Итоговое занятие с родителями и детьми, посещающими логопункт
Мастер-класс для родителей и итоговое занятие с детьми, посещающими логопункт
Фрагмент занятия
- Добрый день! Ребята, посмотрите, кто это? На какой звук начинается слово «лунтик»?- Сегодня мы покажем родителям, как научились правильно произносить звук Л. А Лунтик нам поможет. Он приготовил для вас сказку о Язычке.
Жил-был Язычок. Проснувшись рано утром, он отправился на прогулку и встретил лягушку.
Подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам.
Упр. «Лягушка»
Понаблюдал Язычок за лягушкой и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает. Сел Язычок на лошадку и тоже поскакал.
Язычком пощёлкай громко- стук копыт услышишь звонкий.
Упр. «Лошадка»
Спрыгнул Язычок с лошадки и побежал на качелях покачаться.
На качелях я качаюсь вверх-вниз, вверх-вниз,
я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.
Упр. «Качели»
Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка.
Я – индюк «балды-балда». Разбегайтесь кто куда.
Упр. «Индюк»
Вдруг подул сильный ветер, Язычок испугался и побежал домой к маме.
Упр. «Фокус»
А дома мама позвала его попить чаю с малиновым вареньем. Поел Язычок варенье, да все губы испачкал. Надо губы аккуратно облизать.
Ох и вкусное варенье! Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму И остатки оближу.
Упр. «Вкусное варенье»
Язычок решил чаю выпить.
Язычок мы к носу тянем, Чашку с чаем представляем.
Упр. «Чашечка»
Попил Язычок чаю из своей красивой чашки и пошёл спать. А перед сном он пошёл умываться и чистить зубки. Давай и мы почистим наши верхние зубки.
Зубки нужно чистить дважды: Каждое утро и вечер каждый.
Упр. «Чистим зубки»
- А для чего мы делаем зарядку для язычка? (Чтобы язычок стал послушным, упругим и крепким).
- Лунтик прилетел к нам на инопланетном самолете. Покажите, как гудит самолет? (лллл)
- Что делает наш язычок, когда мы произносим звук Л?
Игра «Поймай звук»
П р л д м к л н г л ж ф ч л
Игра «Повтори за мной»
Ла-ла-ла – хлопаем
Ло-ло-ло - наклоны в сторону
Лу-лу-лу – топаем
Лы-лы-лы – приседаем
Игра «Придумай слово»
- Сядет на свое место тот, кто придумает слово на звук Л.
Игра «Волшебная коробочка»
- Лунтик принес для вас Волшебную коробочку. Достаем из коробочки предмет и называем, правильно и четко произнося все звуки.
- Поселим эти игрушки в домики. Где находится звук Л в этом слове?
Игра «Закончи предложение» с мячом (встаем в круг).
Днем на небе солнце, а ночью …
Суп горячий, а мороженое …
Заяц трусливый, а лев…
Лимон кислый, а мандарин …
У кошки не ноги, а …
Мама красит ногти (чем) …
Суп едят (чем)…
Лодочник плывет (на чем?)…
Лыжник едет (на чем?)…
Если девочка много болтает, то она ( кто)…
Если человек очень сильный, то он (кто)…
Если малыш постоянно шалит, то он (кто)…
Если мальчик постоянно молчит, то он (кто)…
- Молодцы! Лунтику очень понравилось, как вы сегодня правильно и красиво старались говорить. Ваши родители тоже очень довольны вами. А теперь идем в группу.
Автоматизация звука – это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука. Для того чтобы звук автоматизировать его, прежде необходимо научиться произносить изолированно, то есть отдельно от других звуков. Поставленный изолированный звук очень хрупкий, так как у ребенка, произносящего тот или иной звук неправильно, сложилась привычка дефектного произношения. Автоматизируя звук в речи, мы избавляемся от негативного стереотипа и закрепляем новый правильный.
Это и в самом деле трудная работа – не только научиться произносить звук правильно (а это значит овладеть верным положением губ, языка, заучить артикуляционную позу), но и вставлять его в слова (а это значит верно находить место звука, переключать артикуляцию) и пользоваться нужным звуком в речи (возможно только при полной автоматизации звука, выработке нового условного рефлекса, согласованной работы дыхания, голоса, артикуляции, развитой речеслуховой памяти, зрелым уровнем самоконтроля и хорошо развитым фонематическим слухом). Какая трудная работа для дошкольника!! А если ребенок правильно произносит звуки только в кабинете логопеда? или при выполнении домашнего задания (дома, под контролем родителей)? Многие дети в обыденной речи не использует правильную артикуляцию долгое время, затягивается время посещения логопеда, нарастает давление на ребенка.
