Семинар практикум для педагогов ДОУ "Дети с РАС"
Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Дети с РАС»
Добрый день, уважаемые коллеги! Прежде, чем мы перейдём к теме дальнейшей дискуссии, прослушайте, пожалуйста, описание поведения ребёнка в определённой ситуации и постарайтесь определить, какие нарушения имеются у данного малыша.
Пример.
4-летний Валера, собираясь вместе с другими детьми средней группы детского сада на прогулку, вдруг пронзительно закричал. Он бился в истерике, расшвыривал вокруг себя вещи, катался по полу. После каждой попытки взрослых, оказавшихся рядом и пытавшихся помочь ему, он с новой силой принимался визжать и биться головой об пол. Когда все дети ушли на прогулку, а у Валеры уже, видимо, не осталось сил, он немного успокоился. Педагог-психолог стал "на ощупь" искать причину срыва. Глядя ему в глаза, начал перечислять все возможные детали, которые могли расстроить Валеру. Психолог называл одну причину за другой, но мальчик оставался безучастным. Однако через какое-то время удалось привлечь его внимание: он оживился, когда психолог стал поправлять ему носки. Затем равнодушно, не сопротивляясь, но и без радости, он согласился идти на прогулку.
(ответы слушателей семинара)
Всё верно. Подобная реакция аутичного ребенка может возникнуть на новую одежду, надетую мамой, на перестановку мебели, на присутствие незнакомого человека, на звук телевизора, на незнакомую мелодию, гул пылесоса.
Многие из вас сталкивались в своей работе с такими детьми.
Дети с нарушениями в общении любят придерживаться определенных ритуалов, и малейшие изменения в их жизни или в режиме могут стать для них травмирующим фактором. Результатом таких изменений бывает "уход в себя" либо вспышка агрессии, выражающаяся в жестоком обращении с близкими, со сверстниками, животными, в стремлении крушить и ломать все кругом. Довольно часто наблюдаются вспышки самоагрессии, возникающей при малейшей неудаче. Причем находящиеся рядом взрослые часто не понимают причины взрыва ребенка, они, имея навык общения с обычными детьми, не всегда придают значения "пустякам", которые так важны для аутичного ребенка.
По многочисленным данным, в последние годы наблюдается тенденция к росту количества детей с нарушениями в развитии, в том числе и с аутизмом. Следует отметить, что детей с "классическим аутизмом" немного, и на практике достаточно часто приходится иметь дело с дошкольниками, которым свойственны лишь отдельные аутистические черты (дети с РАС), такие как: нарушение взаимодействия с окружающими, проблемы в речевом развитии, особенности поведения, эмоциональной сферы, трудности в становлении навыков самообслуживания. И, как правило, педагоги дошкольных учреждений одни из первых, кто встречается с такими детьми. Что делать, как помочь малышу?
Как выявить аутичного ребенка.
У нас еще мало опыта такой работы, поскольку на практике мы обычно встречаемся лишь с детьми, обладающими отдельными чертами аутизма.
Однако перечисленные трудности не освобождают нас от выполнения сложной работы по выявлению аутичного ребенка в группе детского сада. Безусловно, диагноз должен ставить только врач.
Задача же педагога - выявить такого ребенка, помочь ему адаптироваться в детском коллективе и направить к специалистам.
Поскольку в арсенале педагога, к сожалению, почти нет специальных разработок по выявлению аутичных детей, то лучшим помощником в такой работе будет личный опыт общения с детьми, терпение и умение наблюдать.
Черты ребенка-аутиста:
- не смотрит в глаза,
- не играет со сверстниками,
- не нуждается в контакте с окружающими,
- повторяет одни и те же слова или предложения,
- выполняет одни и те же механические движения,
- играет только с определенными игрушками,
- использует постоянные ритуалы,
- выстраивает предметы в ряд,
- избирателен в еде,
- не любит телесный контакт,
- часто ходит босиком,
- плохо спит,
- играет один,
- делает бесцельные движения (взмахи руками, перебирание пальцами),
- сопротивляется переменам,
- выполняет действия в определенном порядке,
- совершает действия, приносящие вред ему самому,
- боится громких звуков, закрывает уши руками,
- избегает яркого света,
- нюхает предметы,
- быстро утомляется,
- хаотично передвигается по помещению…
Этапы помощи аутичному ребенку
Конечно же, каждый ребенок индивидуален. В особенности дети с расстройствами аутистического спектра. Они могут обладать самыми разными чертами и особенностями. Важно понимать, что подобный ребенок нуждается в квалифицированной помощи.
Мы рекомендуем родителям:
• посетить невролога (исключить проблемы, связанные с развитием головного мозга);
• посетить детского психиатра (он и поставит диагноз);
• пройти аппаратные обследование (МРТ, УЗИ головного мозга);
• обратиться за консультацией к клиническому психологу, учителю-дефектологу;
• начать работу с соответствующим специалистом.
Работа с родителями ребенка с расстройствами аутистического спектра.
Родители таких детей нередко обращаются за помощью к специалистам лишь после того, как отклонения в развитии и поведении ребенка становятся очевидными для всех. А до постановки окончательного диагноза иногда проходит еще не один год. Услышав страшное и незнакомое заключение, многие мамы и папы приходят в смятение.
А главное, услышав диагноз, многие мамы и папы ощущают себя бессильными и безоружными, так как не знают, чем можно помочь ребенку. Поэтому, работая с родителями этой категории детей, необходимо знакомить их с особенностями развития аутичных детей вообще и их ребенка в частности. Поняв, чем же конкретным отличается их ребенок от других, увидев его "сильные" и "слабые" стороны, мамы и папы могут совместно с психологом и педагогом определить уровень требований к нему, выбрать основные направления и формы работы.
