Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Урок памяти к Дню Победы с презентацией, 7-8 класс

Урок памяти «Письма с фронта» (7-8 класс)
Сценарий предназначен для педагогов ОУ, дополнительного образования для подготовки и проведения внеклассных мероприятий, посвященных празднованию Великой Победы.
Автор: Вешникова Е. В., учитель МБОУ «Южно-Александровская СОШ № 5».
Цель – формирование целостных представлений учащихся о мужестве и героизме советских солдат, сражавшихся на полях ВОв; воспитание патриотизма, уважения к людям старшего поколения.
Задачи:
* показать роль мужественности, нравственной стойкости, чувства долга и ответственности советских людей в годы ВОв перед обществом;
* способствовать формированию положительной нравственной оценки подвига во имя Родины.
Оборудование: ПК, компьютерная презентация.
Ход урока
Ведущий 1: Приближается 9 Мая - Праздник Великой Победы. Скоро мы услышим песни военных лет, увидим георгиевские ленточки, праздничные салюты на площадях. Пожалуй, в России не найдется семьи, которая не была бы опалена огнем Великой Отечественной войны. На полях сражений погибло более 27 миллионов людей, тысячи людей остались без крова. Многие в той войне потеряли родных, близких, все равно они находили в себе силы жить дальше.
Ведущий 2: Наш урок посвящён Дню Победы в Великой Отечественной войне советского народа против фашистских захватчиков в 1945-45 гг. Вспомним драматические и героические события этого тяжелейшего испытания, которые привели советских солдат к Великой Победе.
Учитель: Наш урок называется «Письма с фронта». Ребята, а какие слова у вас ассоциируются с данным понятием и почему?
Учащиеся отвечают на вопрос учителя.
Ведущий 1 читает стихотворение С. Щипачева:
-Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось! (слайд 2).
Учитель: 22 июня 1941 г. на рассвете, без объявления войны, нарушив Пакт о ненападении, немецкие войска обрушилась всей своей мощью на советскую землю. Началась война, которая продолжалась 1418 дней и ночей – почти 4 трагических и одновременно героических года (слайд 3).
Ведущий 1: Для похода на Восток гитлеровское командование разработало стратегический план, который получил название плана «Барбаросса» (слайд 4).
Ведущий 2: Вся страна поднялась на защиту своей Родины. А уже через 2 дня после начала войны, 24 июня 1941 г., одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача «Священная война». Сразу же после публикации стихотворения композитор А. В. Александров написал к ним музыку.
-Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, -
Идёт война народная,
Священная война! (слайд 5-7).
Звучит отрывок из песни В. Лебедева-Кумача и А. В. Александрова «Священная война».
Ведущий 1: Внезапность и мощь германских оккупантов, численное превосходство врага позволили летом–осенью 1941 г. продвинуться ему вглубь советской земли. Занимая советские территории, враги несли кругом слезы, разорение и смерть.
Упорные бои Красной Армии с врагом шли под Смоленском, Ленинградом, Киевом, Одессой (слайд 8).
Ведущий 1: В жаркие дни лета 1942 г. был обнародован Приказ наркома обороны страны № 227, который получил среди солдат название «Ни шагу назад» (слайд 9)…
…А когда выдавалась свободная минутка солдаты писали домой письма…
Учитель: Вместе с русскими на фронтах Великой Отечественной и в глубоком подполье воевали украинцы, белорусы, татары, осетины, азербайджанцы, башкиры, грузины, узбеки… Масштабным было и партизанское движение (слайд 10).
Ведущий 1 читает стихотворение С. Щипачева «Ленин»:
-Из бронзы Ленин. Тополя в пыли.
Развалины сожженного квартала.
Враги в советский городок вошли
И статую низвергли с пьедестала.
Полковник-щеголь был заметно рад,
Что с памятником справился так скоро,
И щелкал долго фотоаппарат
Услужливого фоторепортера.
Полковник крепко этой ночью спал,
А на рассвете задрожал от страха:
Как прежде памятник в саду стоял,
Незримой силой поднятый из прах.
Засуетились гитлеровцы вдруг.
В развалинах мелькали чьи-то тени:
То партизаны, замыкая круг,
Шли на врага. И вел их Ленин (слайд 11).
Учитель: Выдержав 2 страшных года Великой Отечественной войны, Советский Союз в 1943 г. сумел добиться в её ходе коренного перелома. Под Сталинградом начался, а после Курской битвы закончился коренной перелом в ходе Великой отечественной и Второй мировой войны (слайд 12).
Ведущий 2: Но по стране все еще катился страшный вал Огня…
Читает стихотворение «Хлеб 41 года»:
-Ему сказали:
- Поле подожги.
- Я не смогу! –
Ему сказали: - Жги!...
…В душе и в горле горечи комок,
Растерянно стоял он среди поля,
В руке сжимая спичек коробок,
До хруста, до беспамятства, до боли.
Он, это поле по весне пахал.
Знал все на нем увалы и пригорки,
Под той ветлою в полдень отдыхал:
И даже сон приснился про уборку.
И вымахала, чуть ли не до плеч,
Давно такая не была пшеница.
Шептали губы: «Жечь!»
Ну как такую жечь», -
И не желало сердце подчиняться.
Который день уж ведро,
В самый раз
Сейчас пройти косилкой по делянке.
Рыча, пуская ядовитый газ,
Из-за кургана выползали танки.
Мерцали тускло пыльная броня
И пушки вдали глядели удивленно.
Навстречу им катится вал огня.
Горело поле горько, исступленно.
Уже от дыма свет дневной померк,
Ослепли даже стекла дальномеров
Вдруг из огня, почти весь обгорелый,
Шагнул навстречу танку человек.
Мотор заглох, как будто онемел
А человек, с лица срывая пламя,
Мелькнул в кружке
Как поднятое знамя, и факелом остался на броне.
…И если хлеб мы ненароком где-то
Обидим вдруг, чем себя корю,
Пусть мне и вам
Запахнет горько хлебом,
Сгоревшем в сорок первом на корню (слайд 13).