Какие же ошибки допускают взрослые при автоматизации звуков:
1 ошибка. Звук начинают автоматизировать, когда ребенок произносит его изолированно не четко.
Правило 1: Звук можно начитать автоматизировать только тогда, когда ребенок может произносить его изолированно четко при многократном повторении.
2 ошибка. Звук автоматизируют без подготовительных упражнений.
Правило 2: Перед выполнением упражнений на автоматизацию звука необходимо выполнить упражнения для правильного артикуляционного уклада или артикуляционную гимнастику. Эти упражнения укрепляют и разогревают речевые мышцы, формируют правильный артикуляционный уклад, делают движения мышц языка, щек и губ точными.
3 ошибка. Автоматизируют несколько звуков, которые ребенок путает в речи.
Правило 3: Нельзя одновременно автоматизировать звуки, которые ребенок путает в речи, а так же звуки, принадлежащие к одной группе, так как у таких детей нарушен фонематический (речевой) слух. Работу по автоматизации звука у ребенка с нарушенным фонематическим слухом необходимо разделить, иначе ребенок постоянно будет пытаться произнести один звук вместо другого.
Нельзя у ребенка с нарушенным фонематическим слухом автоматизировать одновременно:
• звуки из групп шипящих и свистящих (С, З, Ц, Ш, Щ, Ч);
• губно-зубные звуки (В, Ф);
• сонорные звуки (Р, Л);
• заднеязычные звуки (К, Г, Х).
При нарушенном речевом слухе можно автоматизировать одновременно:
• звуки из группы свистящих и звуки из группы заднеязычных;
• звуки из группы шипящих и звуки из группы сонорных;
• звуки Д, Т и сонорные звуки.
4 ошибка. Звук автоматизируют в словах, скороговорках и предложениях, а так же используются сложные слова (например: трансформатор, эквилибрист).
Правило 4. Существуют определенные правила автоматизации звуков. В процессе автоматизации звук последовательно проходит несколько этапов, и нарушать эту последовательность ни в коем случае нельзя. Если еще не устоялось произношение звука в словах на медленном темпе, с возможными подсказками, остановками, произношение по слогам – ребенок однозначно не сможет произнести ни стишок, ни скороговорку.
Последовательность автоматизации звуков:
Автоматизация звука в слогах:
• открытых слогах (ША, ШО, ШУ);
• закрытых слогах (АШ, ОШ, УШ);
• в интервокальной позиции (АША, ОШО, УШУ).
Автоматизация звука в словах:
• в начале слова (шапка, шея);
• в конце слова (камыш, финиш);
• в середине слова (ошибка, машина);
• в словах со стечением согласных (бабушка, матрешка).
Автоматизация звука в предложениях (Малыши шагают в школу).
Автоматизация звука в стихотворениях.
Автоматизация звука в скороговорках.
Автоматизация звука в самостоятельной речи.
5 ошибка. Ребенка просят повторять слова, слоги и предложения без показа артикуляции.
Правило 5: Автоматизировать звук по подражанию. В работе над автоматизацией звука, а особенно в самом начале необходимо, чтобы ребенок повторял следом за взрослым и смотрел, как ему показывают правильную артикуляцию. Для того чтобы ребенок научился сам контролировать свое произношение, автоматизируйте звук перед зеркалом. А так же на начальных порах необходимо, утрированно выделять звук (например:Ш-Ш-Ш-Ша, Ш-Ш-Ш-Шапка).
6 ошибка. Звук автоматизируется на одном и том же материале.
Правило 6: Как только ребенок научился справляться с одним видом заданий, необходимо сразу же переходить к другому более сложному.
7 ошибка. Звук автоматизируется при неправильном речевом выдохе.
Правило 7: Перед тем как автоматизировать звук, необходимо поставить правильный речевой выдох. При нарушенном речевом выдохе никакие звуки вы ребенку не автоматизируете.
8 ошибка. Звук автоматизируется от времени к времени, периодически.
Правило 8: Как и в любых занятиях для того, чтобы добиться положительного результата, необходима систематичность. Заниматься нужно систематично по 15-20 мин ежедневно. Исправляйте произношение ребенка в повседневной жизни и напоминайте ему, что он должен следить за своей речью.
9 ошибка. Звуки в речи автоматизируется, но не проводится работа над их дифференциацией.
Правило 9: У многих детей нарушен фонематический слух, поэтому работая над автоматизацией звуков необходимо работать над их различением в речи (дифференциацией). У детей с ФФНР невозможно автоматизировать звук, не научив его различать среди других звуков.
