Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, 10 класс
Внеклассное мероприятие к 9 мая. Сценарий для 10 класса
Встреча с ветеранами ко Дню Победы в 10 классе «Память сердца»
Участники: учащиеся 10-го класса, классный руководитель, бабушки и дедушки учащихся класса, ветераны.
Цель: развивать патриотические чувства учащихся: гордость и сопричастность к истории страны, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
Подготовительная работа
I. Изготовление стенгазеты «Старые фотографии рассказывают» и подготовка устных представлений этих фотографий.
II. Подбор фонограмм военных песен для музыкального оформления встречи.
III. Подготовка выразительного чтения наизусть стихотворений, используемых в ходе встречи.
IV. Вокальная группа разучивает военную песню в подарок ветеранам.
Оформление, оборудование и инвентарь:
а) кабинет празднично украшен цветами, стулья расставлены полукругом, приготовлены почетные места для ветеранов;
б) плакат со словами Д.С. Лихачева: «Память — ближайший синоним таких понятий, как мораль, совесть, нравственность»;
в) магнитофон, аудиокассеты с записями военных песен.
Ход встречи
Классный руководитель. Сегодня я предлагаю вам задуматься над тем, что такое человеческая память. Подумайте и через минуту продолжите предложение: «Память — это...» Запишем ваши мысли на доске.
Ученики диктуют свои варианты продолжения предложений, и на доске появляются записи: «Память — это свойство человеческого мозга запоминать факты», «способность сохранять определенный объем знаний» и др.
Классный руководитель. Думаю, что вы успешно справились с этим заданием, потому что указали первое значение этого слова, которое приводит автор самого знаменитого толкового словаря С.И. Ожегов. Но у слова «память» есть еще два значения. О них хочется вспомнить накануне самого замечательного праздника — Дня Победы. Об этом празднике часто говорят: «Со слезами на глазах». Почему?
Ученик читает стихотворение А. Т. Твардовского:
Война — жесточе нету слова.
Война — печальней нету слова.
Война — святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
Звучит фонограмма песни «Священная война» (слова В.И. Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова).
Эта песня тревожным набатом прогремела над страной в первые дни войны, когда все русские люди верили, что это испытание, обрушившееся так внезапно и сокрушительно, вот-вот закончится. Но война растянулась на годы. Четыре страшных года... День заднем... Из дней складывались месяцы, из месяцев — годы.
Учитель обращается к присутствующим ветеранам с просьбой вспомнить один из дней войны. Участники встречи слушают воспоминания ветеранов.
Второе значение слова «память», о котором мы сегодня говорим, связано как раз с воспоминаниями о ком-то или о чем-то. Я не могу попросить ребят вспомнить о войне, потому что они ее не видели. Может быть, тогда и не надо вспоминать о войне молодым и здоровым людям? Зачем жить прошлыми событиями и воспоминаниями?
Ребята высказывают свои мнения, размышляют о том, что есть особые события в истории страны.
О них должен знать и помнить каждый человек, потому что они связывают воедино разные поколения людей, заставляют гордиться своей страной и чувствовать сопричастность к истории.' Подводя итоги разговора, классный руководитель озвучивает слова Д.С. Лихачева о том, что «память — ближайший синоним таких понятий, как мораль, совесть, нравственность».
Великая Отечественная война коснулась каждой семьи. Грустно становится, когда оказывается, что внуки не знают ничего о том, что их дедушки и бабушки принимали участие в боях на разных фронтах, помогали в тылу будучи подростками, участвовали в партизанском движении, имеют государственные награды за помощь фронту. Мы стараемся не забывать об этом.
Выступают ученики, подготовившие рассказы об истории некоторых фотографий из стенгазеты «Старые фотографии рассказывают».
Третье значение слова «память» в словаре С.И. Ожегова означает то, что связано с умершим (воспоминания о нем, чувства к нему). И в этом значении происходит удивительное соединение несоединимых вещей. Мы не видели войны, мы не можем вспомнить о ней так, как это делают свидетели тех страшных дней. Но мы можем помнить о войне и вспоминать тех, кто воевал, кто погиб, защищая будущее, т.е. и нас тоже. И эта память живет в наших сердцах. Память сердца...
Ученик читает отрывок из поэмы А. Т. Твардовского «Дом у дороги»:
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Пускай во всем, чем жизнь полна,
Во всем, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было.
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье — не в забвенье.
Вокальная группа исполняет для ветеранов одну из песен военных лет. Встреча завершается чаепитием, неформальным общением десятиклассников с ветеранами.
Литература
1. Бирюков Ю.Е. Всегда на страже. М., 1988.
2. Твардовский А. Т. Стихотворения. Поэмы. М., 1984.
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие на тему День Победы в 4 классе
Сценарий концерта ко Дню Победы 9 мая
Устный журнал ко Дню Победы, 8 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!