Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Использование на уроке географии художественного творчества для формирования географических представлений учащихся

Из опыта работы учителя географии. Использование на уроке художественного творчества для формирования географических представлений учащихся
Практическая значимость данной статьи заключается в том, что она может быть рекомендована учителям географии при подготовке к урокам, внеклассным мероприятиям как источник дополнительной информации.
Цель и задачи: формирование географических представлений учащихся через использование на уроке художественного творчества, привитие уважения к русскому поэтическому слову; эстетическое , нравственное воспитание школьников.
- Географии основы
Заставляют стать поэтом!
Не опишешь тусклым словом
Нашу яркую планету…

(И. И. Ландо)
Для формирования географического образа в процессе изучения географии в школе наряду с различными видами дидактических средств обучения (таблицы, карты-схемы, географические карты, иллюстрации, путеводители) немалое значение имеют литературные средства обучения: стихотворения, географические загадки, шарады, проза, а также музыка и живопись. Их привлекательность, образность, неповторимость и уникальность оказывают сильное эмоциональное воздействие на школьников, что позволяет учителю сделать урок насыщеннее и ярче.
Литературно-художественные средства обучения с успехом можно применять при организации любой формы досуга школьников - детского праздника, в летнем лагере или во внеурочных занятиях и, безусловно, в урочной практике.

Литературно-художественные средства обучения на уроках географии
Важнейшим средством формирования географического образа на уроке являются поэзия и проза.
Литературные средства обучения, представленные классической поэзией, художественной прозой, используемые на уроках географии, дают школьникам возможность изучать географию глубоко и всесторонне. Они способствуют формированию у обучающихся целостных представлений о различных процессах и явлениях природы, произошедших когда-либо и происходящих сейчас, дают возможность учителю подробно раскрывать на уроке сущность изучаемых природных явлений.
Начальный курс географии. Урок «География – наука о природе Земли». Здесь уместно прочесть стихотворение Ефремова Ю. К. о географической науке и известных русских географах:
- Нам под ответственность дана
И вся Земля, и вся страна, -
Страна возможностей гигантских,
Страна просторов океанских,
Страна Семёновых - Тян-Шанских,
Вернадских, Борзовых, Баранских,
Страна Воейковых, Шокальских,
Козловых, Бергов, Пржевальских,
Страна, в которой жить, друзья,
Плохим географам - нельзя!

В 6 классе при изучении темы «Землетрясения, извержения вулканов» (раздел «Литосфера») для того, чтобы сделать урок интереснее и насыщеннее, важным представляется прочесть стихотворение о землетрясении азербайджанского поэта и мыслителя Низами (около 1141 — около 1209 гг.):
-Вся земля сотряслась, туч метнулась гряда.
Сотрясенье земли унесло города…
Все оковы небес разомкнуться смогли
Свел разгул сотрясенья суставы земли,
Сжал он бедную Землю в такие тиски,
Что огромные скалы разбил на куски…


На этом же уроке, когда пойдет речь о вулканизме, целесообразно обратиться к стихотворению русского поэта Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837 гг.):
-Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспалённым прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.


Организация урока географии с творческими «изюминками» способствует формированию географических представлений школьников.
Евгений Константинович Мархинин – вулканолог по профессии, а еще – поэт… Почти на 2 тысячи километров протянулась известная всем цепь вулканов Курил и Камчатки. Немало лет исследовал их деятельность Е. К. Мархинин - российский поэт и географ, путешественник и ученый. Экспедиции его часто были связаны с опасностью и риском для жизни. Об этом в яркой, популярной форме он пишет в своих стихотворениях о вулканах:
-Мы вулкана сыны,
Кратер гремит, маня.
Выведать мы должны
Тайны бога огня.
Шлак под ногами горяч,
Шлаковый конус крут,
Бомба летит, как мяч,
Бомбы дымят вокруг.
В гору шаги тяжелы,
По каскам лаппилей град,
Упрямы, упрямы и злы,
Лезем мы прямо в ад.
Пепел в глаза и в рот,
Взрывы, как свет зарниц,
Чёрный, как дёготь, пот
Капает с наших лиц.
Едок сернистый газ,
Стиснув зубы, держись!
Жизнь нам даётся раз,
Ставим на карту жизнь…


К творчеству Евгения Мархинина стоит обратиться, изучая в 6 классе движение океанических вод (Раздел «Гидросфера»):
-Веками длится этот бой:
Стоят упрямо берега,
Но разрушает их прибой –
Нептуна ветреный слуга.


