
4 года
Ведет себя «хорошо» более продолжительное время:
• способен к сотрудничеству со сверстниками;
• способен усвоить правила очередности;
• может проявлять заботу о младшем или животном и сочувствие обиженным.
Нормальное «плохое» поведение:
• напоминает поведение ребенка более младшего возраста. (Снимается лаской и терпимостью взрослых к временному регрессу в поведении.)
5 лет
Ведет себя «хорошо» в течение всего времени пребывания в ДО У:
• соблюдает распорядок дня. Ориентируется во времени по часам;
• лучше понимает стремление взрослых к порядку и опрятности и способен в какой-то мере помогать им в этом.
Нормальное «плохое» поведение:
• разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декларируемых ими правил;
• бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом.
6 лет
Теряет непосредственность в поведении, «хорошее» поведение становится самостоятельно поддерживаемой нормой:
• способен подчинять эмоции своим не очень отдаленным целям;
• удерживает принятую на себя роль до окончания игры или достижения поставленной цели;
• начинает осознавать свои переживания;
• начинает активно интересоваться отношением окружающих к самому себе, формировать свою собственную самооценку.
Нормальное «плохое» поведение:
• ложь как форма ухода от соблюдения нормы;
• повышенная двигательная активность;
• ябедничество;
• небрежность в выполнении монотонных операций.
Приложение 4. Памятка «Десять заповедей родителей»
1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы, помогите ему стать собой!
2. Не думайте, что ребенок Ваш: он Божий.
3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете.
4. Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
5. Не относитесь к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, его ноша может быть тяжела не меньше Вашей.
6. Не унижайте ребенка!
7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка, а мучьте, если можете, но не делаете.
8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если сделано не все.
9. Умейте любить чужого ребенка, не делайте чужому того, чего не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему.
10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который пока с Вами.
Приложение 5. Уровни эмоционального самочувствия детей
Определяются в процессе наблюдения за детьми в разных видах деятельности.
1-й уровень — низкий. Характеризуется ярко выраженным нарушением эмоционального самочувствия. У детей этой группы преобладает негативный эмоциональный фон наряду с гиперактивностью и стремлением к экстремальному поведению. Характерны также отсутствие эмоциональных привязанностей с близкими, трудности во внутригрупповом взаимодействии, в общении со сверстниками и взрослыми, неадекватная самооценка, неуверенность в себе, замкнутость. В некоторых случаях отмечаются невротические проявления — подергивание головой. Чаще всего в эту группу входят мальчики из неполных семей, воспитывающиеся без отца.
2-й уровень — средний. У детей этой группы незначительное нарушение эмоционального самочувствия выражается в преобладании негативного эмоционального фона наряду с чрезмерной пассивностью, замкнутостью и неуверенностью в себе. Представлена данная группа в основном девочками и небольшим количеством мальчиков из неполных семей. К примеру, основной проблемой мальчика в неполной семье является непонимание матерью потребности сына в тесном контакте с ней. Такое стремление в возрасте 6—7 лет для мальчика естественно, тогда как мать воспринимает поведение сына как результат отсутствия отцовской строгости, которую и начинает старательно проявлять. В результате у ребенка возникает неуверенность в материнской любви.
Что касается девочек, они также испытывают естественную потребность в более тесном контакте с родителем противоположного пола. В связи с этим в матери девочка может видеть соперницу. Такое положение дел усугубляется, если мама слишком строга к девочке.
3-й уровень — высокий. Характеризуется ярко выраженным позитивным эмоциональным самочувствием. Для детей этой группы, представленной небольшим количеством девочек из полных семей, характерны стабильный позитивный эмоциональный фон, адекватная самооценка, эмоциональная связь и взаимопонимание с близкими взрослыми, отсутствие проблем в коммуникативной сфере.
Таким образом, очевидно, что уровень эмоционального самочувствия ребенка определяется прежде всего характером внутрисемейных отношений, наличием эмоциональных привязанностей между близкими, личностной и воспитательной позицией родителей в отношении ребенка.
Приложение 6. Исследование психоэмоционального комфорта детей в детском саду и в семье
Цели: определение уровня тревожности у детей (тест на оценку уровня тревожности и выявление признаков психического напряжения по А.И. Захарову); выявление уровня эмоционального комфорта на данный момент (диагностика эмоционального состояния с использованием восьмицветной гаммы); анализ эмоционального состояния ребенка в семье и в ДОУ (интервью); оценка предметно-развивающей среды с точки зрения ее роли в создании эмоционального благополучия детей (педагогическое наблюдение).
