Конспект комплексного занятия НОД в 1 классе для детей с умеренной степенью умственной отсталости по темам: цвета (предметно-практическая деятельность, конструирование, ручной труд) и понятие о количестве (счет).
Автор: Пимонова Елена Владиславовна, учитель-дефектолог КОУ ВО «Борисоглебская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья».
Описание материала: Предлагаю конспект коррекционного комплексного занятия в 1 классе непосредственной образовательной деятельности для детей с умеренной степенью умственной отсталости по темам: цвета (предметно-практическая деятельность, конструирование, ручной труд) и понятие о количестве (счет). Конспект составлен в соответствии со специальными государственными стандартами (СФГОС), вступающими в силу с 01.09.2016 года.
Предлагаемый мной материал будет интересен педагогам, работающим с детьми, имеющими диагноз F- 70, F-71, а также воспитателям дошкольных учреждений. Материал занятия направлен на продолжение формирования представления о понятии «столько же», пространственных представлений, а также развитию умения самостоятельно называть цвета (красный, синий, желтый), дифференцировать их, уметь соотносить зрительный и звуковой образ предмета.
Предполагается, что на занятии присутствуют герой мультфильма «Паровозик из Ромашково»: Паровозик; Домовенок, а также лесные жители Белка и Заяц.
Цель: продолжить формировать представления о понятии «столько же», пространственных представлениях; продолжить развивать умение дифференцировать цвета.
Общеучебные и воспитательные задачи: - закрепление знаний о понятии «столько же» и пространственных представлениях;
- развитие умения самостоятельно называть цвета (красный, синий, желтый);
- познакомить с названием и внешним видов полевых и луговых цветов;
- развитие умения общаться;
-воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Коррекционные задачи: - развитие целенаправленных действий с предметами;
- развитие артикуляционного аппарата;
- развитие речи, мышления;
- развивать у детей слухового и зрительного восприятия, внимания;
- развитие аналитико-синтетической сферы.
Форма занятия: коллективная.
Оборудование: макет Паровозика; Домовенок; игрушка Белочки, игрушка Зайчика, предметные картинки полевых цветов: колокольчика, одуванчика и мака по количеству детей; предметные картинки насекомых: пчелы, бабочки (синего цвета), божьей коровки по количеству детей; три одинаковых картонных коробки.
Ход НОД
Звучит стук колес под ритмичную не громкую музыку и звучит гудок паровоза. Учитель: Ребята, я слышу гудок паровоза, а вы слышите?
Дети: Да.
Учитель: Смотрите-ка, Паровозик приехал один и привез нам письмо.
Из вагона Паровозика учитель достает письмо. Учитель: Давайте узнаем, что написано в письме. Я буду вам читать, а вы внимательно слушайте. И так.
«Ребята, на нашу лесную полянку налетел озорной Ветерок и унес в разные стороны всех жучков и бабочек с цветов. Помогите нам их вернуть обратно на лесную полянку. Ждем с нетерпением Белка и Заяц».
Учитель: Ну, что ребята, поможем лесным жителям вернуть обратно на полянку жучков и бабочек?
Дети: Да.
Учитель: Ну, тогда садимся поудобнее и Паровозик нас в миг домчит до места.
Звучит стук колес Паровозика
Заранее раскладываются на ковре цветы синего (колокольчики), красного (маки) и желтого (одуванчики) цветов. Количество полевых цветов каждого цвета соответствует количеству детей, присутствующих на занятии. На одном краю ковра (по углам и в центре) расставляются коробки, в первой бабочки (они синего цвета), во второй – пчелки (желтого цвета), в третьей - божьи коровки (красного цвета). Количество насекомых каждого вида соответствует количеству детей.
Дети становятся с педагогом в центр ковра, на котором разложены цветы.
Учитель: Ребята, ну вот мы и на лесной полянке. Здесь нас встречают Заяц и Белка.
Учитель: Посмотрите, озорной Ветерок распугал всех бабочек, пчелок и божьих коровок, поэтому они попрятались по разным уголкам. Нам нужно всех вернуть на свои цветы. Надо посадить на каждый синий цветок – синюю бабочку, на красный цветок – красную божью коровку, на желтый – желтую пчелу. Но вот беда, мы не знаем, где их искать. Что же делать? Смотрите-ка, Зайчик и Белка передают нам еще одно письмо, от кого же оно?