Изучая с шестиклассниками питание и режим рек (раздел «Гидросфера»), уместно обратиться к классической поэзии, дать школьникам возможность прочитать самостоятельно и проанализировать отрывок из произведения Николая Алексеевича Некрасова (1821-1877 гг.) о половодье:
- Я раз за дровами
В лодке поехал – их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет –
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой –
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.

Данная работа на уроке вызывает у школьников неподдельный интерес к изучению географической науки, развивается творческая активность и самостоятельность, результативность урока возрастает.
В 7 классе школьники изучают физическую географию материков и океанов. Изучение географии материков начинается с африканского континента. Этот удивительный континент подарил вдохновение поэту серебряного века, одному из ведущих представителей акмеизма - Николаю Степановичу Гумилёву (1886-1921 гг.). И вдохновение это вылилось в замечательные стихи об Африке… Стихотворение «Сахара» - это своего рода гимн величайшей на Земле пустыне. Пустыня Сахара (тема урока «Природные зоны Африки») предстанет школьникам во всем ее таинстве и величии, окутанном необъятной «знойной негой»:
-Все пустыни друг другу от века родны,
Но Аравия, Сирия, Гоби –
Это лишь затиханье сахарской волны,
В сатанинской воспрянувшей злобе.

Все человеческие проблемы, загадки теряют свою трагичность в сравнении с уникальной песчаной красавицей - величественной Сахарой, ведь Сахара у Николая Степановича Гумилева – это удивительная королева пустынь, своего рода «сплошной золотой океан»:
-Потому что пустынные ветры горды
И не знают преград своеволью,
Рушат стены, сады засыпают, пруды
Отравляют белеющей солью.


Содержательным, деятельностным, значимым станет изучение внутренних вод африканского материка, если дать школьникам прочесть и проанализировать отрывок из гимна древнего Египта о величайшей реке мира - Ниле:
-О Нил! Твоя вода, текущая через поля, подобна амбре,
Она вкусна, как мед.
Два берега твоих – ворота в рай,
Твоя долина – лучшее место в мире.


Природные зоны Африки будут описаны живее, ярче, колоритнее, если вспомнить творчество поэта Александра Чурилова. Стихотворение «Африка»:
-Где-то в джунглях на лианах,
Где-то с южной стороны
Обитают обезьяны,
И жирафы, и слоны.
Где в речушке серебристой
Бегемоты сладко спят,
Разрисованные птицы
Цветом радуги летят.


Изучая природу австралийского континента в 7 классе (раздел «Австралия»), для создания географического образа южного материка можно обратиться к творчеству российской поэтессы Галины Степановны Усовой. Природа далекого материка, этого южного уникума, объятого зноем, пронизанного таинственностью, недосказанностью и загадочностью, сразу же предстает перед глазами читателя во всем его совершенстве и великолепии:
- Австралия — страна наоборот,
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год,
Там расцветают в октябре сады,
Там в октябре, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют,
Деревья сами лезут из коры.
Там кролики страшней, чем наводненье,
Спасает юг от северной жары,
Столица не имеет населенья.
Австралия — страна наоборот,
Ее исток на лондонском причале,
Для хищников дорогу расчищали
Изгнанники и каторжный народ.
Австралия — страна наоборот.

Продолжая изучение Австралии в 7 классе (тема «Население Австралии»), уместно прочесть отрывок из стихотворения поэта Лю Мяо:
-Прохожие на улочках нисколько не спешат,
Кладут конфеты в сумочки коала-медвежат,
Чернея, лебедь нежится – природы дивный дар,
А дети с динго тешатся под хохот кукабарр.

