Методическая разработка урока географии с презентацией, 8 класс. Вода России
Методическая разработка урока географии, 8 кл.
Автор: Вешникова Елена Валерьевна, учитель географии, МБОУ «Южно-Александровская СОШ № 5» Иланского района Красноярского края.Учебный предмет: география.
Класс: 8.
Тип урока: комбинированный.
Время: 1 учебный час.
Тема: «Вода России».
Имя урока:
«Нет, товарищи, не зря
Есть и реки, и моря,
Потому что - без воды
И ни туды, и ни сюды!»
(В. Лебедев-Кумач)
Цель: Формирование целостных представлений учащихся о разнообразии вод России, их значении в жизни человека, подведение учащихся к пониманию того, что вода – одно из величайших богатств России.
Задачи:
1. Образовательная: сформировать целостные представления учащихся о разнообразии вод России, их значении в жизни человека, подвести школьников к осознанию необходимости бережного к воде отношения.
2. Развивающая: развивать творческий потенциал, речевую, коммуникативную культуру учащихся.
3. Воспитательная: создать условия для осознания природы как одной из основных ценностей, воспитывать культуру бережного отношения к воде.
Учебно-наглядный комплекс: ПК, мультимедийный проектор, экран, физическая карта РФ, дидактические карточки, альбомные листы, клей и маркеры.
Опережающие задания: учащимся подготовить презентацию о разнообразии и значении вод России.
На доске афоризмы:
1. Природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней.
(М. Пришвин).
2. Понять воду - значит понять вселенную, все чудеса природы и саму жизнь. (Масару Эмото);
3. Жить счастливо и жить согласно с природой – одно и то же.
(Сенека);
4. На море, на окияне, на острове на Буяне.
(русская присказка).
5. Земля - водная планета, на которой качество воды определяет качество жизни. Хорошая вода - хорошая жизнь. Плохая вода – плохая жизнь. Нет воды - нет жизни.
(Питер Блэйк).
В классе – 2 группы учащихся.
Блоки урока:
I. Организационный блок.
II. Мотивационный блок
III. Информационный блок.
IV. Аналитический блок.
V. Рефлексивный блок.
Ударив сильно по воде, ушибешься сам.
(Дао Дзи Бай)
Глоток воды открывает двери рая.
(Норвежская пословица)
Практическая значимость методической разработки: разработка урока может быть рекомендована учителям образовательных учреждений, студентам педагогических ВУЗов как источник информации при подготовке к урокам, внеклассным мероприятиям по данной тематике.
Ход урока
I. Организационный блок: приветствие, организация внимания школьников, объявление порядка организации учебной деятельности на уроке (1 мин.).
II. Мотивационный блок: (3-4 мин.):
Учитель:
-Ребята, вы, вероятно, обратили внимание на тот факт, что на доске сегодня не записана тема урока, но имеется эпиграф (читает эпиграф). Чтобы определить тему и цель урока, я предлагаю вам разгадать загадки, эпиграф урока – это тоже своего рода подсказка.
1. Исток – на Северном Урале
(возможно, вы об этом знали).
Сперва бежит на юго-запад,
Зовется горною рекой.
Затем, на север устремляясь,
Приобретает и покой.
Течет спокойно к морю скоро
Её величество… (Печора)
2. Вдаль бегу, к Оби родной,
Нрав удалый и крутой.
Камни в пыль грызу! Крепыш!
Имя мне, друзья… (Иртыш)
3. Направо вода и налево вода,
Плывут здесь суда и туда и сюда,
Но если захочешь напиться, дружок,
Соленым окажется каждый глоток (море).
4. В море я всегда солёна,
А в реке я пресна.
Лишь в пустыне раскаленной
Мне совсем не место (вода), (слайд 1-8)
Учащиеся разгадывают загадки, определяют тему (слайд 9) и ставят цель урока.
III. Информационный блок (8-10 мин.)
Учитель: Итак, сегодня речь пойдет о водах России, и я приглашаю ребят, которые приготовили нам небольшое сообщение, выйти к доске. А чтобы остальные на уроке не были пассивными слушателями, этот этап урока мы построим в виде «продвинутой лекции».
Учащимся предлагается выступление одноклассников, по ходу просмотра слайдов каждый должен сделать в своей тетради пометку: V - это уже знал; + - новое; ? - не понял; - - думал иначе; ! – не согласен. План выступления – на каждой парте.
План выступления:
1. Вода России.
2. Оказывается.
3. Обитатели глубин.
4. Значение морей.
5. Воды суши.
6. Байкал.
7. Интересные факты.
Ученик 1: Вода - неорганическое соединение с химической формулой Н2O. Вода России – это 13 морей, среди которых окраинные (Баренцево, Белое, Карское и др.) и внутренние (Черное, Балтийское, Азовское) и заливы, проливы, а также внутренние воды (слайд 10).
Ученик 2: Российские моря относятся к бассейнам Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого океанов.
Сахалин, побережье Камчатки и Курилы омываются водами самого большого из океанов – Тихого. В океане находится одна из самых глубоких океанических впадин – Курило-Камчатский желоб с максимальной глубиной 10542 м. В глубинах океана во мраке и холоде под большим давлением обитают рыбы-топорики, удильщики, глубоководные черви, мешкороты. Биоресурсы морей и океанов разнообразны (слайд 11-12).
