Конспект занятия НОД в 1 классе для детей с умеренной степенью умственной отсталости по теме: знакомство с буквой «А» (чтение и письмо)
Автор: Пимонова Елена Владиславовна, учитель-дефектолог КОУ ВО «Борисоглебская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья».
Описание материала: Предлагаю конспект коррекционного занятия в 1 классе непосредственной образовательной деятельности для детей с умеренной степенью умственной отсталости по теме: знакомство с буквой «А» (чтение и письмо). Конспект составлен в соответствии со специальными государственными стандартами (СФГОС), вступающими в силу с 01.09.2016 года.
Предлагаемый мной материал будет интересен педагогам, работающим с детьми, имеющими диагноз F- 70, F-71, а также воспитателям дошкольных учреждений. Материал занятия направлен на знакомство детей с первой буквой русской азбуки, буквой «а» (печатной и строчной).
Предполагается, что на занятии присутствуют герой мультфильма «Паровозик из Ромашково»: паровозик; Домовенок.
Цель: познакомить детей со звуком [а] и буквой «а», а также познакомиться с написанием строчной буквы «а».
Общеучебные и воспитательные задачи: - учить произносить звук в соответствии с графическим образом буквы;
- формировать умение выделять звук [а] из слова;
- обучение письму строчной буквы «а»;
-дифференциация цвета;
- развитие умения общаться;
-воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Коррекционные задачи: - развитие артикуляционного аппарата;
- развитие речи, мышления;
- развивать у детей слуховое восприятие, внимание;
- развитие аналитико-синтетической сферы.
Форма занятия: коллективная.
Оборудование: макет Паровозика; Домовенок; плакат с русской азбукой, предметные картинки с изображением аиста, арбуза, травы, схема с полным описанием последовательности начертания строчной буквы «а».
Ход НОД
Звучит стук колес под ритмичную не громкую музыку. Учитель: Ребята, сегодня у нас с вами особенный день. Наш Паровозик привез в своем вагоне букву. Это значит, что с сегодняшнего дня мы приступаем к изучению русской азбуки. И сегодня мы познакомимся с самой первой буквой. А что это за буква, вы узнаете, ответив на мой вопрос. И так, внимание: что просит вас сказать врач, когда смотрит ваше горло?
Дети произносят звук «а» Учитель: Совершенно верно! Это звук [а], который на письме обозначается буквой "а".Вот именно с этой буквы и начнем знакомство с азбукой. Посмотрите, как она выглядит.
Демонстрируется печатная буква «А»
Учитель: А почему именно с этой буквы мы начинаем изучать азбуку, я вам сейчас расскажу.
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
Учитель: Действительно, именно с этой буквы начинается наш русский алфавит, посмотрите, как он выглядит.
Демонстрируется весь алфавит, закрепляется на постоянное место в классной комнате.
Учитель: А теперь давайте все вместе произнесем этот звук.
Дети вместе с учителем произносят звук «а».
Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».
Учитель говорит слова стишка, говорящие дети повторяют и выполняют движения, не говорящие – выполняют движения. Мы делили апельсин. (Рука сжата в кулачок)
Много нас, а он один! (Крутим кулачком вправо-влево)
Эта долька для ежа. (Одной рукой на другой руке разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого).
Эта долька для чижа. (Разгибаем указательный пальчик).
Эта долька для утят. (Разгибаем средний пальчик).
Эта долька для котят. (Разгибаем безымянный пальчик).
Эта долька для бобра. (Разгибаем мизинчик).
Ну, а волку – кожура. (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево).
Он сердит на нас – беда! (Двумя руками показываем волчью пасть).
В домик прячемся – сюда! (Складываем ручки домиком).
Учитель: Сейчас пришло время посмотреть, как пишется строчная буква «а».
Учитель: Открываем тетради, которые лежат у вас на краю стола, берем в руки ручки. Еще раз хочу обратить внимание на округленность формы буквы. И сейчас мы ее с вами попробуем написать по тому контуру, который написан у вас в тетрадях.
Написание буквы по контуру в тетрадях с комментарием учителя. Учитель: Писать букву «а» начинаем немного ниже верхней линии рабочей строки, ведем вверх влево округлую линию к верхней линии рабочей строки, округляем вниз до нижней линии. Теперь наклоняем линию через точку начала овала до верхней линии. Без отрыва ведем вниз черту с закруглением внизу.
Полное описание последовательности начертания строчной буквы «а». Все объяснение сопровождается показом на доске. Далее дети пишут в тетрадях по обводке букву «а». Физминутка «Аист».
Педагог декламирует стихотворение, говорящие дети повторяют слова и движения за «аистом», не говорящие - движения: - Аист, аист, длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
-Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой,
Вот тогда придешь домой.
Учитель достает предметную картинку с изображением астры из вагона Паровозика. Учитель: Посмотрите, дети, какой красивый цветок привез со сказочной полянки Паровозик. Этот цветок называется а-стра. Какого он цвета?
Дети: красного.
Учитель: Правильно, красного. Как вы думаете, а с какого звука начинается слово астра?
Дети: Со звука [а].
Учитель: Верно. А теперь все вместе произнесем этот звук.
Далее проводится работа с предметными картинками, на которых изображены: аист, арбуз. Учитель: В какой части слова в словах аист и арбуз стоит звук [а], в начале или в конце?
Дети: В начале слова.
Учитель: Правильно, молодцы!
Учитель достает из вагончика Паровозика последнюю картинку. Учитель: Посмотрите, что это нарисовано на картинке, которую нам привез Паровозик?
Дети: Трава.
Учитель: Правильно – это трава. А какого цвета трава?
Дети: Зеленого.
Учитель: Верно, а как вы думаете, где в этом слове спрятался звук [а], в начале или в конце слова?
Дети: В конце.
Учитель: Правильно, в этом слове звук [а] стоит в конце. Молодцы!
Далее педагог вместе с детьми несколько раз произносится звук [а] хором. Учитель: Ну, вот и все мы рассмотрели все картинки, которые привез Паровозик и теперь наше занятие завершается, Паровозику пришла пора возвращаться домой, а мы с вами его проводим и пригласим в гости на следующее занятие.
Звучит стук колес поезда. Учитель: Посмотрите, Домовенок появился, ну что же ты опять опоздал на наше занятие. Придется нам ему опять все рассказывать. Вы готовы?
Подводится итог занятия.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект коррекционного занятия НОД в 1 классе для детей с умеренной степенью умственной отсталости
Конспект занятия НОД в 1 классе для детей с умеренной степенью умственной отсталости
Конспект занятия НОД в 1 классе для детей с умственной отсталостью. Цвета
Коррекционно-развивающие занятие для учащихся 1 класса с нарушениями слуха.