Так шаг за шагом, из урока в урок у учащихся пробуждается неподдельный интерес к поэзии. И поэтому искусство, с которым ребята начали знакомиться на школьной скамье, всегда будет для них источником радости и вдохновения.
…Проза. Нужно, по возможности, использовать в уроках отрывки из произведений российских и зарубежных классиков. В 7 классе при изучении австралийской природы (тема «Природные зоны», раздел «Австралия») уместно предложить школьникам самостоятельно найти и исправить в тексте географические ошибки (Жюль Верн, «Дети капитана Гранта»):
- Эму, или австралийский казуар, встречается на равнинах Австралии все реже и реже. Это крупная птица …Его перья похожие на шерсть более темного цвета на шее и на груди. Если казуар не летает, но зато бегает так быстро, что свободно обгонит самую быструю скаковую лошадь.
Использование фрагментов рассказов, повестей и романов в уроках географии способствует формированию информационной культуры школьников, дает возможность учителю прививать любовь к русскому художественному слову, развивать учебно-познавательные, аналитические и речевые компетенции учащихся.
В 8 классе на уроках физической географии школьники изучают особенности природы регионов России. И на одном из первых уроков, посвященных изучению природы России, можно прочесть замечательное стихотворение Н. Брауна:
-А у меня в моей России
Сплошной весенний ледоход.
А у меня в моей России
Цветы не меркнут круглый год.
В моей России столько сини -
И неба синь,
И синь озер,
И синь – рассвет в моей России,
И синь – туман,
И синь – простор.
В моей России столько шири –
И ширь лесов,
И ширь степей,
И ширь души, как ширь Сибири,
Её не выпить, как не пей!


Когда восьмиклассники изучают арктические пустыни (тема «Природные зоны России»), для формирования целостного географического образа на уроке уместно проанализировать стихотворение Валерия Брюсова о природе ледяной пустыни:
-Пышны северные зимы, шестимесячные ночи.
Льды застыли, недвижимы, в бахроме из снежных клочий.
Волны дерзкие не встанут, гребни их в снегу затихли.
Ураган морской обманут, обо льды стучится в вихре;
Чаще царствует молчанье, сон в торжественной пустыне;
Мир без грез, без содроганья в полутьме немеет, стынет.

Мир тундры станет для школьников более значимым и ярким, открытым и понятным, если обратиться к поэзии Н. И. Тряпкина:
-Летела гагара, летела гагара, на вешней заре.
Летела гагара с морского утеса над почвой сырой.
А там на болотах, а там на болотах брусника цвела.
А там на болотах дымились туманы. Олени паслись.

Замечательные стихотворения о красоте русской и зарубежной природы позволят учителю на уроках географии развивать художественно-творческие способности, абстрактное мышление учащихся, эмоционально-эстетическое восприятие действительности.
В уроках географии целесообразно использовать веселые стихотворения поэтессы И. Агеевой, в которых специально допущены географические ошибки и неточности. Такие стихотворения развивают не только логическое мышление, но и внимание, эрудицию, логику школьников:
-Солнце за день устаёт,
На ночь спать оно идёт
На полянку, за лесок,
Ровно-ровно на восток.
(Не на восток, а на запад.)


-Каждый с детства твёрдо знает:
Ангара в Байкал впадает.
(Не впадает, а вытекает.)

-Край снегов, морозов, вьюг
Называем словом юг.
(Не юг, а север.)

-Слышу подсказку Вити-дружка,
Что Эверест - большая река.
(Не река, а гора.)


«Литературная география». Любой урок станет насыщеннее, ярче, если в нем используются, при необходимости, занимательные вопросы, связанные и с литературой, и с географией, например:
-Кто, по мнению матушки недоросля Митрофанушки, призван компенсировать дворянам незнание географии? (Извозчики. "География? Не дворянская наука. Случись ехать куда-то, так извозчики-то на что ж? Не учись ей, Митрофанушка". Сынок, конечно, её послушался.)
-Назовите реки, протекающие в России, от названия которых происходят фамилии трёх героев известных произведений русской литературы.(Онега - Онегин, Лена - Ленский, Печора - Печорин).
-Именем какого былинного богатыря назван самый высокий водопад в России? (Илья Муромец, на Курильских островах).
- Вспомните творчество А.С. Пушкина и укажите: как назывался в старину на Руси морской залив или бухта? (Лукоморье).
-Именем какого русского поэта называется сейчас Царское Село в Ленинградской области? (именем А. С. Пушкина - город Пушкин).
-Какая река "при тихой погоде" чудилась Н. В. Гоголю "вылитой из стекла"? (Днепр).
- Глушь для Фамусова - это... Какой город? (Саратов).

