Семинар-практикум для педагогов детского сада «Методика выполнения артикуляционных упражнений»
Семинар-практикум для педагогов «Методика выполнения артикуляционных упражнений с детьми дошкольного возраста»
Одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению является чёткое произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически правильной, хорошо развитой связной речью. Поэтому всестороннее развитие речи - это задача всех педагогов и в дошкольных образовательных учреждениях, и в школе. В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников.Почти все дети дошкольного возраста (до 90% от всех детей дошкольного возраста) имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология.
В последнее время воспитателям рекомендуется широко использовать в работе артикуляционную и дыхательную гимнастики. У многих возникают трудности, как правильно выполнять упражнения.
Сегодня я бы хотела вас познакомить с методикой проведения гимнастики, с основными требованиями.
Вопрос к воспитателям:
Что такое - артикуляционная гимнастика? Что относится к органам речи?
Артикуляционной гимнастикой называют комплекс упражнений, направленных на тренировку органов артикуляции, способствующих правильному звукопроизношению.
Артикуляционная гимнастика для дошкольников необходима для достижения нескольких целей:
• Улучшения подвижности органов артикуляции;
• Увеличения объема и силы движений;
• Выработки навыков использования точных позиций губ и языка для правильного произнесения того или иного звука.
Важность занятий артикуляционной гимнастикой для малышей трудно переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия способствуют:
• Усилению кровообращения;
• Развитию гибкости органов речевого аппарата;
• Укреплению мышц лица.
Показания для занятий артикуляционной гимнастикой для малышей:
Как правило, выделяют ряд причин и показаний для проведения артикуляционной гимнастики для дошкольников:
• Своевременные занятия артикуляционными упражнениями по развитию речевого слуха и артикуляционной гимнастикой способствуют тому, что многие дети могут самостоятельно научиться говорить чисто и правильно. Это позволяет впоследствии не прибегать к помощи специалиста-логопеда;
• На фоне сложных нарушений звукопроизношения подобные занятия помогут подготовить мышцы для последующих занятий с логопедом, что ускорит процесс устранения дефектов речи;
• При правильном, но вялом звукопроизношении артикуляционная гимнастика помогает быстрее выработать четкость произношения и выразительность речи, а также избавиться от «каши во рту».
Итак, артикуляционная гимнастика для дошкольников необходима для достижения нескольких целей:
• Улучшения подвижности органов артикуляции;
• Увеличения объема и силы движений;
• Выработки навыков использования точных позиций губ и языка для правильного произнесения того или иного звука.
Важность занятий артикуляционной гимнастикой для малышей трудно переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия способствуют:
• Усилению кровообращения;
• Развитию гибкости органов речевого аппарата;
• Укреплению мышц лица.
Упражнения для губ и щек
Слоник - губы округлить и вытянуть вперед, как хобот у слоника. Хрюшка - губы вытянуть трубочкой и двигать ими в стороны, вверх-вниз, вращать по кругу.
Рыбка - хлопать друг о друга слегка вытянутыми губами.
Поцелуй - щеки втянуть и резко открыть рот, стремиться, чтобы звук был похож на звук поцелуя.
Уточка – вытянуть губы «клювиком», взять их большими пальцами снизу, а указательными сверху и массировать оттягивая вперед.
Лошадка - вдохнуть и выдыхать, посылая воздух на губы, так, чтобы они легонько вибрировали.
Хомячок – щеки сначала надуть-сытый хомячок, потом втянуть-голодный.
Шарик - щеки надуть и хлопнуть по ним кулачками-лопнул шарик.
А также Спрячем губки, расческа.
Статические упражнения для языка
Язычок спит в домике - рот открыт, язык свободно лежит во рту. Язычок загорает - широкий язык лежит на нижней губе.
Язычок потягивается - рот открыт, передний край и боковые края подняты вверх, не задевая зубы.
Язычок выглянул в окошко - рот открыт, узкий язык вытянуть вперед.
Сердитая кошка -рот открыт, кончиком языка опереться за нижние зубы, спинку языка поднять вверх.
Грибок — рот открыт, язык прижат, как бы обтекает небо.
Динамические упражнения для языка
Тик-так – рот приоткрыт, кончиком языка достаем уголки губ. Достань нос – рот открыт, язык тянется к носу.
Чистим зубки – рот закрыт, круговые движения языком поверх зубов, и движения из стороны в сторону.
Катаем мячик – рот закрыт, кончик языка упирается то в одну щеку, то в другую.
Лошадка — цокать языком, для этого сначала присосать язык к нёбу, затем резко оторвать его, получится характерный цокающий звук. Выполнять медленно.
Гармошка – рот открыт, язык плотно прижат к нёбу, оттянуть вниз нижнюю челюсть, не отрывая языка от нёба.
Оближи варенье — кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз, потом облизать верхнюю губу слева направо, и нижнюю справа налево.
Накажем язычок - широкий язык лежит на нижней губе, верхней губой шлепать по язычку-пя-пя-пя.
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – разбиваем комплекс на весь день.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.
Комплекс упр. планируем на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упр. заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упр. и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.
2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упр.статических и 2-3 упр. динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.
3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упр. имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.
Например упр. «трубочка» - придумайте несколько названий. (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…)
5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому на логопункте ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. В группе ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), а воспитатель должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение -
следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить.
Таким образом, уважаемые воспитатели, чем лучше мы с вами будем развивать артикуляционный аппарат детей и привлекать к этому родителей, тем больше у нас в дальнейшем будет детей с правильным звукопроизношением и развитой речью.
Рекомендуем посмотреть:
Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста Дидактическое пособие для артикуляционной гимнастики своими руками Как провести артикуляционную гимнастику с ребёнком в домашних условиях? Артикуляционная гимнастика для детей 4-5 лет в детском саду← Сценарий праздника правильной речи в детском саду. Подготовительная группа | Дыхательная гимнастика для детей дошкольников. Из опыта работы →
Опубликовано: 1064 дня назад (24 января 2022)
Просмотров: 551
Рубрика: консультации для воспитателей
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!