Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Классный час «День Бородинского сражения» 8 класс с презентацией

Конспект классного часа «День Бородинского сражения» для 8 класса
Автор: Вешникова Елена Валерьевна, МБОУ «Южно-Александровская СОШ № 5» Иланского района Красноярского края
Время: 1 учебный час
Тема: Классный час «День Бородинского сражения» (8 кл.)
Цель: Систематизация знаний учащихся о бородинской битве как об одном из величайших сражений русской армии против иноземных захватчиков.
Задачи:
1.Образовательная: Систематизировать знания старшеклассников учащихся о бородинской битве как об одном из величайших сражений русской армии против иноземных захватчиков.
2. Развивающая: Развивать критическое мышление, речевые компетенции старшеклассников.
3. Воспитательная: воспитание патриотизма, любви к Родине.
Учебно-наглядный комплекс: ПК, мультимедиа проектор, экран, иллюстрации.
Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация.

Этапы занятия
1.Оргмомент.
2. Освоение нового материала.
3. Закрепление изученного материала.
4. Подведение итогов. Рефлексия.

Практическая значимость сценария классного часа: сценарий может быть рекомендован педагогам образовательных учреждений, студентам педколледжей, ВУЗов как источник информации при подготовке к классным часам, внеклассным мероприятиям по данной тематике.

Ход занятия
1.Оргмомент.
Организация внимания учащихся.