Загадки
Загадка - это особый жанр народнопоэтического творчества, иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего человека.
Большое внимание на уроках географии при использовании различных загадок уделяется межпредметным связям. Это, в свою очередь, позволяет проводить интересные интегрированные уроки, внеклассные мероприятия, повышать интерес к географической науке у тех ребят, которые решили специализироваться в других предметах школьной программы. Может на первый взгляд показаться, что разгадывание загадок – это лишь интересное времяпрепровождение, но на самом деле это не так, ведь любая загадка – это всегда настоящее произведение искусства. Она поэтична и символична, обязательно несёт в себе какую-либо закодированную информацию, воспитывающую идею. Жанр загадки отличается от других жанров тем, что он обязательно требует отгадать описываемый предмет. Поэтому загадки имеют большое значение в формировании интеллекта обучающихся. Важнейшее назначение загадки еще и в том, что она развивает в ребенке как абстрактное, так и логическое мышление, способствует развитию смекалки, логики, сообразительности и интуиции ученика.
Отгадывание загадок предполагает наличие знаний учащихся, уже имеющихся представлений о целом ряде предметов, явлений окружающего нас мира, расширяет кругозор, приучает школьников к наблюдению.
6 класс. Раздел «Литосфера», загадки о полезных ископаемых:
-Он очень прочен и упруг,
Строителям – надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны
(гранит).


-Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу -
Она понадобится сразу
(глина).

-Он очень нужен детворе,
Он на дорожках, во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже
(песок).

-Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А ещё он есть в цементе.
Сам он удобрение
(известняк).

-Этот мастер белый – белый.
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.
Потолок наш тоже белый,
Ведь и он побелен…
(мелом).

7 класс. Физическая география материков и океанов. При изучении природы континентов представляется возможным ученикам предложить на этапе закрепления изученного материала загадки о материка. Например, («Антарктида):
-Этот южный материк
И не мал, и не велик
Нунатаки, снег и льдины,
И веселые пингвины
Здесь давно нашли приют.
Материк тот как зовут?
(Антарктида)

-Выступает надо льдом
Горный гребень или холм,
Или горная вершина
В антарктической пустыне.
Пик скалистый просто так
Именуют…
(нунатак)

-Самый южный великан -
Антарктический вулкан
Джеймсом Россом был открыт.
Лава в кратере кипит.
А вокруг и снег, и иней,
Серебристо-бело-синий
(Эребус)
А на этапе закрепления изученного материала (тема «Природные зоны Австралии») уместно загадать школьникам загадки о животных южного континента, например:
-Он в Австралии живёт –
Этот сумчатый зверек,
На земле он гнёзда строит.
Он всеяден. Землю роет…
Сад и луг – он там и тут
Длинноносый…
(бандикут).

В 8 классе при изучении темы «Реки России» можно предложить учащимся разгадать загадки о российских реках:
-К морю Каспию она
Течет довольно долго.
Источником была река,
Ну, а зовется…
(Волга).

-Я – река-граница, не пролетит и птица.
Я – бунтарь и балагур, страстный, яростный…
(Амур).

Разгадывание загадок - это увлекательный поиск замаскированного таинственного (скрытого) смысла, это своего рода такое средство развития детей, которое интересно, которое они всегда очень любят. Радость от найденного правильного ответа развивает аналитические компетенции школьника, способствует повышению его самооценки, повышает уверенность в собственных силах и веру в себя.

Географические шарады

Шарада - это такой тип загадки, где слово или целое выражение угадывается при помощи разгадывания и последующего объединения его отдельных слогов, каждый из которых задающий шараду человек описывает независимо. При проведении нестандартных и обобщающих уроков, учебно-познавательных игр, предметных недель, географических КВНов, конкурсов и викторин вполне уместно использование географических шарад, которые значительно оживляют процесс изучения географии, учат ребят пользоваться уже полученными знаниями, развивают их географическую память:

-Слева направо слово прочтёшь,
То от дождя ты защиту найдёшь.
Если с конца же его ты прочтёшь,
Горное озеро тут же найдёшь.

(Навес - Севан.)

-Вот вам лёгкая шарада:
К ноте "Н" прибавить надо.
Нота больше не поёт,
А рекой она течёт.

(До + Н = Дон.)

