Выступление на районном методобъединении логопедов "Речевая готовность к школе"
Доклад - выступление на районном методическом объединении учителей-логопедов ДОУ по теме: "Речевая готовность к школе"
Говорить умеют все, но говорить правильно- лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников.
Поэтому обогащение словаря ребёнка, развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи - это задача педагогов и в дошкольных образовательных учреждениях, и в школе. Одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению является чёткое произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически правильной, хорошо развитой связной речью.
В детском саду педагоги обеспечивают развитие речи ребенка по таким критериям готовности к школьному обучению:
• Сформированность звуковой стороны речи.
В норме к 5 – 6 годам вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью.
Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
• Сформированность фонематических процессов и навыки анализа и синтеза звукослогового состава слова.
- различать звуки на слух и в произношении;
- слышать и выделять первый и последний звук в слове;
- определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
- определять количество и последовательность звуков в слове;
- слитно произносить слово, произнесенное с паузами после каждого звука (фонематический синтез) и т .д.
- определять количество слогов в слове, отбирать картинки с заданным количеством слогов;
называть слова с заданным звуком;
• Словарный запас
- В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия).
- Подбирать синонимы, антонимы, омонимы.
- Понимать переносное значение слов(пословицы, фразеологические обороты).
- Подбирать обобщающие понятия для группы предметов.
- Знать детёнышей животных и т.д.
- Владеть навыками словообразования образовывать прилагательные от существительных.
• Сформированность грамматического строя речи:
- умение пользоваться развернутой фразовой речью;
- умение пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;
- умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе;
- согласовывать имена существительные с именами прилагательными;
- правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные;
- умение употреблять простые и сложные предлоги и т.д.
- умение работать с предложением;
- правильно строить простые предложения;
- видеть связь слов в предложениях;
- распространять предложения второстепенными и однородными членами;
- работать с деформированным предложением.
• Связная речь
К 7 годам ребёнок должен уметь:
- пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки из 8 – 10 предложений, сохраняя последовательность и смысл;
- составлять рассказ по сюжетной картинке;
- составлять рассказ по серии из 3 – 6 сюжетных картинок;
- отвечать на вопросы по тексту.
При пересказе (рассказе) обращается внимание:
- на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ);
- на лексику (полнота и точность использования слов);
- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).;
- на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль)
А сейчас немного поиграем с вами.
Игра «Зоопарк»
Игра «Скажи наоборот»
«Подумай и назови».
«Кто как голос подаёт»
- Я буду вам показывать картинки, а вы ответьте на вопрос: что делает? (детям предлагается изобразить голос животного).
«Игра в неделю»
Цель: закрепление падежных конструкций с предлогами ПЕРЕД, ЗА и запоминание последовательности дней недели.
В игре принимают участие семь педагогов. Каждый из них получает “имя”- одно из дней недели. Педагогам предлагается встать друг за другом так, как идут дни недели. Затем задаются вопросы: Вторник, скажи, кто идет за тобой? А кто перед тобой? Среда, кто приходит раньше тебя? А кто позже тебя?
Аналогичным образом проводится игра в части суток, во времена года.
Грамматическая разминка для педагогов:
1. Скажите слово «платье» во множественном числе, именительном падеже.
2. Скажите правильно: «Мама Никиту одевает или надевает»? «Таня шапку надевает или одевает»?
3. Произнесите слово «ехать» в повелительном наклонении.
4. Произнесите слово «выздороветь» в будущем времени.
5. Произнесите слова «чулок», «носок» во множественном числе родительном падеже.
6. Скажите слово «положить» в настоящем и будущем времени. Я…что делаю?
7. Произнесите правильно: джем из слив сливовый или сливовый?
8. Скажите слово «лазить» в настоящем времени.
9. Посчитайте блюдца до пяти.
И напоследок выполним 2 артикуляционных упражнения:
1. Вытягиваем и растягиваем максимально губы вперед, при этом проговариваем: ПОНЯТНЕНЬКО.
Заборчик-улыбаемся, максимально открывая верхние и нижние зубы. Посмотрели на соседей. Вот какие мы довольные)
Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Стили педагогического общения Консультация логопеда для педагогов детского сада Обогащение словарного запаса детей дошкольников антонимами и синонимами Взаимодействие учителей-логопедов и воспитателей в коррекционно-развивающем процессе← Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ж] в словах и предложениях» | Консультация для педагогов «Особенности работы с детьми с ОВЗ в ДОУ» →
Опубликовано: 1032 дня назад (24 января 2022)
Просмотров: 1930
Рубрика: консультации для воспитателей
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!