Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Урок мужества к 9 мая – День Победы, 7-9 класс

День Победы в школе. Сценарий внеклассного мероприятия

Устный журнал, посвященный празднику Победы для школьников «Мы помним всех тех, кто спас русскую землю...»

Цель: расширить знания учащихся об истории России, истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину.

Оборудование:

- герб, флаг, гимн России;

- книжная выставка;

- плакаты о Великой Отечественной войне;

- реквизит для сценки;

- магнитофон, аудиокассеты;

- видеомагнитофон, видеокассеты;

- метроном, секундомер.

...Я призвал бы нашу молодёжь бережно относиться ко всему, что связано с Великой Отечественной войной.

Но особенно важно помнить: среди вас живут бывшие солдаты. Относитесь к ним бережно, чутко и уважительно.

Это малая плата за всё, что они сделали для вас.

Г. К. Жуков

И скажут, честь воздав сполна,

Дивясь ушедшей были:

Какие были времена!

Какие люди были!

А. Твардовский

Ход мероприятия

Звучит гимн России.

Слово библиотекаря. Всё дальше и дальше неумолимое время отдаляет нас от Дня Победы, от подвига миллионов солдат, спасших нашу страну и Европу от фашизма. Удивительный феномен: по опросам социологов, 90 % молодых людей нашей страны назвали Великую Отечественную войну и победу в ней одним из самых значительных событий XX века. А для их дедов и прадедов - это негаснущая память сердца, в которой, по словам Александра Твардовского, советского поэта, «всё до подробностей - бесценно».

И мы, приходящие на смену старшим поколениям, их дети, ради этой святой солдатской памяти должны донести до вас, молодых, и горечь потерь, и величие этого народного подвига.

Мы помним вас, тех, кто спас русскую землю от уготованного ей рабства, и гордимся вами.

Звучит марш «Прощание славянки», муз. В. Агапкина. Под звуки марша в зал входят приглашённые ветераны Великой Отечественной войны. Зал стоя приветствует ветеранов аплодисментами, цветами, каждого гостя провожают и усаживают на почётное место.

1-й чтец.

Что может быть страшнее, чем война?!

Лишь слёзы да страдания несёт она

И счастье разбивает у людей,

Любимых разлучая и друзей.

2-й чтец.

Как смерч, врываясь в мирные дома,

Их рушит яростно, не ведая сама,

Что веру в разум убивает

И души пламенем отчаянья сжигает.

3-й чтец.

Родина, суровая и милая,

Помнит все жестокие бои.

Вырастают рощи над могилами,

Славят жизнь по рощам соловьи.

 

Что грозы железная мелодия, Радость

Или горькая нужда?!

Всё проходит.

Остаётся - Родина,

Та, что не изменит никогда.

4-й чтец.

И ещё немало будет пройдено,

Коль зовут в грядущее пути.

Но светлей и чище чувства Родины

Людям никогда не обрести.

С этим чувством человек рождается,

С ним живёт и умирает с ним.

Всё пройдёт, а Родина –

Останется,

Если мы то чувство сохраним.

Звучит песня «Священная война», муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача. На фоне песни демонстрируются кадры военной кинохроники 1941 года.

1-й ведущий.

В нашу дверь постучался прикладом непрошеный гость.

Над Отчизной дыханье, дыханье грозы пронеслось.

Слушай, Родина! В грозное время войны

Присягают победе твои боевые сыны.

Каждым голосом наших бескрайних полей,

Трубным гулом моторов и шелестом тополей,

Жизнью наших детей мы клянёмся тебе

Уничтожить фашистов в священной борьбе.

С. Щипачёв

Звучит песня «Довоенный вальс», муз. П. Аедоницкого, сл. Ф. Лаубе (2 куплета). Под эту мелодию выходят 2 танцевальные пары и танцуют вальс.

5-й чтец.

Светлы и лучезарны детства дни,

Когда освещены лучами солнца мирного они.

Но если же грозой военной небосклон объят

И дети от разрывов бомб не спят,

То детство превращается в страданье,

В какое-то чудовищное испытанье,

Грехов несовершенных в искупленье.

И разве же не преступленье

Детей мгновений радостных лишать,

До времени взрослеть их заставлять!

1-й чтец.

Одно желание жило в их сердцах,

Не покидавшее несчастных даже в снах, -

Желанье - голод утолить,

Хотя бы корочку сухую откусить

И с наслаждением её жевать...

Кому пришлось такое испытать,

Тот продолжает и доныне

Он к хлебу относиться, как к святыне!