Коррекционная работа с любым ребенком, а с расстройствами аутистического спектра - тем более, будет более успешной, если ее проводить комплексно, группой специалистов: психиатром, невропатологом, психологом, логопедом, музыкальным работником и родителями. Но только при одном условии: работа специалистов и родителей должна проходить по одной программе.
Главная задача педагога - вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью нужно применять в работе с ним как можно больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.
Мы сегодня не будем говорить о методах и приёмах коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра.
Изначально нам необходимо разработать рекомендации для педагогов, воспитателей по работе с детьми данной категории.
Я предлагаю Вам сделать это прямо сейчас (практическая часть)
У меня уже есть небольшой список рекомендаций, которые предлагают использовать в работе с детьми. Разделите эти рекомендации на три части.
- Обведите те способы, которые вы уже используете.
- Затем обведите те рекомендации, которые вы могли бы использовать в своей работе и порекомендовали бы их другим педагогам.
- Зачеркните те рекомендации, которые, по вашему мнению, на данном этапе практически невозможно реализовать. Данный список вы можете добавить своими рекомендациями.
По завершении обсуждения 1-2 педагога озвучивают результаты своей работы (остальные оставляют свои наработки)
Рекомендации по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра:
1. Принимайте ребенка таким, какой он есть. Если малыш не выполняет ваших указаний; отказывается от учебных занятий; не отвечает на вопросы и не обращается к вам с просьбами; не играет с другими детьми; самостоятельно не одевается; не умеет пользоваться ложкой; кричит и плачет, то это не значит, что он упрямый, вредный, избалованный ребенок, просто в силу своих особенностей он не способен выполнить ваши требования.
2. Обязательно понаблюдайте за ребенком в свободной деятельности и в процессе его общения с родителями. В ходе наблюдения отметьте для себя или письменно зафиксируйте: насколько ребенок привязан к родителям; как он с ними взаимодействует; устанавливает ли зрительный контакт; сохранна ли мелкая, общая моторика; какие предметы, занятия, виды деятельности привлекают внимание ребенка; в каких ситуациях он испытывает дискомфорт (плачет, кричит, проявляет агрессию); насколько развито понимание речи, собственная речь и т.д. Все собранные данные помогут вам наладить контакт с малышом и правильно организовать его поведение.
3. Проведите беседу с родителями малыша. В спокойной обстановке расскажите о том, что вас настораживает в поведении ребенка, спросите родителей, какие проблемы замечают они, как с ними справляются. Договоритесь с родителями о единстве подходов во взаимодействии с ребенком, посоветуйте обратиться за помощью к специальным педагогам (дефектологам), медицинским специалистам (детским психиатрам, врачам-неврологам) и порекомендуйте провести обследование ребенка на психолого-медико-педагогической комиссии с целью выбора программы обучения.
4. Если вам необходимо проводить учебные занятия с группой (подгруппой) детей, а ребенок мешает это делать, то заранее предложите ему «любимое занятие» (собирание мозаики, пазлов, конструктора «Лего», строителя и т.д.) или попросите помощника воспитателя позаниматься с малышом в отдельном помещении (спальне, раздевалке).
5. Во время прогулки держите малыша в поле зрения. Дети с РАС бывают двигательно расторможены, неусидчивы, импульсивны; они не способны понять и выполнить требования воспитателей - находиться на территории своего группового участка, поэтому могут уйти или убежать даже за пределы детского сада.
6. Никогда не заставляйте ребенка есть то, что едят остальные дети группы. Аутичный ребенок, как правило, имеет плохой аппетит и крайне избирателен в еде, поэтому договоритесь с родителями о том, как можно организовать питание малыша. Например, приносить в детский сад какие-либо продукты.
7. Постарайтесь предотвращать ситуации, в которых могут возникнуть негативные проявления в поведении ребенка. Если это сделать не удалось, и малыш кричит, плачет, бьется в истерике, попробуйте переключить внимание ребенка на то, что может его заинтересовать: покажите яркую динамичную игрушку, включите детскую песенку, зажгите фонарик, надуйте мыльные пузыри и т.д. Простые уговоры и увещевания не действенны, поскольку ребенок не понимает обращенной речи.
8. Помогите ребенку освоить навык самостоятельного одевания и раздевания. Большинство детей с РАС не способны овладеть этим навыком без специального обучения. Это связано либо с нарушениями в моторном развитии ребенка, либо непониманием последовательности действий. Поэтому целесообразно в раздевалке группы разместить схему одевания на прогулку в виде картинок с предметами одежды последовательно одеваемых детьми.
Уважаемые педагоги, мы надеемся, что разработанные нами рекомендации помогут всем нам лучше понять проблемного ребенка, наладить с ним контакт, сделать его пребывание в детском саду более комфортным.
Литература:
1. Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе / под ред. С.А. Морозова - М.: ВЛАДОС, 2002
2. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах – М.: ВЛАДОС, 2007
3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи - М.: Теревинф, 2009г.
Рекомендуем посмотреть:
Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в детском саду общеразвивающего вида Оформлению уголка эмоций в кабинете психолога в ДОУ своими руками Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ Неделя психологии в детском саду. Отчет
Автор: Ольга Николаевна Юдина
Опубликовано: 2315 дней назад (21 июля 2018)
Просмотров: 7314
Рубрика: Без рубрики
|
+4↑ Голосов: 4 |
Комментарии (3)
|
||
|
|
||
|
|