Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Использование технологии кейс-стади на уроке географии

Использование технологии кейс-стади на уроке географии
Практическая значимость статьи «Использование технологии кейс-стади на уроке географии» заключается в том, что она может быть рекомендована учителям географии как источник информации при подготовке к урокам как дополнительный источник информации.
Цель и задачи: через использование технологии кейс-стади на уроках помочь каждому учащемуся определить собственный путь освоения нового знания; развитие логического мышления, аналитических, речевых компетенций школьников.
Кейс-стади — это техника обучения, которая использует описание реальных экономических, социальных ситуаций; это деловая игра в миниатюре, которая органически сочетает в себе учебную деятельность с деятельностью игровой.
Метод кейсов — это техника обучения, которая использует описание реальных экономических, социальных и др. ситуаций. Кейсы основываются на фактическом материале или же максимально приближены к реальной ситуации. Метод кейсов направлен на развитие интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся. Он разработан в 1920-х гг. в бизнес-школе Гарварде (США). В России метод case-study начал внедряться в 70-е годы ХХ в.
Сущность кейса: кейс представляет собой реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает какую-нибудь практическую проблему.
Кейс может содержать как текстовый, так и иллюстративный материал.
В начале урока проверяется знание учащимися материала КС. Выделяется основная проблема, которая соотносится с соответствующим разделом курса.
Учащиеся разделены на группы (4-6 человек в каждой) для коллективного решения проблемы, подготовки ответов на вопросы в течение заданного времени.
Работая в группах, школьники сопоставляют индивидуальные ответы для выработки единой позиции, которая по ходу работы оформляется для презентации ответа (может быть в виде схемы, таблицы, опорного конспекта и др.).
В процессе обсуждения кейса учитель обычно старается воздержаться от ответов на вопросы.
Представляет общее решение группы «спикер».
Основными понятиями, используемыми в кейс-методе, являются понятия «ситуация» и «анализ». Ключевые вопросы учителя при анализе ситуации: «Какие решения (действия) вы считаете наиболее правильными?», «Как, по-вашему мнению, можно решить эту проблему?» и др.
Урок географии, 10 кл.
Тема: «Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды».
Учебная задача: выявить, какова связь изменения климата с особенностями жизнедеятельности и здоровья человека на планете.
Формируемые ключевые компетентности:
* информационная (формирование/развитие умений учащихся анализировать текстовую информацию, выявлять и выделять проблему, устанавливать причинно-следственные связи, предлагать пути решения проблемы, задачи, а также составлять тезисы);
* коммуникативная (формирование/развитие умений работать в команде, группе, вести диалог, дискуссию, отстаивать собственную точку зрения);
* рефлексивная (формирование/развитие умений учащихся анализировать собственную деятельность на уроке, выявлять + и - работы)
№ п/п Этапы работы с кейсом:
1. Чтение отрывка статьи Александра Чужого «Однажды Земля замерзнет» (журнал «Удивительное рядом», № 23, 2015 г.). Читать 1-2 раза (про себя и вслух по цепочке - при необходимости).
2. Пересказ (если нужно) текстовой информации. Пересказ информации можно осуществлять по цепочке, уточняя материал по ходу работы.
3. Выделение проблемы (о какой проблеме идет речь в статье?) Проблема может быть одна или несколько. Если несколько, то необходимо установить взаимосвязь между ними, их соподчинение.
4. Обсуждение проблемы. Составление опорного конспекта, схемы («смысловой грозди»). Составление схемы, таблицы, кластера помогает в дальнейшем найти пути решения проблемы.
5. Выделение критериев, признаков идеального состояния системы – такой, при которой проблемы нет). Выделение критериев нужно для того, чтобы определить, к чему должны привести пути решения.
6. Определение путей решения проблемы («мозговой штурм»). Запись информации желательна, для того, чтобы не упустить главное, важное.
7. Оформление презентации ответа: мини-сочинение, опорный конспект, схема, таблица, мультимедийная презентация и др. Оформление презентации материала позволяет развивать творческий потенциала уч-ся.
8. Представление итогов работы.