Инсценировка «Дети войны»

Брат и сестра в ожидании матери. Сестра, кутаясь в старую шаль, играет в куклы, брат ремонтирует табурет.

Сестра.

Как холодно! И мама не идёт.

Быть может, хлебушка она нам принесёт.

Ну хоть бы крошечку где отыскать,

Голодной страшно мне идти в кровать.

Брат.

А разве я есть не хочу? Хочу!

Но всё равно молчу.

Ведь там, где папа наш сейчас,

Потяжелее, чем у нас.

Не разрываются снаряды здесь,

И дом у нас с тобою есть.

А главное - фашисты далеко.

Да и кому в стране легко!

Сестра.

А помнишь блинчики с вареньем,

Чай с маминым печеньем,

Которое по праздникам пекла она.

Сейчас я съела б всё одна!

Брат.

Опять ты о еде заговорила!

Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о ней,

Тем голод чувствуешь сильней.

И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра. А вот и мамины шаги слышны!

Брат (строго). Не вздумай хныкать перед ней, Дай отдохнуть сначала ей.

1-й ведущий. Из заявления Советского правительства 22 июня 1941 года:

«...Наполеон потерпел поражение, пришёл к своему краху. То же будет и с зазнавшимся Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную Отечественную войну за Родину, за честь, за свободу.

... Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».

2-й ведущий. Великая Отечественная война длилась четыре страшных года, 1418 дней и ночей. Это была священная народная война. Свою цель Гитлер определил так: «Не должно остаться никаких политических образований, способных к возрождению. Уничтожить жизненную силу России».

В первые три недели войны 23 наших дивизии были разгромлены полностью, 72 - более чем наполовину. Немецкие войска продвинулись на 300-600 км вглубь нашей территории. Литва, Латвия, Белоруссия, Западная Украина, Молдавия оказались в оккупации. На захваченных землях немцы пытались создать национальные боевые формирования с целью их использования в карательных операциях.

Им противостояли сотни партизанских отрядов, организованных из добровольцев.

Звучит песня «Смуглянка», муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А. Новикова (1 куплет).

2-й чтец.

Братья, в этой войне

Мы различья не знали:

Те, что живы, что пали, -

Были мы наравне.

 

... Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой Отчизне

С честью дольше служить,

 

... И беречь ее свято,

Братья, счастье свое –

В память воина-брата,

Что погиб за нее.

А. Т. Твардовский

1-й ведущий. Когда маршала Георгия Константиновича Жукова спрашивали, что больше всего ему запомнилось из минувшей войны, он всегда отвечал: «Битва за Москву». В этой битве гитлеровцы потеряли более полумиллиона человек. Описывая операцию «Тайфун», немецкий генерал Вестфаль, вынужден был признать, что «немецкая армия, ранее считавшаяся непобедимой, оказалась на грани уничтожения».

Звучит голос диктора Юрия Левитана: сообщение о битве за Москву.

3-й чтец.

Немало песен фронтовых

Вам душу на привале согревало,

Ведь в их словах простых

Судьба страны всей представала.

Вернитесь в прошлое на миг,

Друзей припомните своих.

Хоть мир прекрасен и велик,

Но пуст и тесен он без них.

Учащиеся исполняют любую песню военных лет, или звучит песня «В землянке», муз. К. Листова, сл. А. Суркова (1 куплет).

2-й ведущий.

Документы военных лет. Газета «Правда» от 30 ноября 1941 года.

Из обращения комсомольцев и молодёжи города Москвы (Всего около 80 000 подписей):

«...Дорогие наши товарищи! Любимые наши братья! Славные героические защитники Москвы!

Примите горячий, боевой привет от комсомольцев и молодёжи столицы!

...Опасность над Москвой не только не уменьшилась - она возросла.

И перед лицом этой возросшей опасности мы говорим вам, дорогие друзья, словами великого Кутузова:

- Ни шагу назад! Стоять насмерть!..

...Судьба столицы - в наших руках. Мы должны отстоять Москву, и мы её отстоим!

...Разить фашистское зверьё, как Герои Советского Союза комсомольцы Середа, Жуков, Кисляков, Харитонов, Талалихин, Зайцев!».

Звучит песня «У деревни Крюково», муз. М. Фрадкина, сл. С. Острового (1 куплет).

1-й ведущий. На дальних подступах к Ленинграду развернулись бои уже в июле 1941 года. Город, заложенный Петром Великим, с границ которого, по словам поэта, «грозить мы будем шведу», был приговорён к полному уничтожению. Его собирались стереть с лица земли. Вокруг Ленинграда спешно создавалась система обороны, рылись окопы, устанавливались противотанковые заграждения...

