Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ

Описание психолого-педагогической технологии по сопровождению детей с ОВЗ педагога-психолога МБДОУ
Одним из основных принципов дошкольного образования, определяемым в ФГОС ДО, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Появляется необходимость включения в психолого-педагогическую деятельность различных технологий, способствующих всестороннему воздействию на личность ребенка.

Технология моей работы строится по нескольким направлениям:
- психологическая диагностика;
- развивающая и коррекционная работа с детьми;
- психологическая профилактика;
- консультативная работа.

Значительную часть своей работы, я посвящаю развивающей и коррекционной работе.

Коррекционно – развивающую работу я провожу в форме индивидуальных или подгрупповых занятий (или занятий в малых группах). Дети объединяются в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы.

Основные методы коррекционно – развивающих воздействий:
- релаксационные упражнения;
- психогимнастика;
- игровая терапия;
- арт-терапия;
- куклотерапия;
- песочная терапия.

Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливать силы, помогает сконцентрировать внимание. С этой целью в работе с детьми использую специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, так как в них есть элемент игры.

Для достижения максимального эффекта от релаксационных упражнений подбираю музыкальный репертуар.

В направлении психологической профилактики использую разнообразные игры и упражнения. Все игры и упражнения включают элементы психогимнастики. Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяется деятельность психических функций (мышления, эмоций, движения).
Таким образом, психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других, снимает психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.

Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление. Я использую комплексные игровые технологий разной целевой направленности, которые помогают мне подготовить ребенка к школе.

В развивающей работе с детьми использую методы арт-терапии. Это могут быть и творческие работы и интересная история вымышленного героя. Используя цветные карандаши и бумагу, дети выполняют задания индивидуально, каждый создает свой рисунок. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ – общих картин, где объединяются изображения, созданные всеми детьми группы. Коллективные работы мы выполняем в технике «граттаж». Дети приходят в восторг от выполнения обычных действий – царапания черного куска бумаги, который волшебным образом превращается в произведение искусств, меняющее свою темную палитру на яркие цвета. Здесь отрицательные эмоции меняются на положительные, и, что не менее важно, развивается воображение и восприятие. Так же, в процессе коллективного выполнения задания создаются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, выдвигать предложения, отстаивать собственное пространство, идею.

Сказкотерапия – способствует развитию и коррекции эмоциональных состояний, снятия тревожности, повышения самооценки, снятия агрессивных проявлений. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять. Для сказочного героя легче придумать выход из положения – ведь в сказке все можно! И потом этот выход можно использовать для себя.

Можно использовать следующие методические приемы:
- рассказать сказку с позиции сказочного персонажа;
- отгадывание сюжета или персонажей;
- превращение в сказку любой жизненной истории;
- сочинение сказки экспромтом.

В своей работе использую технологию куклотерапия для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами, нарушениями поведения. На занятии любимая игрушка ребенка «участвует» в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для него, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета, эмоциональное напряжение у ребенка нарастает и, достигнув максимальной выраженности, сменяется бурными поведенческими эмоциональными реакциями.
Таким образом, технология куклотерапии помогает детям достигнуть эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

Особое место в моей деятельности занимает песочная терапия. Песочная терапия стабилизирует эмоциональное состояние. Наряду с тактильно-кинестетической чувствительностью дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, гармонично развиваются все виды познавательных процессов (внимания, мышления, памяти, мелкой моторики, совершенствуется предметно-игровая деятельность, развитие коммуникативных навыков у детей).

Использование световых столов (планшетов) для рисования песком появилось сравнительно недавно. И далеко не все образовательные учреждения могут похвастать их наличием. Имея такую возможность, хотелось бы отметить, что метод песочной терапии, на данный момент, является актуальным в моей работе с детьми с ОВЗ в ДОУ.

Использование техники рисования песком в работе с детьми с ОВЗ дает возможность:
- гармонизировать психоэмоциональное состояние ребенка;
- формировать установку на положительное отношение к себе;
- успешно адаптироваться к изменяющимся условиям;
- развивать сенсорно-перцептивную сферу, познавательные процессы;
- развивать процессы саморегуляции;
- развивать творческий потенциал;
- формировать коммуникативные навыки;
- тренировать мелкую моторику рук.

Используя световой стол, ребенок с легкостью избавляется от эмоциональных недугов и морально становится более устойчивым. Абсолютно меняется восприятие. Ребенок может рисовать не только указательным пальцем, но и использовать самые разные формы своей руки.

Работа так же проводится с детьми, которые готовятся пойти в школу. Определить, какой у ребенка характер, насколько он точен в движениях, есть ли у него усидчивость и трудолюбие.
Рисуя песком, на световом столе можно менять цвета (с помощью пульта), который очень сильно действуют на человеческое подсознание. Также цвета очень хорошо справляются с апатией и раздражительностью.

Игра на песочном столе должна проходить увлекательно и максимально удобно. Но есть ряд некоторых правил, которые очень важно соблюдать:
- Нельзя использовать предметы, которые могут поцарапать поверхность светового стола.
- Периодически заменять песок, т.к. он загрязняется.
- Работать с песком чистыми руками, не вдыхать его.

Этапы работы:
- проба песка - знакомство с техникой песочной анимации, основными принципами и приемами рисования песком;
- песочная графика - создание простых песочных рисунков;
- песочная трансформация - создание динамичных песочных картин;
- песочная история - разработка сюжета и сценария.

Специфика песочного рисования заключается в минимализме художественных материалов и инструментов. Руки являются единственным художественным инструментом, песок - художественным материалом.

Все используемые мною технологии позволяют осознать самой и показать всем участникам образовательного процесса значимость психологической помощи и необходимости существования психолого-педагогической службы в дошкольном учреждении. А технология, занимающая особое место в моей деятельности – песочная терапия, представлена в план-конспекте занятия по рисованию на песке для детей с ОВЗ (старшая группа 5-6 лет).

Рекомендуем посмотреть:

Семинар практикум для педагогов ДОУ "Дети с РАС" Оформлению уголка эмоций в кабинете психолога в ДОУ своими руками Неделя психологии в детском саду. Отчет Диагностика тревожности у дошкольников 6-7 лет. Заключение
Конспект психологического занятия по рисованию на песке для детей с ОВЗ. Старшая группа | Неделя психологии в детском саду. Отчет
Опубликовано: 1298 дней назад (8 сентября 2020)
Просмотров: 1238
Рубрика: Статьи
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!