Текст кейса «Однажды Земля замерзнет»
Ученые считают, если Солнце погаснет, то Земля замерзнет ровно через 45 дней. Суша покроется коркой льда быстрее, чем море. Это связано с тем, что земная кора очень слабо удерживает тепло…
Кто из нас не слышал о теплом океаническом течении под названием Гольфстрим? …это течение повышает температуру воздуха на целые 10 градусов по Цельсию.
…в последние годы Гольфстрим ослабевает. Зато набирает силу и мощь его «соперник» – холодное Лабрадорское течение, которое перекрывает путь горячим водам из «карибской печки». И это, по мнению некоторых ученых, один из верных признаков того, что грядет четвертая эпоха оледенения…
…ледники – обязательно движущиеся объекты. Из-за их огромной массы в местах, где лед соприкасается с почвой, происходит его плавление. Ледник начинает растекаться под собственной тяжестью в разные стороны, а водная подушка между ним и землей только способствует его медленному, но неотвратимому движению. И это вторая причина, почему в будущем наша планета замерзнет...
И похоже, что эпоха оледенения в миниатюрных размерах уже близка. В Африке, особенно, в Северной, вот уже какой год выпадает снег.
Великий холод может вызвать великая жара. Когда в недрах вулкана температура достигает критической точки, обычно происходит извержение, иногда массовое, и тогда случается то, что древние сказания описывают следующими поэтическими строками: «На Землю опустилась вечная ночь». Проще говоря, тучи вулканического пепла и серы поднимаются в небо и надежно огораживают нашу планету от живительного и согревающего солнечного света.
Последний раз такая вулканическая зима случилась сравнительно недавно. В 1815 году начал извергаться вулкан Тамбора, расположенный на индонезийском острове Сумбава. После этого на планете немного потеплело, но потом началось резкое похолодание во многих регионах. Следующий после извержения год вошел в историю Европы под печальным названием как «год без лета»…. А потом в США «почему-то» не пришла весна 1816 года. Летом в Нью-Йорке несколько раз выпадал снег. За все лето немцы могли по пальцам пересчитать дни без дождей, а в соседней и горной Швейцарии каждый месяц год подряд выпадал снег. Земля в том году практически не уродила, начался массовый голод и повальное бегство европейцев в места, где было потеплее.


Опорный конспект
Проблема № 1: Возможное глобальное похолодание.
Проблема № 2: Нехватка продовольствия. Рост заболеваемости людей из-за резкого изменения климатических условий (проблема № 2 формируется проблемой № 1)
Проявление проблемы: «дестабилизация» окружающей среды - остывание Гольфстрима, активизация вулканической деятельности, охлаждение климата, как следствие, продовольственная проблема, проблема здоровья и др.

Идеальное состояние: Равномерно «работающий» Гольфстрим, «спокойные» вулканы, умеренный и теплый климат.
Пути решения проблемы:
1. Не дать Гольфстриму «остыть» (каким образом?);
2. Меры по снижению «быстрого» движения ледников, уменьшению вулканического эффекта в атмосфере (какие?).
Рефлексия.
Информационные ресурсы:
* Макарова Е. Н. Кейс-стади как современная технология обучения географии в школе/ География в школе. – 2012. - № 4.
Презентация на тему: Использование технологии кейс-стади на уроке географии

Рекомендуем посмотреть:

Из опыта работы учителя гегорафии Использование на уроке географии художественного творчества для формирования географических представ
Участник №19 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 декабря 2015 года по 30 марта 2016 года
Конспект уставного урока с презентацией «Выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации», 10-11 класс | Использование на уроке географии художественного творчества для формирования географических представлений учащихся
Опубликовано: 3007 дней назад (30 января 2016)
Просмотров: 7105
Рубрика: Статья
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!