Консультация для педагогов ДОУ. Активизация словаря детей с ТНР
Консультация для педагогов детского сада «Активизация словаря детей с ТНР на индивидуальных логопедических занятиях»
Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост напрямую зависит от условий жизни и воспитания. Первые осмысленные слова появляются у ребенка к концу первого года жизни. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 – 400 слов, к трем годам может достигать 1500 слов. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К четырем годам количество слов доходит до 1900, в пять лет – до 2000 – 2500, а в 6 – 7 лет до 3500 – 4000 слов. Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленно растет число используемых прилагательных. Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка.В средней группе интенсивно набирается предметный словарь по лексическим темам. (при этом используются игрушки, книги, муляжи, мульти-медийное оснащение).
В старшей группе больше внимания уделяется глагольному словарю, антонимам и прилагательным (качественные - большой, старый, красный, легкий, красивый, умный, относительные – железный, стиральный, спортивный, вчерашний., притяжательные - мамин, лисий, …).
В подготовительной группе закрепляются полученные знания и происходит ознакомление с превосходной степенью прилагательных: - большой – больше - очень большой.
Словарная работа в каждой группе проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач.
Методы и приемы словарной работы
1. Методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром, обогащения словаря): рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещений детского сада, целевые прогулки и экскурсии; опосредованное ознакомление: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино-,диа-,видео фильмов, просмотр кинопередач.
2. Методы для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры, чтение художественных произведений, дидактические (словарные) упражнения.
Театрализованные игры, праздники и развлечения, участие в концертах, утренниках способствуют активизации образного словаря.
Для детей дошкольников с ТНР в процессе логопедической работы большое значение имеют дидактические игры, направленные на обогащение и увеличение словаря, формирование лексико – грамматических категорий, а также на всестороннее развитие их личности. Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словесные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе.
В коррекционные занятия логопед включает игры:
- на уточнение названия, назначения предмета, составных его частей.
- на группировку предметов по определённому признаку (летняя).
- на определение направленного действия и место нахождения предмета (положи кубик на шкаф, а мяч под шкаф).
Рекомендации при организации речевых игр и упражнений:
- игры не должны быть длительными по времени (15-20 мин.);
- они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознано исправить ошибку;
- игра должна быть живой, интересной, доступной для ребенка, поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования;
- игра может быть частью логопедического занятия или проводиться в одном из режимных моментов (на прогулке, в минуты отдыха);
- в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей при этом по возможности использовать и двигательную активность;
- в игре следует развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью, стремления правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу;
- в процессе игры руководитель принимает непосредственное участие; по ходу игры вносит необходимые коррективы и поправки в речь детей, а в заключение обязательно поощряет всех детей, отмечает наиболее успешных и обещает следующий раз новый вариант игры или совсем новую игру.
Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей и используются на индивидуальных логопедических занятиях.
1. "Слово на ладошке". Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.
2. "Что бывает?". Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.
Зеленый - ... дом, помидор. Зимняя - ... одежда, рыбалка. Домашнее - ... печенье, задание.
3. "Общие слова".
- Ребенок должен назвать фрукты..., мебель..., птиц..., овощи..., одежду...
- Ребенку предлагается назвать одним словом: сосна, береза, клен - это...
4. "Четвертый лишний".
Ребенок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
Ваза - роза - нарцисс – гвоздика.
5. "Скажи наоборот".
Взрослый называет какое-либо слово, а ребенок подбирает "слово наоборот".
Существительные: смех - ..., лето - ..., день - ..., холод - ..., север - ... и т.п.
Глаголы: пришел - ..., нырнул - ...
Прилагательные: широкий - ..., маленький - ..., богатый - ... и т.п.
Наречия: далеко - ..., высоко - ...
6. "Подбери слово".
Ребенку предлагается подобрать слово на какой-либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме: "Назови фрукт, название которого начинается со звука А" (апельсин, абрикос, ананас...).
7. "Большой - маленький".
Ребенку предлагается назвать ласково: ложка - ложечка, стул - стульчик и т.д.
8. "Отгадай загадку".
Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.
"Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?" (Репка).
Загадывайте детям описательные загадки: Это овощ, растет на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор).
9. "Назови, какой...".
Образование прилагательных: сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т.д.
10. "Расскажи сказку".
Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.
Таким образом, важно помнить, что направлять процесс обогащения и активизации словаря детей необходимо, используя разные приемы словарной работы с учетом особенностей каждого вида деятельности.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности для детей старшей группы Что такое задержка психического развития (ЗПР) Театр в жизни ребёнка Консультация для педагогов детского сада← Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком 6-7 лет «Автоматизация звука С в слогах» | Апшеронск в годы Великой Отечественной войны →
Автор: Лариса Николаевна Дженгурова
Опубликовано: 211 дней назад (25 апреля 2024)
Просмотров: 424
Рубрика: Консультации для педагогов
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!