Ведущий 1: Вместе с мужчинами за Победу воевали дети, женщины.. . Но лютый враг не щадил и их…Инструментом массового уничтожения пленных стали концентрационные лагеря – Освенцим, Равенсбрюк, Бухенвальд…
Ведущий 2 читает отрывок из произведения А. Соболева «Бухенвальдский набат»:
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте:
Гудит со всех сторон –
Это раздаётся в Бухенвальде
Колокольный звон,
Колокольный звон (слайд 14-15).
Ведущий 1: Уже к концу 1943 г. советские войска освободили почти половину территорий, оккупированных противником. Сегодня мы знаем не только из архивных документов, но и из сохранившихся писем с фронта.
Читает отрывок из произведения Б. Окуджавы «Мы за ценой не постоим»:
-Здесь птицы не поют,
деревья не растут,
и только мы плечом к плечу
врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,
над нашей родиною дым,
и, значит, нам нужна одна победа,
одна на всех - мы за ценой не постоим (слайд 16-19).
Звучит отрывок из песни Б. Окуджава «Мы за ценой не постоим».
Ведущий 2: Бои и снова бои… Но когда появлялась свободная минутка, каждый солдат старался написать письмо, отправить весточку с фронта родным и близким. Так как конвертов не хватало, с фронта отправляли письма-треугольники. Отправляли долгожданные треугольники бесплатно. Треугольник — это обычный тетрадный лист, который сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника (слайд 20).
Учитель:
28 сентября 1944 г.
Здравствуй дорогая мамочка!
Шлю тебе свой горячий красноармейский привет и сообщаю, что я жив, здоров, чего и вам желаю. Чувствую себя еще лучше, чем до ранения. Ранило меня, как я тебе уже писал, в поясницу. В прорыве между Оршей и Витебском. В госпитале лежал в г. Ярцево Смоленской области. Мама, деньги, которые ты мне выслала, я еще не получил. Сфотографироваться, конечно, есть возможность, но нет денег. Мама, напиши подробней, что с Николаем Борисовичем. Ну а пока писать кончаю, остаюсь ваш сын Виктор. Привет всем родным и знакомым. Виктор
(слайд 21).
Ведущий 1: Письмо радиотелеграфистки А. В. Колбатовой родным.
12 декабря 1944 г.
С Новым 1945 годом!
Здравствуйте, дорогие мои — мамуля, Лидия и Тамарочка. Крепко целую вас несчетно раз и желаю доброго здоровья. Да, скоро Новый год. Каков он будет? Конечно, без сомнения год окончательной победы над проклятым врагом. Ведь до Берлина осталось совсем недалеко.
Мамулька, родная, не падай духом, скоро вернусь и непременно встретимся! Роднулечка, за меня не беспокойся, ведь у меня все в порядке, живу хорошо по-прежнему. Ну а как окончится война, я тебе заготовлю почву на веселого жениха, только непременно веселого! Пишите, как только будет свободное времечко. Пишите обо всем, о вашей жизни и жизни родного города. Как занимается и работает Тамарочка. Привет всем знакомым и родным, крепко, крепко целую вас несчетно раз
(слайд 22).
Ведущий 2: Но даже из гестаповских застенок ценою своей жизни людям иногда удавалось отправить весточку. Письмо А. И. Свершниковой из гестаповской тюрьмы.
Май 1944 г. Дорогие друзья!
Спасибо за внимание и за вашу отвагу. Вы меня только и воодушевляете немножко. Полна душа, нет больше надежд на жизнь. Напрасно вы так много беспокоились о том, чтобы передать мне кушать. Не надо, не ломайте об этом головы, я сейчас меньше всего думаю и считаюсь со своим желудком, приказано молчать. Сейчас не время ему предъявлять свои требования.
Самое главное — спасибо за коротенькую сводку от Информбюро. Хотя немного даете почувствовать, что я не совсем оторвана от мира, и только этим поддерживаю сейчас свое маленькое существование...
Писать вам много мне нечего, так как я человек, отрезанный от всей мирской суеты, и даже от тюремной. Во все время моего пребывания я ни разу не была на прогулке. Так хочется погреться на солнышке, временами я замерзаю окончательно.
За вашу доблесть и отвагу шлю вам парочку своих трудов — закладочку в книгу. И на память пишу стишок:
Товарищ, верь! Придет она, Пора пленительного счастья. И на обломках самовластья Напишут наши имена. Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут, и Свобода Нас примет радостно у входа, И братья наши смиренно головы наклонят
(слайд 23).
Ведущий 1: А это строки из письма Михаила Мартова 9 мая 1945 г., адресованные жене: «Милая Тамара! Всю ночь не спал. Палили из всех видов оружия. Вот она, победа! Свершилось то, о чем мечтали все эти годы… Мы сейчас в Восточной Пруссии. Здесь красиво, весна».
Артиллерист Николай Евсеев сообщил родным в село Новочеркасское: «9 мая вместе с сослуживцами возвращался из Вены, но по дороге сломалась машина. Все вышли из нее. Слышим, где-то вверх стреляют. Пошла трасса по небу, потом — вторая… Вот тогда всем стало ясно — это конец войне!» (слайд 24).
Ведущий 2: 1 мая 1945 г. над зданием Рейхстага было установлено Знамя Победы. 7 мая 1945 г. был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Пришла долгожданная Победа Красной Армии и советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. (слайд 25).
Ведущий 1: Великая Отечественная война была самой жестокой, самой тяжелой из всех войн на Земле. Но она показала, что дух советского народа сломить нельзя, и что мир люди будут защищать до конца даже ценой собственной жизни (слайд 26).
Учитель читает отрывок из стихотворения Е. Евтушенко «Хотят ли русские войны?»:
Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины
Над ширью пашен и полей,
И у берёз и тополей.
Спросите вы у тех солдат,
Что под берёзами лежат,
И вам ответят их сыны -
Хотят ли русские,
Хотят ли русские,
Хотят ли русские войны! (слайд 27)
Презентация на тему: Письма с фронта