Игры для автоматизации звуков
Колокольчик – ребенок называет картинки с автоматизируемым звуком. Если ребенок произносит слово не правильно – взрослый звенит в колокольчик.Поезд – ребенок читает сам или произносит за взрослым слоги.
Эхо – ребенок повторяет за взрослым слова, слоги или предложения громко или тихо.
Волшебная веревочка – ребенок наматывает веревочку на пальчик и одновременно без остановки произносит слоги и слова.
Кнопочки – проговаривая слоги или слова с автоматизированным звуком, ребенок одновременно нажимает на нарисованные кнопочки, нарисованные на листе бумаги, сколько нарисовано кнопочек, столько раз нужно повторить.
Шарик – произнося слоги или слова, ребенок перекладывает из одной руки в другую теннисный мячик.
Веселый мяч – произносить слоги и слова под ритм, отбивая мяч об пол, или бросать его друг другу.
Лабиринт – проводя пальчиком по лабиринту, ребенок произносит предложения, чистоговорки, скороговорки.
Узоры – ребенок выкладывает или рисует разные фигурки. Каждая фигурка обозначает слог или слово.
Часы – ребенок проговаривает слог или слово столько раз, сколько показывает стрелка на часах.
Пирамидка – нанизывая колечки пирамидки на стержень, ребенок произносит слоговые ряды или слова.
Бусы – нанизывая бусы на веревочку, ребенок проговаривает слог, слово или предложение. Каждая бусина обозначает отдельный слог или слово.
Палочки или счеты – ребенок проговаривает заданный слог или слово столько раз сколько отложено палочек или косточек на счетах.
Улиточка — ребенок проговаривает слоги, слова, предложения проводя пальчиком по домику улитки.
Большой маленький – ребенок выкладывает поочередно дорожку из больших и маленьких фигурок, одновременно проговаривая слоги или слова. Выкладывая большую фигурку – ребенок говорить громко, выкладывая маленькую – говорит тихо.
Традиционно в логопедии считается, что на постановку одного звука (подготовка артикуляционного аппарата, собственно постановка звука и автоматизация его изолированно и в слогах) уходит 1-3 месяца! Безусловно, здесь не учитываются индивидуальные особенности детей и степень речевого нарушения. Опытные логопеды за этот период могут поставить шипящие и сонорные звуки. Постановка звуков у детей с дизартрией проходит дольше, а у ребенка с двигательными нарушениями (выраженное нарушение мышечного тонуса, грубое нарушение иннервации и стойкие неврологические нарушения) растянуться на годы!
На каждом из этих этапов дети задерживаются по-разному в силу своих индивидуальных и речевых (а также сопутствующих) особенностей. Один ребенок может автоматизировать звук согласно этим этапам за месяц, другой задержаться на этапе автоматизации слов, но последующие этапе пройти четко и без особых усилий. Третий ребенок (например, в силу ярко выраженных нарушений слоговой структуры) может очень долго автоматизировать звук во фразе и предложениях, иметь трудности при использовании звука при пересказе. Есть дети, которые плохо учат стихи в силу слабой речеслуховой памяти. Очевидно, что у них будут трудности при использовании звуков в стихах.
Отдельно хочется остановиться на детях с дизартрией. Нарушение иннервации мышц речевого аппарата является большим препятствием на пути к правильной речи! Нередко можно встретить детей подросткового возраста (которые весь дошкольный и младший школьный период были воспитанниками логопеда, с отсутствием нарушений звукопроизношения!) с нарушением дикции, смазанной, нечеткой речью (родители и педагоги отмечают «кашу во рту»). Связано это неврологическими проблемами, легкими или средней тяжестью поражением центральной нервной системы!!! Такие дети могут обладать хорошими познавательными способностями, но при этом быть моторно неловкими, астеничными, быстро истощаемыми, рассеянными, гипервозбудимыми. Все эти особенности ЦНС препятствуют самоконтролю и успешному овладению речью, даже при условии поставленных звуков и долгой логопедической коррекции!
Как видите, речевые нарушения (и их сопутствующие состояния) разнообразны! Автоматизация звуков у всех детей проходит не одинаково и вовлечение родственников и педагогов является важным моментом в этапах овладения речью!
Этап автоматизации звука можно считать законченным лишь тогда, когда ребенок овладевает навыком правильного произнесения "нового" звука в обычной разговорной речи.
Рекомендуем посмотреть:
Логопедическая игра для старших дошкольников Дидактические игры в логопедической работе Речевые игры для дошкольников Дидактические игры для старшей группы детского сада← Дыхательная гимнастика для детей дошкольников. Из опыта работы | Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ж] в словах и предложениях» →
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!