Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания
Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания
Автор: Фомина Д.А. педагог-психолог, ГБОУ СОШ п. МасленниковоПроблема эмоционального выгорания работников образования всегда актуальна. Данный тренинг поможет педагогам найти подходящий прием, способ профилактики эмоционального напряжения. Акцент делается на самостоятельном поиске участниками способов профилактики неврозов. Это дополнительно стимулирует педагогов на веру в свои силы.
Материал будет полезен психологам
Цель: Профилактика эмоционального выгорания.
Задачи:
• Формирование положительного эмоционального состояния, с помощью позитивного проговаривания.
• Профилактика неврозов с помощью позитивного положительного опыта общения.
• Обучение приемам саморегуляции, снятия эмоционального напряжения.
Оборудование: листы бумаги, ручки, карандаши, Заготовки валентинок с вклеенной притчей
I. Введение. Разминка
Упражнение «Здороваемся локтями»Цель: установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности.
Ход: предлагается рассчитаться на три. Номера 1 складывают руки за головой. Номера 2 упираются руками в бедро. Номера 3 держат сложенные крест-накрест руки на груди. Во всех случаях локти развернуты в стороны. Ведущий дает сигнал и участники стараются поздороваться как можно большим количеством присутствующих, коснувшись друг друга локтями. При этом нужно назвать имя участника.
Упражнение «Мой Зверек»
Цель: разминка
Инструкция: «По очереди придумайте и покажите особенность вашего воображаемого зверька. Следующий называет особенности предыдущего зверька, и показывает своего. Так продолжаем по кругу».
I. Основная часть
Введение:Ведущий: - Профессия педагога очень энергоемкая. Она требует огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
И сегодня проблема сохранения психического здоровья педагогов особенно актуальна. С каждым годом растут требования к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Изменения в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.
Вместе с учебной нагрузкой растет нервно-психическое напряжение, переутомление. Все это усугубляется различными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.
Такая ситуация может привести к эмоциональному истощению, известному как «синдром эмоционального выгорания». «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций и он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.
Сегодня мы научимся приемам, которые помогут вам избежать и предупредить эмоциональное выгорание.
Упражнение “Передача чувств”
Цель: снятие эмоционального напряжения
Ход: Участники встают друг за другом. Последний поворачивает предпоследнего и передает ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление и т. п.) . Второй человек должен передать следующему это же чувство. У первого спрашивают, какое чувство он получил, и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале.
Рефлексия: поделитесь впечатлениями от упражнения. Что не получалось, почему. Что понравилось. Что вы сейчас чувствуете.
Беседа «Экстренная самопомощь»
Цель: разработать приемы сбрасывания негативных эмоций, переживаний
Ход: ведущий задает проблематику: как, с помощью каких приемов в условиях работы в детском саду можно быстро избавиться от негативных сиюминутных переживаний. Участники в режиме «мозговой штурм» обсуждают проблему, делятся опытом. Ответы записывают на доске.
Инструкция: «Бывают случаи, когда человеком в определенной ситуации резко овладевают негативные, неприятные эмоции. Им не следует поддаваться и от них необходимо избавляться, при это ни в коем случае не подавляя. Подумайте, как в условиях работы в детском саду можно быстро избавиться от негативных сиюминутных переживаний».
Примеры ответов:
• резко встать и пройтись;
• изрисовать лист бумаги, помять/порвать и выбросить;
• Покричать в подушку/побить подушку;
Упражнение «Портрет педагога»
Цель: активизация мыслительной деятельности, «включение» в проблему профессионального выгорания педагога.
Работа в группах.
Инструкция: «Нарисуйте или метафорически изобразите портрет эмоционально выгоревшего педагога. Расскажите об получившимся образе».
Инструкция: «Нарисуйте портрет эмоционально благополучного педагога. Расскажите об портрете, который у вас получился».
Инструкция: «В группах разработайте и запишите рекомендации, которые помогут предупредить или преодолеть эмоциональное выгорание»
Рефлексия, обсуждение. Ведущий делает акцент на том, что участники сами разработали рекомендации, нашли пути решения проблемы.
Выводы: в преодолении проф. выгорания многое зависит от тебя самого. Поэтому особенно значимы собственные внутренние резервы педагога.
Упражнение «Удовольствие»
Цель: нахождение индивидуальных путей снятия эмоционального напряжения.
Ход: Участники пишут не менее 5 повседневных действий, которые приносят им удовольствие. далее их нужно про ранжировать до самых приятных. Ведущий объясняет, что эти действия и есть ресурс восстановления педагога.
Упражнение «Релаксация»
Ход: участникам предлагается закрыть глаза, усесться как можно удобнее (если есть ковер, лучше лечь) и расслабиться. Ведущий зачитывает любой релаксационный текст под музыку.
Рефлексия: обсуждение впечатлений.
Упражнение «Я в лучах солнца»
Цель: самоопределение, рефлексия, применение приема самовнушения.
Ведущий: «Одним из способов регуляции своего эмоционального состояния, это самовнушение и самопоощрение. Так что хвалите себя в течение рабочего почаще. Хвалите себя даже за маленькие успехи».
Инструкция: «Нарисуйте солнце с лучиками. В середине напишите свое имя. У каждого лучика напишите что-нибудь хорошее о себе».
Участники работают под приятную мелодичную музыку.
«Повесите солнышко на видное место. Дорисовывайте лучи. А если станет плохо на душе или покажется, что вы ни на что не годны, достаньте его».
Упражнение «Пожелание другу»
Цель: Создание позитивного эмоционального фона.
Инструкция: "На этой валентинке напишите приятное пожелание или фразу, которую вы хотели бы услышать».
Ведущий собирает валентинки в мешочек и предлагает участника вытащить себе по одной.
На обратной стороне открытки вы найдете притчу, которая позволит вам многое понять о пустых переживаниях (Притча "Два монаха"). Сохраните эти валентинки и прибегайте к их помощи, когда вам трудно.
II. Заключение
Обсуждение тренинга. Что понравилось, чему научились, что узнали.
Рекомендуем посмотреть:
Тренинговое занятие для детей 8-11 лет Конспект психологического занятия во 2 классе. Эмоции Альбом для детей старшей группы на тему: Эмоции Наглядно - дидактическое пособие для дошкольников 5-7 летУчастник №12 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 сентября по 15 декабря 2015 года
← Говорящие мордочки оригами поэтапно с фото. Кот | Как нарисовать грибы лисички карандашом поэтапно →
Автор: Дина Андреевна Фомина
Опубликовано: 3405 дней назад (27 августа 2015)
Просмотров: 14795
Рубрика: Психология
|
+3↑ Голосов: 5 |
Комментарии (5)
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
Спасибо, за интересный материал. |
|
||
|