Десятки партизанских отрядов готовились к борьбе в тылу врага. На заводах и фабриках города к станкам встали женщины и подростки.

2-й ведущий. Сразу захватить город не удалось. Тогда фашисты изменили тактику. Они взяли город в блокадное кольцо, которое сомкнулось к концу сентября. Что же стало с теми, кто остался в городе?

...Всего несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Всё меньше и меньше продуктов выдавали по карточкам. 20 ноября 1941 года рацион хлеба дошёл до 125 г иждивенцам и 250 г рабочим (ведущий показывает чёрный хлеб в граммах на подносе). Крупу выдавали по 300 г, масла - 100 г в месяц (ведущий демонстрирует крупу и масло на подносе). Потом не выдавали ничего, кроме хлеба. Это был не хлеб, а липкое чёрное месиво, сделанное из мучных отходов. Каждый растягивал свой кусочек как мог.

Звучит запись Ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича (отрывок).

5-й чтец.

По безлюдным проспектам оглушительно звонко

Громыхала на дьявольской смеси трёхтонка.

Леденистый брезент прикрывал её кузов -

Драгоценные тонны замечательных грузов.

 

Молчаливый водитель, примёрзший к баранке,

Вёз на фронт концентраты, хлеба вёз он буханки,

Вёз он сало и масло, вёз консервы и водку,

И махорку он вёз, проклиная погодку.

 

Рядом с ним лейтенант прятал нос в рукавицу.

Был он худ. Был похож на голодную птицу.

И казалось ему, что водителя нету,

Что забрёл грузовик на другую планету.

 

Вдруг навстречу лучам -

Синим, трепетным фарам -

Дом из мрака шагнул, покорёжен пожаром.

А сквозь эти лучи снег летел, как сквозь сито,

Снег летел, как мука - плавно, медленно, сыто...

- Стоп! - сказал лейтенант,

- Погодите, водитель. -Я, - сказал лейтенант,

- Здешний всё-таки житель.

 

И шофёр осадил перед домом машину,

И пронзительный ветер ворвался в кабину.

И взбежал лейтенант по знакомым ступеням.

И вошёл. И сынишка прижался к коленям.

 

Воробьиные рёбрышки... Бледные губки...

Старичок семилетний в потрёпанной шубке...

- Как живёшь, мальчуган? Отвечай без обмана! -

И достал лейтенант свой паёк из кармана.

 

Хлеба чёрствый кусок дал он сыну:

- Пожуй-ка, -

И шагнул он туда, где дымила «буржуйка».

Там - поверх одеяла распухшие руки,

Там жену он увидел после долгой разлуки.

 

Там, боясь разрыдаться, взял за бедные плечи

И в глаза заглянул, что мерцали, как свечи.

Но не знал лейтенант семилетнего сына.

Был мальчишка в отца - настоящий мужчина!

И, когда замигал догоревший огарок,

Маме в руку вложил он отцовский подарок.

А когда лейтенант вновь садился в трёхтонку:

- Приезжай! -

- Закричал ему мальчик вдогонку.

И опять сквозь лучи снег летел, как сквозь сито,

Он летел, как мука - плавно, медленно, сыто...

Грузовик отмахал уже многие вёрсты.

Освещали ракеты неба чёрного купол.

Тот же самый кусок - ненадкушенный, чёрствый –

Лейтенант в том же самом кармане нащупал.

 

Потому что жена не могла быть иною

И кусок этот снова ему положила.

Потому что была настоящей женою,

Потому что ждала. Потому что любила.

 

Грузовик по мостам проносился горбатым,

И внимал лейтенант орудийным раскатам,

И ворчал, что глаза снегом застит слепящим,

Потому что солдатом он был настоящим.

В. Лифшиц. «Баллада о чёрством куске»

1-й ведущий. 900 осадных дней не прошли даром. Ленинград понёс огромные потери. В дни блокады умерло только от голода более 600 тыс. человек. Но ни голод, ни холод, ни артиллерийские обстрелы не сломили дух его защитников. Родина высоко оценила заслуги города-героя. 26 января 1945 года он был награждён орденом Ленина. Более 930 тыс. солдат, воевавших у его рубежей, удостоились медали «За оборону Ленинграда».

2-й ведущий. Слово «Сталинград» вошло в словарный фонд всех языков мира, и с той поры оно напоминает о битве, которая по размаху, напряжению и последствиям превзошла все вооружённые столкновения прошлых времён...

«Мы штурмуем Сталинград и возьмём его», - хвастливо твердил Гитлер.

