Дыхательная гимнастика для детей дошкольников. Из опыта работы
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Учимся правильно дышать»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста, формирование знаний по проведению дыхательной гимнастики на практике.Задачи:
- показать значение дыхательной гимнастики, как одного из средств профилактики заболеваний и коррекции звукопроизношения;
- познакомить педагогов с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста;
- обучить приёмам проведения дыхательных упражнений.
Ход
Что такое дыхание? Это физиологический процесс, включающий в себя две фазы – вдох и выдох. Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое.
При неречевом (физиологическом) дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху. Это процесс, происходящий автоматически, рефлекторно.
Речевое дыхание является произвольным, т.е. управляемым. При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт.
Наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.
Контролировать правильное дыхание поможет ваша собственная ладонь. Положите её на область диафрагмы ребенка (это место между грудной клеткой и животом). При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох - короткий, легкий, выдох - длительный, плавный (в соотношении 1:5). Проделайте это еще раз совместно с ладонью ребёнка, а потом он сам с удовольствием будет «следить» за своим правильным дыханием. А чтобы внести игровой элемент в это действие, достаточно посадить ребёнку на животик игрушку, и предложить покатать ее.
Следует серьёзно отнестись и к совету врачей, рекомендующих дыхание через нос как наиболее полезное для здоровья и ограждающее голосовые органы от различных заболеваний. Установлено, что дыхание через нос помогает окрепнуть мышцам носоглотки, а здоровая носоглотка оберегает организм от насморка, который, в свою очередь, плохо действует на голосовой аппарат. А правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.
Дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.
Когда человек дышит ртом, слизистая рта быстро пересыхает, часто появляется жажда. К тому же инфекции легче забраться в гортань, трахею и бронхи. Врачи твердят: дышите носом, а не ртом. Но ребёнок дышит не как надо – он дышит, как получится. Наша с вами задача, научить его дышать, все-таки, «как надо».
Правильное дыхание очень важно для развития речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, с захлёбыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе.
У дошкольников наблюдаются такие несовершенства речевого дыхания:
• Очень слабый выдох и вдох, что ведёт к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также робких, стеснительных.
• Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребёнок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шёпотом. Нередко из-за этого он недоговаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.
• Неумелое распределение дыхания по словам. Ребёнок вдыхает в середине слова.
• Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлёбыванием
• Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине.
• Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли малышу держать рот открытым.
Детей легко можно научить дышать правильно с помощью дыхательной гимнастики.
Дыхательная гимнастика способствует развитию речи, формирует верное произношение звуков, а также прекрасно укрепляет детский организм. При правильном выполнении упражнений, дыхательная гимнастика приятна и приносит удовольствие детям. Благодаря дыхательной гимнастике, гиперактивный ребенок расслабляется, успокаивается.
В работе с детьми дошкольного возраста дыхательная гимнастика может быть использована в различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия или отдельные дыхательные упражнения на физкультурном и музыкальном занятиях после нагрузки; в утренней гимнастике; после оздоровительного бега; после дневного сна в сочетании с физическими упражнениями; в закаливающих мероприятиях; в любой двигательной деятельности детей.
Тренировку речевого дыхания, как и артикуляционную гимнастику, можно проводить в любое время и при разных ситуациях. Например: когда читаем детям сказки, стихотворения. Если, к примеру, в тексте упоминается ветер - дуем в воздух со звуком, просим детей повторить. Малышей также можно учить дуть на горячее (вдыхать нужно носом, а выдыхать – ртом), также можно научить согревать дыханием поднесенные к губам замерзшие ручки.
При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать ряд правил:
• Упражнения проводить в проветренном помещении до еды.
• Движения необходимо производить плавно, под счет. Медленно.
• Вдох - через нос (плечи не поднимать, спина прямая)
• Выдох – через рот (губы в форме «трубочки») или воздушную струю направлять на кончик языка
• Выдох должен быть длительным и плавным.
• Следите, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движение диафрагмы, межреберных мышц, мышцы нижней части живота. Следить, чтобы щеки не надувались (для начала их можно придерживать руками)
Не переутомляйте ребенка, то есть строго дозируйте количество и темп проведения упражнений. При недомогании лучше отложить занятие. Время выполнения 3-4 минуты. Несоблюдение этого правила может привести к головокружению.
А сейчас мне бы хотелось послушать вас, Уважаемые коллеги. Перечислите пожалуйста игры и упражнения, которые вы используете в своей работе с детьми для развития дыхания (педагоги перечисляют названия игр).
Я хочу представить вашему вниманию комплекс специальных дыхательных упражнений, используемый мной в работе с детьми на логопункте, и направленный на развитие физиологического и речевого дыхания.
Давайте попробуем сделать несколько весёлых логопедических упражнений, которые научат детей правильно дышать.
Упражнение «Играем в собачку»
Покажем, как дышит собачка, если ей жарко: высуните язык, дышите шумно, быстро. А затем покажите – как она может обнюхивать носиком – учащенно дыша носом.
«Пьем сок»
Вдох через губы «трубочкой», выдох носом.
«Паровоз»
Длительный вдох через нос, выдох делим на короткие части, произнося резко «па-ро- возззззззз» - тянем до конца.
«Испугались»
Делаем резкий вдох носом, медленный выдох через рот.
«Едем по кочкам и ямам»
1. Делаем длительный вдох через нос, на выдохе бьем ладонью в грудь, произнося «ИИИИИИИИИИИИИ»
2. Делаем длительный вдох через нос, на выдохе бьем кулаком в грудь, произнося «ААААААА».
«Охотник идет по болотам»
(распределение воздушной струи по бокам).
Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.
«Паровозик свистит» (выработка плавной, непрерывной струи).
Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.
«Надуем шарики, сдуваем шарики»
Надуем маленький шарик – короткие вдохи и выдохи. Спускаем шарик. «Как воздух выходит из шарика: с-с-с-с».
Надуем большой шарик – длинные вдохи и выдохи. Спускаем шарик. «Как воздух выходит из большого шарика: ш-ш-ш-ш».
«Лес шумит»
Поднять руки вверх и покачивая ими имитировать шум ветра ш-ш-ш.
Также можно
- сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;
- дуть на легкие шарики, карандаши, свечи;
- дуть на плавающих в тазу уточек, корабликов, пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами дуть на всевозможные вертушки и прочее;
- надувать надувные игрушки, воздушные шары, пускать мыльные пузыри;
- поддувать вверх пушинку, ватку и так далее.
Уважаемые педагоги! Я познакомила вас с комплексом дыхательной гимнастики, используемый мною в своей работе. Вы можете применить всю свою фантазию, чтобы придумать что-то новое, разнообразить дыхательные упражнения, подобрать к ним стихи и успешно использовать в своей педагогической деятельности.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект подгрупповой коррекционной деятельности учителя-логопеда с детьми старшей группы с ФФНР Дыхательная гимнастика для детей Дыхательная гимнастика для дошкольников. Картотека Индивидуальное логопедическое занятие в детском саду «Автоматизация звука С»← Семинар-практикум для педагогов детского сада «Методика выполнения артикуляционных упражнений» | Итоговое занятие с родителями и детьми, посещающими логопункт →
Опубликовано: 1033 дня назад (24 января 2022)
Просмотров: 1445
Рубрика: консультации для воспитателей
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!