Рекомендуем посмотреть:

Классный час ко Дню Победы для 6 - 9 классов Внеклассное мероприятие ко Дню Победы с презентацией, 7 класс. Мамаев Курган Конкурс чтецов в школе ко Дню Победы. Сценарий Классный час ко Дню Победы, 7-8 класс. Высоты Гули Королёвой

Похожие статьи:

Беседа к 9 мая – День Победы, 7-8 класс

Литературно-музыкальная композиция на День Победы, 8 класс

Устный журнал ко Дню Победы, 8 класс

Урок мужества к 9 мая – День Победы, 7-9 класс

Классный час «Мамаев курган», 8 класс. Конспект

Участник №92 творческого конкурса «Весеннее вдохновение 2016» с 1 марта по 31 мая 2016 года
Технологическая карта урока обществознания, 5 класс. Тема: Введение | Викторина к 9 мая с ответами и презентацией для школьников, 7-8 класс
Опубликовано: 3123 дня назад (5 мая 2016)
Просмотров: 22892
+4
Голосов: 4
Комментарии (3)
Вера Валерьевна Ляпина # 6 мая 2016 в 20:57 +2
Добрый вечер, Елена Валерьевна!Очень заинтересовало ваше мероприятие, посвященное тем, кто принял участие в Великой Отечественной войне.Вечная память погибшим и пришедшим с фронта, но не дожившим до наших дней. Понравился сценарий, который построен логически верно, с использованием отличных стихотворных строк. Профессиональное оформление работы дополняет хорошо подобранный материал. Примите мой голос.
Елена Валерьевна Вешникова # 8 мая 2016 в 10:50 +2
Спасибо большое, Вера Валерьевна за добрые слова.
Юлия Ивановна Родина # 10 мая 2016 в 05:54 +1
Доброе утро, Елена Валерьевна! Вы предоставили очень серьезный материал, который не оставит равнодушными никого. Он показывает роль мужественности, нравственной стойкости, чувства долга и ответственности советских людей в годы Великой Отечественной войны перед всем миром.Низко кланяюсь. Голосую.