Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Как провести артикуляционную гимнастику с ребёнком в домашних условиях?

Консультация для родителей "Как провести артикуляционную гимнастику с ребёнком дома?"
Цель консультации: Пропаганда среди родителей специальных знаний по логопедической помощи детям.
Задачи:
1. Расширить знания взрослых о значимости артикуляционной гимнастики для развития речевого аппарата и формирования произносительных навыков ребёнка.
2. Сформировать представление о разнообразии упражнений артикуляционной гимнастики
Гимнастика для органов речи.
Взрослые и дети выполняют гимнастику для туловища, рук и ног, чтобы быть ловкими и сильными. Специальная (артикуляционная) гимнастика нужна и для наших органов речи - губ, языка и подъязычной уздечки, чтобы они могли выполнять движения, необходимые для четкого проговаривания всех звуков. Детям 2 - 4 лет артикуляционная гимнастика поможет выработать необходимую подвижность органов речи и избежать нарушений звукопроизношения. Некоторые дети благодаря помощи близких и своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут научиться говорить чисто и правильно. Детям 5 -7 лет упражнения для губ и языка помогут исправить дефектные звуки. Сложные нарушения звукопроизношения в этом случае будут преодолены быстрее, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Мы, взрослые, не задумываемся, какое положение занимают наши губы и язык в процессе речи, - у нас навык автоматизировался. Ребёнку, чтобы приобрести этот автоматизм, необходимо развить точность и силу движений. Лучше малышу видеть свои органы речи, поэтому гимнастику рекомендуется проводить перед зеркалом, подражая показу взрослого или рассматривая соответствующие фотографии.
Упражнения для губ.
"Заборчик" Улыбнуться, обнажить верхние и нижние передние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 5 до7.
"Трубочка"
Вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать губы в таком положении под счет от 5 до 7.
"Заборчик" - "Трубочка"
Раздвинуть губы "заборчиком" в широкой улыбке, затем вытянуть вперед "трубочкой". Чередовать движения 6-7 раз.
Упражнения для языка
"Лопаточка"
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счёт от 5 до 10.
"Желобок"
Высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть вверх. Вдох носом, выдох по средней линии языка - по желобку. 5 -7 раз.
"Качели"
Открыть рот, опустить язык за нижние зубы ( с внутренней стороны), потом поднять язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны). Менять положение языка 8-10 раз.
"Вкусное варенье"
Приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз.
"Чашечка"
Улыбнуться.
Широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки, приподняв передний и боковые края языка. Удерживать, считая до 10.
"Лошадка"
Рот открыт. Губы в улыбке. Присосать широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами, а затем со щелчком оторвать.
"Грибок"
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу. Язык напоминает шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку.
"Гармошка"
Прижать язык к нёбу (как в "Грибке") и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная связка). При повторении упражнения ( до 10 раз) надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.
"Часики" или "Маятник"
Рот приоткрыт, губы слегка растянуты в улыбке. Кончик узкого языка попеременно касается то одного, то другого угла рта. Упражнение проводится под слова «тик» – к одному уголку, «так» — к другому. Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась – работает только язык. Ходят часики «тик-так»,
Язычок умеет так.
Рекомендации к проведению упражнений:
Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут. Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения. К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний. В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.
Выполняя с ребёнком артикуляционную гимнастику, не забывайте пополнять словарный запас детей, учите слышать все звуки речи! Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.
Список литературы по теме
1.Анищенкова Е.С. Учимся говорить правильно за 20 минут в день. Уникальная система развития речи. – М., 2009.
2.Косинова Е.М. Моя первая книга знаний. Обо всем на свете. Азбука правильного произношения. – М., 2005.
3.Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. – СПб, 2004.
4.Леонова С.В. Веселая разминка // журнал Логопед, 2004, № 6.

Рекомендуем посмотреть:

Речевое развитие дошкольников Стихи для развития речи дошкольников Игры с песком для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: Весна

Похожие статьи:

Развитие речи у детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Логопедическое развлечение в подготовительной группе ДОУ
Опубликовано: 3269 дней назад (10 января 2016)
Просмотров: 4254
+4
Голосов: 4
Комментарии (7)
Ольга Леонидовна Рукавишникова # 12 января 2016 в 22:01 +2
Спасибо за своевременную консультацию для родителей! Наталья Николаевна, мой вам дружеский совет- читайте правила оформления работы! Первый голос ваш! Удачи!
Наталия Николаевна Маркина # 14 января 2016 в 19:32 +1
Ольга Леонидовна! Спасибо за интерес и внимание к разработке по артикуляционной гимнастике, за поддержку!
Галина Андреевна Коршак # 14 января 2016 в 20:59 +2
Первый голос мой, забыла написать комментарий! Спасибо за артикуляционную гимнастику! Голос!
Наталия Николаевна Маркина # 17 января 2016 в 17:21 +1
Галина Андреевна! Признательна за голос и внимание к работе!
Светлана Геннадьевна Мещерякова # 22 января 2016 в 20:14 +2
Основное направление в работе логопеда - связь с родителями. Именно закрепление дома, полученных знаний и навыков на логопедических занятиях - основа того, что дети быстрее усвоят изученный материал и исправят речевые недостатки в устной речи! Многие родители затрудняются в правильном объяснении артикуляционных укладов своему ребенку при проведении артикуляционной гимнастики. Присутствие их на занятие и получение необходимых консультаций - залог совместной успешной деятельности: логопед - ребенок - родитель! Голос! Ещё бы иллюстрации - картинки и чтение опубликованного материала смотрелось бы веселее!
Наталия Николаевна Маркина # 24 января 2016 в 16:09 +2
Светлана Геннадьевна! Спасибо за внимание и интерес к разработке! Вы правы, в основном варианте эта консультация существует с фото артикуляционных поз и упражнений (мои воспитанники с логопункта + помощь фотографа ОУ), но смогла загрузить только текст. Будем работать дальше, Вам успехов!
Альбина Анатольевна Печникова # 13 марта 2016 в 13:24 +1
Спасибо за артикуляционную гимнастику,Наталия Николаевна! Такие консультации с родителями очень важны! Это самое главное-наладить связь с родителями и научить их работать с детьми дома по методике, чтобы речь детей улучшалась! В школе это большая проблема, особенно, если нет логопеда!Голос!