...Тогда, в июле 1942 года, под пятой фашистов находилась огромная территория Советского Союза. А теперь ещё и Сталинград. Гитлеровцам нужна была нефть, Кавказ, самые хлебные районы страны. А на пути у них встал Сталинград.

...Сталинград - это Волга. Волга - это богатство, слава, гордость России.

В старой песне поётся:

Уж ты Волга-река,

Волга-матушка!

Ты вспоила меня,

Ты вскормила меня...

Под Сталинградом солдаты защищали нашу мать, Россию.

«За Волгой для нас земли нет!» - это слова снайпера Василия Зайцева, лично уничтожившего под Сталинградом 300 фашистов.

Звучит песня «Горячий снег», муз. А. Пахмутовой, сл. М. Львова (1 куплет).

1-й ведущий. Говорят, что «у войны не женское лицо». Вовсе не женское! Оскаленное, страшное, лицо смерти, но и женское вместе с тем .. .Сотни, тысячи женщин надели сапоги и гимнастёрки. Вместо юности у них была война. Поэтесса Юлия Друнина прошагала всю войну медсестрой.

Юлия Владимировна после войны писала пронзительные стихи, где многие строки пахли порохом:

Я не привыкла, чтоб меня жалели,

Я тем гордилась, что среди огня

Мужчины в окровавленных шинелях

На помощь звали девушку - меня...

2-й ведущий. Юлия Друнина любила Сталинград больше Москвы и других городов, которые ей довелось увидеть на свете, и когда ей предложили написать стихи к песне в фильме «Принимаю бой», ответила:

- Напишу о Волгограде, его кургане.

И с экрана зазвучали следующие слова.

1-й чтец.

Пахнет степью, пахнет мятой,

И над Волгой опускается туман.

В час свиданья, в час заката

Приходи, мой родной, на курган.

 

Над курганом ураганом,

Все сметая, война пронеслась.

Здесь солдаты умирали,

Заслоняя сердцем нас.

 

У подножья обелиска

В карауле молодые деревца.

Сядем рядом, сядем близко,

Так, чтоб слышать друг друга сердца.

 

Мне милее и дороже

Человека нигде не сыскать.

Разве может, нет, не может

Сердце здесь, на кургане, солгать...

2-й ведущий. После битвы за Сталинград была ещё грандиозная Курская битва летом 1943 года; эту операцию фашисты назвали «Цитадель». 50 отборных дивизий фашистов нашли там свой конец.

Звучит песня «Тучи в голубом», муз. А. Журбина, сл. В. Аксёнова (из к/ма «Московская сага») (2 куплета). Выходят 2 пары и исполняют под эту мелодию танцевальную композицию.

Слово библиотекаря. Много веков тому назад человечество создало библейскую легенду о рае и аде. С тех пор люди всегда мечтали о том, чтобы создать рай на земле, мечтали о жизни счастливой и беззаботной, без горестей и бед. Но, как известно, эта мечта о земном рае оставалась неосуществимой.

Зато уже в наше время, в XX веке, в годы Второй мировой войны, оказалось, что люди способны создать земной ад, причём такой, перед которым бледнеют все ужасы легендарного библейского ада. Этим земным адом во время войны стали гитлеровские лагеря уничтожения, созданные руководителями СС и гестапо и в самой Германии, и в других европейских странах, - подлинные фабрики смерти, организованные с хозяйственной немецкой дотошностью, с использованием всех достижений науки и техники, предназначенные для невиданного ещё в истории массового убийства людей.

Для всех последующих поколений всегда будут звучать как страшные проклятия фашизму такие слова: Освенцим, Майданек, Треблинка, Бухенвальд, Заксенхаузен, Равенсбрюк, Маутхаузен и многие другие. Люди, собранные в Маутхаузене, вели борьбу против фашизма, и 5 мая 1945 года, когда американские войска подходили к лагерю, узники подняли восстание, сами освободили себя из неволи.

Но до последнего времени мало кто знал, что в истории Маут- хаузена было одно событие, особенно мрачное и трагическое, - это восстание и массовый побег узников так называемого «блока смерти». В блок № 20 гитлеровцы посылали тех, кого они считали «неисправимыми» и особо опасными для себя людьми.

1-й ведущий. «Блок смерти» в лагере смерти! Разве не звучит это как нелепый парадокс? Разве бывает на свете что-нибудь полнее и окончательнее смерти?

2-й ведущий. Победное восстание, которое произошло 5 мая 1945 года, было прямым продолжением и завершением героической борьбы узников «блока смерти».