Учитель: Из курса географии 7 кл. вспомните, какими ресурсами богаты моря Тихого океана? А какие из ресурсов добываются в нашей стране? (учащиеся отвечают на вопрос учителя).
Ученик 1: С каждым годом возрастает минерально-сырьевое, транспортное, промысловое значение морей. В России действует первая и единственная приливная электростанция – Кислогубская - в Баренцевом море (слайд 13).
Ученик 2: А еще Россия – это страна великих рек: Волга и Печора, Обь и Иртыш, Енисей и Лена, Амур и Зея (показывает на физической карте РФ).
Россия – это крупнейшие озера мира – Каспийское и Ханка, Онежское и Ладожское, Таймыр и Ильмень, Чудское и Байкал (слайд 14).
Ученик 1: Формирование Байкала началось 25 млн. лет назад. Его длина достигает 636 км, глубина 1637 м.
Ученые предполагают, что Байкал является зарождающимся океаном, это подтверждается тем, что берега его расходятся со скоростью до 2 см в год. Прозрачность озера уникальна: в его водах обитают байкальская нерпа, живородящая рыба – голомянка, рачок эпишура и др.
В XX в. на Ангаре построили ГЭС, берегах Байкала ЦБК, которые значительно загрязняли озеро. Сегодня для охраны природы Байкала созданы заповедники. Самый старейший из них – Баргузинский (слайд 15).
Ученик 1: Ученые посчитали, человек ежедневно должен употреблять не меньше 2,5 - 3 л воды в виде напитков, в составе разнообразной пищи. По нормам на каждого жителя города приходится в среднем 220 литров воды в сутки, во время влажной уборки расходуется не менее 10 литров воды, каждая стирка белья в стиральной машине требует свыше 100 литров воды.
Через обычный водопроводный кран проходит 15 литров воды в минуту, через незакрытый кран выливается около 1000 литров воды за час.
Но есть районы, где наблюдается недостаток водных ресурсов. Полупустыни в России располагаются в полосе 100-120 км в направлении от предгорий Кавказа примерно до 50° с. ш., включающей западную окраину Прикаспийской низменности и возвышенность Ергени (показывает на карте РФ) - здесь дефицит осадков, скудный поверхностный сток (слайд 16).
Далее учащиеся отвечают, какие символы они поставили у каждого абзаца плана и почему.
После выступления группе № 1 и № 2 поочередно предлагается задать по материалам презентации по 1-2 вопроса группе-оппоненту. Группы-оппоненты отвечают на вопросы.
IV. Аналитический блок (15- 20 мин.):
Учитель: А теперь вам предстоит, работая в группе, выполнить задания инструктивной карточки.
Инструктивная карточка группе № 1
Мини-проект «Вода России»
Представьте себе, что вам предоставлена честь организовать лаконичное выступление перед представителями инопланетной цивилизации о природе, использовании вод России. Проанализируйте материал презентации и создайте мини-проект по данной теме. В проекте можно использовать афоризмы, слова эпиграфа, написанные на доске.
Инструктивная карточка группе № 2
Памятка «Берегите воду»
Составьте для учащихся младших классов простую и понятную памятку о значении, необходимости бережного отношения к воде России.
Далее - выступления от групп.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, почему мы дали именно такое имя нашему уроку (стихи В. Лебедева-Кумача):
- Нет, товарищи, не зря
Есть и реки, и моря,
Потому что - без воды
И ни туды, и ни сюды!?
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.
V. Рефлексивный блок (2-3 мин.).
Учитель: А теперь давайте обратимся к началу нашего урока и ответим на вопрос: достигнута ли цель урока? Что нам мешало, а что помогало в работе? Что бы вам хотелось оставить в уроке, а что – изменить?
Литература
1. Лазье К. Секреты природы. Детская энциклопедия «Махаон». ООО «Издательская группа «Азбука-Аттикус», 2014.
2. Травина И. В. Моря и океаны. / М.: РОСМЭН, 2014.
Презентация на тему: Вода России
Рекомендуем посмотреть:
Конспект внеклассного мероприятия по географии, 5-8 класс Внеклассное мероприятие по географии, 6-9 класс Конспект урока географии с презентацией, 8 класс Конспект урока географии, 6 класс. Географическая картаПохожие статьи:
Урок путешествие по географии, 7 класс
Урок географии, 7 класс. Исследование Евразии
Викторина «Географическая карта» с ответами и вопросами, 5 класс
Внеклассное мероприятие по географии, 8 класс. Поэтическое путешествие по Петербургу
Тест по географии 8 класс «Административно-территориальное устройство России» с ответами
Участник №39 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 сентября по 15 декабря 2015 года
← Классный час «День Бородинского сражения» 8 класс с презентацией | Работа учителя географии по формированию ЗОЖ у учащихся →
Автор: Елена Валерьевна Вешникова
Опубликовано: 3361 день назад (10 октября 2015)
Просмотров: 5373
Рубрика: Конспекты уроков
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (1)
|