Тест на оценку уровня тревожности и выявление признаков психического напряжения по А.И. Захарову
Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для Вашего ребенка. Если это проявление ярко выражено, поставьте 2 балла; если оно встречается периодически — 1 балл; если отсутствует — 0 баллов.
1. Легко расстраивается, много переживает.
2. Часто плачет, ноет, долго не может успокоиться.
3. Капризничает и раздражается по пустякам.
4. Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.
5. Бывают припадки злости.
6. Заикается.
7. Грызет ногти.
8. Сосет палец.
9. Имеет плохой аппетит.
10. Разборчив в еде.
11. Засыпает с трудом.
12. Спит беспокойно.
13. Неохотно встает.
14. Часто моргает.
15. Дергает рукой, плечом, теребит одежду.
16. Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.
17. Старается быть тихим.
18. Боится темноты.
19. Боится одиночества.
20. Боится неудачи, не уверен в себе, нерешителен.
21. Испытывает чувство неполноценности.
Обработка результатов
28 — 42 балла — невроз, высокая степень психоэмоционального напряжения.
20 — 27 баллов — невроз был или будет в ближайшее время.
14 — 19 баллов — нервное расстройство, средняя степень психоэмоционального напряжения.
7—13 баллов — высокая степень психического напряжения, ребенку необходимо внимание.
Менее 7 баллов — отклонения несущественны и являются выражением возрастных особенностей.
Диагностика эмоционального состояния с использованием восьмицветной гаммы
Оборудование: желтый, голубой, черный, красный, пурпурный, зеленый, коричневый, оранжевый карандаши.
Инструкция. Диагностика проводится с каждым ребенком по отдельности. Ребенку предлагается: «Закрой глаза и представь, какого цвета у тебя настроение. Теперь открой глаза и возьми карандаш такого же цвета или наиболее подходящего».
Обработка результатов
Выбор карандаша:
• оранжевого, желтого, зеленого цвета указывает на эмоциональное благополучие;
• пурпурного, голубого, красного, черного цвета — на эмоциональное неблагополучие;
• коричневого цвета — на эмоционально нейтральное состояние.
Анкета для родителей
1. С каким настроением Ваша дочь (сын) идет в детский сад?
а) с радостным;
б) иногда не хочет;
в) часто отказывается;
г) капризничает;
д) свой вариант (написать).
2. В чем Вы видите причину нежелания ребенка идти в детский сад?
а) трудности в отношениях с педагогом;
б) трудности в отношениях со сверстниками;
в) привязанность к матери;
г) позднее засыпание вечером;
д) свой вариант (написать).
3. Как складываются у Вашей дочери (сына) взаимоотношения со взрослыми?
благополучно:
а) с воспитателями;
б) с помощником воспитателя;
в) с музыкальным руководителем;
г) с инструктором по физкультуре;
д) с другими специалистами; неблагополучно:
а) иногда бывают конфликты;
б) обижается на взрослых за то, что наказывают, не разрешают брать игрушки;
в) свой вариант (написать).
4. С кем из детей группы Ваш ребенок наиболее часто общается?
5. Рассказывает ли дома о своих взаимоотношениях с детьми?
а) да;
б) нет;
в) иногда.
6. Жалуется ли на сверстников?
а) да;
б) нет;
в) иногда.
7. На что жалуется?
а) дети не принимают в игру;
б) обижают;
в) не хотят дружить;
г) отнимают игрушки;
д) шумят;
е) свой вариант (написать).
8. Что Вам хотелось бы изменить в отношениях дочери (сына) с ровесниками?
9. Есть ли у Вашего ребенка чувство собственного достоинства? В чем оно проявляется?
10. Как Ваш ребенок обычно реагирует на агрессию со стороны других детей, взрослых (когда на него кричат, отнимают игрушки, угрожают и т. д.)?
11. Как Ваш ребенок проявляет себя в общении с другими детьми?
а) уравновешенный;
б) терпеливый;
в) чуткий;
г) уступчивый;
д) приветливый или вспыльчивый;
е) склонный чаще командовать, чем подчиняться;
ж) свой вариант (написать).
12. Как, на Ваш взгляд, влияют отношения между детьми и родителями на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду?
а) прямого влияния не оказывают;
б) благополучие семейных отношений — это психологическая защита, эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь в детском саду;
в) сущность семейных отношений еще недостаточно понятна ребенку, поэтому...
Похожие статьи:
Родительское собрание в средней группе. Чтение художественной литературы
Родительское собрание в средней группе на тему «Здоровый образ жизни»
Родительское собрание в средней группе. Семейные традиции
Родительское собрание в средней группе. Наши бабушки и дедушки в семье
Родительское собрание в средней группе. Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников
Нет комментариев. Ваш будет первым!