Страшный Маутхаузен перестал тогда существовать, и бывшие узники вернулись в свои страны, освобождённые из-под власти фашизма. Но, казалось, навсегда останется легендарным, лишённым всяких реальных подробностей подвиг советских людей в «смертном» блоке. Некому было рассказать об этих подробностях - «счёт сошёлся», как говорили эсэсовцы, и предполагалось, что никого из участников трагического побега не осталось в живых. Но те, кто был в Маутхаузене, на всю жизнь сохранили память об этом событии.

1-й ведущий. Однако эсэсовцы ошиблись. Несколько бывших узников этого страшного лагеря смерти остались в живых. Более того, уцелели узники «блока смерти», блока № 20. Они-то обо всём и рассказали. Господа эсэсовцы, а врали вы всё: счёт не сошёлся. Нам теперь известны имена уцелевших участников побега, а с их помощью удалось установить имена руководителей восстания. Всем погибшим военнопленным в фашистских лагерях смерти и оставшимся в живых посвящается эта песня.

Вокальная группа исполняет песню «Летят перелётные птицы», муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского.

Летят перелётные птицы

В осенней дали голубой, -

Летят они в жаркие страны,

А я остаюся с тобой.

А я остаюся с тобою,

Родная навеки страна!

Не нужен мне берег турецкий,

И Африка мне не нужна.

 

Немало я стран перевидел,

Шагая с винтовкой в руке,

И не было горше печали,

Чем жить от тебя вдалеке.

Немало я дум передумал

С друзьями в далёком краю,

И не было большего долга,

Чем выполнить волю твою.

2-й ведущий.

Беснуются лопасти над головой,

Дрожит рукоять управленья,

Заходишь от солнца и то, что живой,

Сверяешь с наземною тенью.

 

Берёшь на себя, всё берёшь на себя,

За все отвечаешь исходы.

Железная птица, покорно трубя,

Соскальзывает с небосвода.

 

Пробита обшивка, пробито стекло,

Передняя стойка погнута,

Но ты приземлился, тебе повезло,

Тебе и в пехоте кому-то.

1-й ведущий.

Погрузка закончена, двинут «шаг-газ»,

С трудом отрываешь машину,

Ты в небе, ты выжил, и ты его спас –

Бойца с безымянной вершины.

 

Набрал высоту, оглянулся в отсек.

Борттехник кивнул: «Всё в порядке!»

Лети, вертолетчик, живи, человек,

Счастливой, ребята, посадки!

Звучит песня «Он не вернулся из боя», муз. и сл. В. Высоцкого (1 куплет).

Выходят все чтецы - 5 человек.

1-й чтец.

Мы вас помним, солдаты!

Пусть известны не все имена,

Но войны той жестокой раскаты

Не умолкнут во все времена.

2-й чтец.

Нет, время не властно над нами,

Нашей скорби ему не убить!

Омоем ваш прах мы слезами,

Учась благодарными быть.

3-й чтец.

Вы в бронзе и в камне застыли,

Сквозь время взирая на нас.

Вы жизнью своей заплатили

За то, чтоб мы жили сейчас.

4-й чтец.

Мы помнить мгновенья войны обещаем

И головы скорбно склоняем

Пред всеми, кто мёртв и кто жив,

5-й чтец.

Кто, подвиг свой ратный свершив,

Жить в мире потомкам навек завещал

И жизнь без раздумья за это отдал!

Объявляется минута молчания. Включается метроном и секундомер.

2-й ведущий. Мы поздравляем вас с великим днём!

1-й ведущий. С днём нашей славы!

Ведущие (вместе). С Днём Победы!

Звучит песня «День Победы», муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова. Участники праздника и гости поют песню.

Затем слово предоставляется ветеранам Великой Отечественной войны. Ветеранам вручаются памятные подарки.

Литература

1. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне: в 12 т. [Текст]. - М.: Современник, 1987.- 1990.

2. День Победы: песни великого подвига [Текст] / вступ. ст. Т. Хренникова; сост. Л. Сидельникова. - М.: Художественная литература; Музыка, 1985. - 176 е.: ил.

3. Книга Памяти: г. Камышин и Камышинский район [Текст]. - Камышин, 1995.

4. Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет [Текст]. -М.: Советская Россия, 1983.

5. Красная звезда [Текст]: газ. - 2004-2005.

Автор: Наталья Герасимовна Растегаева

Похожие статьи:

Классный час на 9 мая День Победы, 10 класс

Внеклассное мероприятие на тему День Победы в 4 классе

Устный журнал ко Дню Победы, 8 класс

Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, 10 класс

Сценарий концерта ко Дню Победы 9 мая

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!