Произведения живописи
Важнейшей составляющей художественно-эстетического воспитания школьников, формирования географического образа у учащихся являются произведения живописи. Особенно интересно и уместно использование в урочной практике репродукций картин великих художников. Их применение позволяет направить усилия учителя на развитие личности школьника, его творческого потенциала, а также развивать эстетический вкус обучающихся, умение воспринимать, понимать и ценить красоту окружающего нас мира.
Русский художник Карл Павлович Брюллов (1799-1852) родился в городе Санкт-Петербурге. Закончил Санкт-Петербургскую академию художеств. В 30-х годах XIX века в Европе было много разговоров об археологических раскопках в Италии на склонах итальянского вулкана Везувия. Художник Карл Брюллов побывал на археологических раскопках города Помпеи. В результате - появился шедевр живописи - «Последний день Помпеи». Знаменитый русский критик Стасов писал: «И стал последний день Помпеи первым днем русской живописи». Репродукцию картины «Последний день Помпеи» возможно использовать на уроке географии в 6 кл при изучении вулканизма.
Более значимым также станет урок, если использовать в нем репродукцию Юхана Кристиана Даля «Извержение Везувия» (1826 г.).
Поль Гоген (1848-1903 гг.) - французский живописец, один из представителей постимпрессионизма. Поль Гоген в своих полотнах использовал синтетические обобщения, а также упрощение цвета и линий. В эмоционально насыщенных по цвету работах, главным образом на темы быта и легенд народов Океании, автор создал поэтический мир гармонии человека и тропической природы («Таитянка с манго», «Две таитянки на берегу моря»). Демонстрация репродукций картин Поля Гогена уместна при изучении в 7 кл. темы «Океания» (раздел «Австралия»).
Никогда не иссякнет интерес к творчеству художников Архипа Ивановича Куинджи («Березовая роща», «Осенняя распутица»), Ивана Константиновича Айвазовского («Радуга», «Девятый вал», «Море»), Василия Ивановича Сурикова («Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы»). Образность, красочность и необъятная привлекательность репродукций картин этих художников помогут учителю эмоционально наполнить содержание урока географии, дадут возможность школьникам представить на уроке такие природные явления, как, например, волнение моря, шторм, радуга, зрительно ими непосредственно не воспринимаемых.

Музыка в урочной практике
Важным средством художественно-эстетического воспитания учащихся на уроках географии является музыка.
- Послушай, музыка вокруг,
Она во всём – в самой природе,
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.

(М. Ивенсен)
Эмоциональнее, ярче станет любой урок географии, если в нем будут звучать фрагменты музыкальных произведений российских и зарубежных композиторов.
или невольно живописуют географический пейзаж».
Музыка и начальный курс географии. Тема «Климат». Уместно прослушать отрывок из произведения «Времена года» итальянского композитора Антонио Вивальди, его концерты посвящены временам года.
Кроме того ученикам можно предложить прослушать фрагмент из «Весенней кантаты» (1972 г.) советского и российского композитора и пианиста Георгия Васильевича Свиридова. А затем предложить школьникам ответить на вопрос: с каким временем года вы отождествляете данную музыку? Почему?
Тема морской стихии в творчестве русских и зарубежных композиторов… Русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. Живописный характер музыкальных произведений великого композитора связан с миром русской сказки, с величием уникальной природы, картинами народного быта.
«Садко» - известная опера композитора Н. А. Римского-Корсакова в 7 картинах. В музыкальном произведении автор активно использует русские народные темы, безусловно, здесь присутствуют «морские» мотивы, которые создают атмосферу непринужденности и в то же время некой загадочности морской стихии.
При изучении темы «Мировой океан – основная часть гидросферы» (6 класс), целесообразно школьникам предложить прослушать отрывок музыкального произведения «Садко», а затем найти ответ на вопрос: какие эмоции, чувства вызвало у вас прослушивание фрагмента данного произведения? Это задание может оказать влияние на побуждение эстетических, нравственных чувств учащихся. Оно развивает интерес к окружающему нас миру, к реальности, желание школьников узнать на уроке географии и почувствовать как можно больше интересного и неизученного, неизвестного и скрытого.
Использование в уроках географии художественного творчества поэтов, писателей, композиторов развивает у школьников эстетическое отношение к окружающей нас действительности, ведь на уроках географии ребятами познается внутренняя красота окружающего мира, учителю географии нужно только дать возможность школьникам её увидеть и прочувствовать.

Рекомендуем посмотреть:

Семейно - творческий проект для детского сада Конспект НООД. Образовательная область «Художественное творчество» Аппликация в средней группе Из опыта работы учителя гегорафии Использование технологии кейс-стади на уроке географии
Участник №20 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 декабря 2015 года по 30 марта 2016 года
Использование технологии кейс-стади на уроке географии | Технологическая карта урока обществознания, 5 класс. Тема: Введение
Опубликовано: 3218 дней назад (30 января 2016)
Просмотров: 7476
Рубрика: Статья
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!