Учитель берет письмо и читает. Учитель: Да это Ветерок нам оставил послание! Слушайте внимательно. «Дороге ребята! Я веселился, играл на лесной полянке, и не заметил как все бабочки и жуки испугались и попрятались по коробкам. Помогите их вернуть на полянку. Я знаю, что синие бабочки спрятались в левом углу полянки».
Учитель: Давайте найдем, где это?
Дети должны указать на коробку в левом углу ковра или делают это совместно с учителем. В игре принимают участие не говорящие дети, а так же дети с проблемами в передвижении, по мере сил и возможностей. Учитель: Хорошо, давайте проверим.
Дети достают из коробки синие бабочки. Педагог напоминает им, что они должны их рассадить на сине цветы. Учитель: Молодцы! Вы справились с этим заданием отлично. На синих цветах сидят синие бабочки. Может кто-то знает, как называются эти синие цветы?
Если дети затрудняются назвать цветок, то учитель сам говорит, что это колокольчик, который растет на лесных полянках и на лугах.
Физминутка Учитель: А теперь я вам предлагаю немного отдохнуть. Приготовились.
Спал цветок и вдруг проснулся (руки на пояс)
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться вправо, влево)
Взвился вверх и полетел (бег)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
Учитель: А теперь продолжим читать письмо Ветерка: «Красные божьи коровки спрятались в правом углу полянки». Давайте найдем, где это?
Дети должны указать на коробку в правом углу ковра. Учитель: Хорошо, давайте проверим.
Дети достают из коробки божьих коровок. Педагог напоминает им, что они должны их рассадить на красные цветы. Учитель: Молодцы! И с этим заданием вы справились отлично. На красных цветах сидят красные божьи коровки. Может кто-то знает, как называются эти красные цветы?
Если дети затрудняются назвать цветок, то учитель сам говорит, что это мак, который растет на лесных полянках и на лугах. Учитель: А теперь продолжим читать письмо Ветерка: «Желтые пчелки спрятались в середине полянки». Давайте найдем, где это?
Дети должны указать коробку, которая стоит посередине полянки. Учитель: Хорошо, давайте проверим.
Дети достают из коробки пчелок. Педагог напоминает им, что они должны их рассадить на желтые цветы. Учитель: Молодцы! И с этим заданием вы справились отлично. На желтых цветах сидят желтые пчелки. Может кто-то знает, как называются эти желтые цветы?
Если дети затрудняются назвать цветок, то учитель сам говорит, что это одуванчик, который растет на лесных полянках и на лугах. Когда насекомые рассажены на цветы детям предлагается посмотреть на свои руки, которые помогали им в работе. Учитель: Ребята, посмотрите на свои ручки, они были вашими помощниками, теперь они должны отдохнуть.
Физминутка. Педагог декламирует стих, сопровождая движениями пальцев. - Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни
Хочешь эдак, хочешь так –
Не обидятся никак.
Руки вперед, пальцы выпрямить и разжать, ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха.
Учитель: Молодцы! Посмотрите на нашу красивую полянку и скажите, сколько у нас синих цветов и сколько бабочек?
Дети: Синих цветов столько же сколько синих бабочек.
Аналогичные вопросы задаются про красные цветы и желтые. Учитель: Здорово! Всех жителей лесной полянки мы вернули, выяснили, что синих цветов столько же сколько синих бабочек, красных цветов столько же сколько божьих коровок, а желтых – столько же сколько пчелок. Ну, вот и все! Пожелаем лесным жителям удачи, а нам пора домой. Садимся по местам, и возвращаемся в класс!
Звучит звук колес Паровозика.
Учитель: Вот мы и дома! Теперь пришло время попрощаться с Паровозиком, помашем ему рукой и будем ждать его в гости снова.
Дети провожают паровозик. Учитель: Смотрите-ка, Домовенок уже ждет нас. Скорее давайте расскажем ему о наших приключениях.
Подводится итог занятия. Литература Учите, играя. Игры и упражнения со звучащим словом
Автор: Максаков А. И., Тумакова Г. А. Москва: Просвещение, 1983 г.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект коррекционного занятия НОД в 1 классе для детей с умеренной степенью умственной отсталости
Конспект занятия НОД в 1 классе для детей с умеренной степенью умственной отсталости
Конспект занятия НОД в 1 классе для детей с умеренной степенью умственной отсталости по теме: знаком
Коррекционно-развивающие занятие для учащихся 1 класса с нарушениями слуха.