2. Освоение нового материала.
Ученик 1. Читает отрывок из произведения М. Ю. Лермонтова «Бородино»:
«Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые?
Да, говорят, еще какие!
Не даром помнит вся Россия
Про день Бородина!» (слайд 2).
Учитель: Ребята, на уроках истории и литературы вы в разное время знакомились с военными действиями, датами, именами героев Отечественной войны 1812 г. Вспомните, каковы были причины войны, на чьей территории она проходила (учащиеся отвечают на вопрос учителя).
Ученик 1: На первом этапе Отечественной войны (с июня по сентябрь 1812 г.) русская армия с боями отступала от границ России до Москвы, дав перед Москвой Бородинское сражение.
Ученик 2:
Бородинское сражение — крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 г. между русской армией под командованием генерала М. И. Голенищева-Кутузова и французской армией Наполеона I Бонапарта. Состоялось 26 августа (7 сентября) 1812 г. у деревни Бородино, в 125 км на запад от Москвы.
8 сентября отмечается Днём воинской славы России (слайд 3).
Ученик 1: В июне 1812 г наполеоновская армия вторглась в российские земли.
С начала вторжения французской армии на территорию Российской империи в июне 1812 г. русские войска постоянно отступали. Быстрое продвижение и подавляющее численное превосходство французов лишали главнокомандующего русской армии, генерала-от-инфантерии Барклая-де-Толли, возможности подготовить войска к сражению. Затянувшееся отступление вызвало общественное недовольство, поэтому император Александр I сместил Барклая-де-Толли и назначил главнокомандующим М. И. Кутузова (слайд 4).
Ученик 2: 22 августа (3 сентября) русская армия, отступавшая от Смоленска, расположилась у села Бородина, где Кутузов решил дать генеральное сражение; откладывать его дальше было невозможно, т. к. император Александр I требовал от Кутузова остановить продвижение Наполеона к Москве (слайд 5).
Учитель: 24 августа разгорелся ожесточенный бой в районе д. Шевардино. 11-тысячный отряд под командованием А. И. Горчакова с 36 орудиями, поддержанный частями 2-й гренадерской и 2-й сводно-гренадерской дивизий, был неоднократно атакован превосходящими силами противника. Со стороны Наполеона в этом бою участвовало около 40 тысяч человек при 186 орудиях.
До наступления темноты русские удерживали позицию у Шевардинского редута (редут — отдельно стоящее укрепление сомкнутого вида, как правило земляное, с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны). Уже в ночи по приказу главнокомандующего генерал-лейтенант Горчаков отвел остатки своих войск к основной позиции у деревни Семеновское. Потери в этом бою с каждой стороны составили до 6 тысяч убитыми и ранеными (слайд 6-7).
Ученик 1: Весь день 25 августа (6 сентября) войска обеих сторон готовились к предстоящему сражению.
Около 6 часов утра 26 августа началось знаменитое Бородинское сражение. Тысячи людей при нескончаемом грохоте 800 орудий сошлись в кровавом единоборстве.
«И только небо засветилось,
Всё шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.»
(М. Ю. Лермонтов)
Около 9 ч. утра главнокомандующий 2-й Западной армией генерал П. И. Багратион получил тяжелое ранение, которое оказалось для него смертельным (слайд 8).
Ученик 3:
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
(М. Ю. Лермонтов)
По состоянию на 18 час. русская армия прочно располагалась на бородинской позиции, а французским войскам ни на одном из направлений не удалось достигнуть решительного успеха (слайд 9-10).
Ученик 1: В «битве гигантов» за 24–26 августа русская армия потеряла от 45 до 50 тыс. человек (прежде всего от массированного артиллерийского огня), а «Великая армия» – примерно 35 тыс.
М. И. Голенищев-Кутузов удостоился за Бородино чина генерал-фельдмаршала.
После Бородина русская армия, боевой дух которой окреп, быстро восстановила свои силы и была готова к изгнанию неприятеля из пределов России. «Великая» же «армия» Наполеона, наоборот, упала духом, потеряла прежнюю свою маневренность и способность побеждать (слайд 11)..
3. Закрепление изученного материала.
Учитель:
-А теперь я предлагаю вам, ребята, викторину. Готовы? Итак, начинаем.
1. Бородинское сражение было в:
а) 1240 г.; б) 1812 г.; в) 988 г.; г) 1380 г.
2. В скольких километрах от Москвы находится село Бородино? (125).
3. Продолжите поговорку: «Пришел Кутузов …..» (бить французов).
4. Полководец и дипломат, в Отечественную войну 1812 г. главнокомандующий русской армией (М. И. Голенищев-Кутузов).
5. Что такое редут? (редут — отдельно стоящее укрепление сомкнутого вида, как правило земляное, с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны).
6. Кто правил Российской империей во время Отечественной войны 1812 г.? (Император Александр I).
7. В каком из субъектов РФ есть город Бородино:
а) Смоленская область; б) Красноярский край;
в) Амурская область; г) Московская область?
8. М. И.Кутузов утверждал: «Перед сражением главное — …». Что? Вставьте пропущенное слово.
а) подкрепиться; б) выспаться;
в) помолиться; г) подумать.
9. Какому событию Отечественной войны 1812 г. посвящена картина А. Ю. Аверьянова:
а) Битва за Ватерлоо; б) Сражение за Смоленск;
в) Бой за Багратионовы флеши; г) Бой у Шевардино?
10. Кому в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» доверен рассказ о войне 1812 года:
а) старому солдату; б) полковнику;
в) партизану; г) известному историку?
Подведение итогов викторины.
Учитель:
-Ребята, а какие чувства, эмоции вызвал у вас просмотр презентации о Бородинском сражении? (учащиеся отвечают на вопрос учителя).
- Можно ли утверждать, что поэт М. Ю. Лермонтов создал произведение «Бородино» – поэтический памятник русским солдатам? Какие качества русского характера воплотились в литературном памятнике?
– Какими вы видите защитников Отечества? Могут ли солдаты войны 1812 г. служить примером патриотизма для будущих поколений?
4. Подведение итогов. Рефлексия.
Презентация на тему: День Бородинского сражения русской армии

Рекомендуем посмотреть:

Классный час на 12 декабря - день Конституции РФ, 7-9 класс Сценарий внеклассного мероприятия для 8 класса на тему: Доброта Разработка классного часа для 8-9 класса с презентацией. Красноярский край Классный час с презентацией на тему «4 ноября – День народного единства!», 7-8 класс

Похожие статьи:

Классный час на тему Вредные привычки для 8, 9 класса

Классный час в 8 классе по теме «День воинской славы России»

Конспект классного часа для 8 класса по теме Изобретения

Конспект классного часа в 8 классе по теме Животные

Классный час в 8 классе по теме: Семейные ценности

Участник №12 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 августа по 30 ноября 2015 года
Классный час по правилам дорожного движения для школьников 7-8 класса с презентацией | Методическая разработка урока географии с презентацией, 8 класс. Вода России
Опубликовано: 3366 дней назад (4 сентября 2015)
Просмотров: 13553
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!