Обогащение словарного запаса детей дошкольников антонимами и синонимами
Доклад из личного опыта учителя-логопеда на тему: «Обогащение словарного запаса детей с ОНР антонимами и синонимами».
Большое значение для развития дошкольника имеет предметный мир, который окружает его с момента рождения и сопровождает всю жизнь. Вместе с ознакомлением дошкольников с окружающей действительностью одновременно идёт и расширение словаря. Словарь дошкольника нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений). Одной из главных задач словарной работы является обогащение, расширение и активизация словарного запаса. Ведущее место в усвоении многозначности слов отводится синонимам и антонимам. Начиная с младшего возраста нужно уделять внимание качественной стороне развития словаря.Работа по обогащению словаря у детей с ОНР включает в себя следующие задачи:
• Ознакомление с предметами и явлениями окружающей действительности;
• Формирование понятий;
• Раскрытие многозначности слов;
• Расширение запаса синонимов и антонимов;
• Формирование правильного употребления слов в связной речи.
Чтобы обеспечить полноценное развитие словаря, наряду с занятиями широко использую и моменты повседневной жизни, которая даёт большие возможности для закрепления речевых навыков, полученных детьми на занятиях. В средней группе учимся правильно понимать слова и употреблять их, расширяю активный словарь детей. В этой группе продолжаю работу по формированию обобщающих понятий, большое внимание уделяю вычленению качеств, свойств и правильному обозначению их соответствующими словами. В этой же возрастной группе вводится задача использования слов с противоположным значением (антонимы). С этой целью использую сравнение игрушек, предметов, лексические упражнения, словесные дидактические игры. Для формирования умения вычленять качества, свойства предметов, игрушек использую приём сравнения. Так, например, при сравнении двух кукол задаётся вопрос: «Что у них одинаковое, что разное? Чем ещё куклы отличаются друг от друга».
В группах старшего возраста и в подготовительной ведущей задачей в развитии словаря является:
- уточнение понимания смысла слов;
- активизации лексики.
В этих целях провожу лексические упражнения и словесные игры длительностью по 5-7 минут на каждом занятии. Цель этих упражнений заключается в развитии у детей внимания к слову и умении точно употреблять слова в спонтанной речи. При проведении таких упражнений использую такой приём, как вопрос. Ставя вопрос учу детей обобщать, выделять главное, сравнивать, рассуждать.
У детей с ОНР отмечается бедность словаря, преобладает в основном предметно-бытовая лексика. Словарь отстаёт от возрастной нормы, как количественно, так и качественно. Всё это ограничивает речевое общение детей. Слабая память, быстрая утомляемость, неумение сосредоточиться- характерные особенности детей с ОНР.
Подробно останавливаясь на теме обогащение словарного запаса синонимами и антонимами, хочу напомнить что антонимы- это слова с противоположным значением или «слова-враги». Антонимы в силу своей полярности их значений легче осознаются детьми, поэтому работа над ними начинается раньше. Для развития умения употреблять и отбирать слова-антонимы я использую разные приёмы:
• Отбор антонимов ("Назови лишнее слово»: тонкий, длинный, короткий, толстый, красный).
• Подбор антонимов- глаголов, антонимов-прилагательных, к многозначным словам
(поднимается-спускается, горячий-холодный, грустный-весёлый, свежая газета-старая
газета, свежие яблоки-сушеные яблоки и т.д.)
• Нахождение антонимов в загадках, отгадках (в сенокос горька, а в мороз сладка, что это
за ягода?). «Найди слова-неприятели в стихотворении»: Мы поссорились с подружкой и
уселись по углам. Очень скучно друг без друга! Нужно помириться нам.
• Нахождение антонимов в пословицах: Не бойся врага умного, а бойся глупого; Знай больше,
а говори меньше.
• Дополнение предложения антонимом: зимой дни короткие, а летом…… Этот мальчик добрый, а
этот ……
Так же в работе с антонимами использую картинный материал. Данная работа полезна тем, что приучает к сопоставлению предметов и явлений окружающего мира. Кроме того, они являются и средством выразительности речи.
В процессе словарной работы на занятиях дети встречаются с таким явлением, как синонимия. Синонимы- слова разные по звучанию, но близкие по значению. Работа с синонимами способствует пониманию разных значений многозначного слова, приучает вдумываться в смысл употребляемых слов, помогает употреблять наиболее подходящие слова, а главное избегать повторений. Дети-дошкольники с ОНР допускают ошибки в подборе синонимов и антонимов к большинству слов. Эти ошибки связаны :
• С трудностями в выделении существенных признаков слов.
• С недоразвитием мысленных операций сравнения и обобщения.
• С неустойчивостью связей внутри лексической системы языка.
• С ограниченностью объёма словаря, что затрудняет выбор нужного слова.
Характерная ошибка детей с ОНР- воспроизведение слов другой грамматической категории. На существительное они часто воспроизводят прилагательное, а на прилагательное- наречие и т.д. Синонимы в речи часто используются для точного выражения мыслей, для выражения эмоциональной окраски, как способ связи соседних предложений в тексте.
При работе с синонимами использую такие приёмы, как:
• Замена группы синонимов одним, но наиболее выразительным словом.
• Подбор синонимов к данному слову.
• Упражнение «Подумай какое слово не подходит» (4 лишний)
• Упр-е «Надо сказать по-другому», «Найди другое слово» «Скажи похоже», «Найди синоним» и
т.д.
Исходя из своего личного опыта, хочу сказать, что работа над синонимами доставляет детям с ОНР массу трудностей. Дети не могут придумать слова, расширить их значение. Для того чтобы работа была эффективной, использую картинки, предметы, игрушки, задания словесного характера.
Учу подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным в игре «Скажи похоже». Ребёнку даю платок и называю глагол (думать, открыть, зябнуть, шалить мчаться и т.д). Ребёнок отдаёт платок, называя глагол-синоним.
Предлагаю найти слова-синонимы в стихотворении:
Зябнет осинка, дрожит на ветру
Стынет на солнышке, мёрзнет в жару.
Дуб дождя и ветра вовсе не боится
Кто сказал, что дубу страшно простудиться
Ведь до поздней осени дуб стоит зелёный
Значит дуб выносливый, значит закалённый.
Упражнение «Доскажи словечко».
Простое слово промежуток
В театре несколько минуток,
Пока начнётся новый акт,
Мы называем все…..антракт.
На время что-то прекратив,
Мы объявляем …перерыв
В борьбе, в труде устали слишком-
Дают уставшим передышку;
После урока непременно
Нужна ребятам…перемена.
Все эти игры и упражнения я использую на логопедических занятиях, как подгупповых, так и на индивидуальных. Воспитатели используют их на занятиях лепкой, рисованием, конструированием, а также на развитии речи.
Рекомендуем посмотреть:
Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Консультация логопеда для педагогов детского сада Взаимодействие учителей-логопедов и воспитателей в коррекционно-развивающем процессе Структура логопедического занятия по постановке звука. Коррекция звукопроизношения.
Автор: Нажия Арслановна Момогид
Опубликовано: 3201 день назад (19 марта 2016)
Просмотров: 10201
Рубрика: обмен опытом работы
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (3)
|
||
|
|
|