Конспект уставного урока с презентацией «Выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации», 10-11 класс
Методическая разработка уставного урока «Выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации как институт демократии» (10-11 кл.)
Автор: Вешникова Елена Валерьевна, учитель обществознания, МБОУ «Южно-Александровская СОШ № 5» Иланского района Красноярского краяВремя: 1 учебный час
Тема: Выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации как институт демократии.
Цель: Формирование представлений учащихся о принципах и процедуре выборов высшего должностного лица субъектов РФ, важности и ответственности шага, связанного с участием граждан РФ в политических выборах, формирование навыков ответственного гражданского поведения.
Задачи:
• сформировать целостное представление старшеклассников о процессе выборов высшего должностного лица Красноярского края со всеми контрастами, событиями, включающими в себя характеристику института Губернатора, становление органов власти и самоуправления, историю становления принципа выборности, формирование институтов гражданского общества;
• развивать самостоятельность мышления, инициативу, социальную активность старшеклассников; выработка коммуникативных, речевых компетенций школьников;
• воспитывать гражданско-правовую ответственность, способствовать воспитанию политической культуры старшеклассников – будущих избирателей.
Учебно-наглядный комплекс: ПК, мультимедиа проектор, экран, дидактические карточки.
Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация
Опережающее задание: 1-2 учащимся приготовить сообщение об истории выборов.
Этапы урока:
1.Оргмомент.
2. Актуализация знаний.
3. Изучение и освоение нового материала.
4. Закрепление изученного материала.
5. Подведение итогов. Рефлексия.
Ход урока:
1. Оргмомент: школьникам предлагается выбрать одну из геометрических фигурок, учащиеся, выбравшие одинаковые фигурки – члены одной группы.
! - группа «Выбор»
+ - группа «Электорат»
Эпиграф:
- Тот, кто будет управлять всеми,
должен быть избран среди всех.
(Плиний Младший, римский писатель)
2. Актуализация знаний.
Показ слайдов: на слайдах – иллюстрации, фото выборов.
Учитель:
-Ребята, вы, вероятно, обратили внимание на тот факт, что на доске не записана тема урока, но есть эпиграф (зачитывает эпиграф). Посмотрите, пожалуйста, на слайды (слайд 1-3) и ответьте на вопрос: о чем сегодня, по-вашему, мы с вами будем вести речь на Уставном уроке?
Учащиеся высказывают свои точки зрения и приходят к общему мнению, что тема урока - «Выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации как институт демократии» (слайд 4).
Учитель:
-А какова, на ваш взгляд, цель урока?
Учащиеся формулируют цель урока.
Учитель:
-А что такое, по-вашему, выборы?
Школьники предлагают варианты ответов и затем приходят к единому мнению (слайд 5).
-Какие понятия у вас ассоциируются со словом «выборы»?
Учащиеся предлагают варианты ответов, и вырисовывается картина того, о чем именно пойдет речь на уроке.
Учитель:
-Сегодня на уроке мы будем вести речь о выборах высшего должностного лица субъекта РФ и посмотрим, будут ли в уроке использоваться те понятия, которые вы сейчас назвали.
3. Изучение и освоение нового материала.
Учитель:
-Людям свойственно выбирать. Выборы в демократическом государстве - это неотъемлемое свойство власти, способ найти доверие и поддержку у народа. С 1993 г. Российская Федерация вступила на путь демократического развития. Согласно 3 статьи Конституции РФ многонациональный российский народ является носителем суверенитета и единственным источником власти. Выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. А какими были выборы в далеком прошлом?
Учащийся (сообщение):
-С давних пор люди использовали выборы для устройства своих важных дел. Уже на первобытнообщинной стадии исторического развития человечества выборы играли не только бытовую, но и общественную роль. На общих сходках выбирались предводительницы, позже – предводители.
В Др. Греции применялось открытое голосование и тайное баллотировка с помощью жребия. « Избирательным бюллетенем» был боб, «За» – означал белый боб, "Против" – черный.
В Др. Риме С V в. до н.э. верховной властью стали обладать 2 избираемых на один год из числа патрициев претора («идти вперед», «предводительствовать»); они избирались народным собранием путем голосования (слайд 6).
В Царской России функции глав губерний исполняли царские наместники и губернаторы, в советское время — первые секретари партийных комитетов.
1990-91 г. - введены должности глав администраций краев, областей, автономных округов.
1995 г. - принят закон, согласно которому все главы субъектов РФ должны были избираться населением, а в 1996 г. Конституционный суд указал, что глава субъекта РФ не может назначаться законодательным органом.
1999 г. - введено требование, согласно которому одно и то же лицо не может избираться более 2-х раз подряд (слайд 7).
Сегодня выборы – особая процедура. Высшее должностное лицо субъекта РФ избирается гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо депутатами законодательного органа субъекта РФ по предложению Президента РФ.
На должность могут баллотироваться граждане России старше 30 лет, обладающие в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законом пассивным избирательным правом, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.
В случае прямых выборов кандидата должны поддержать от 5 до 10 % депутатов муниципальных образований (точная цифра варьируется в зависимости от закона субъекта Федерации), поставив нотариально заверенную подпись. Каждый парламентарий может поддержать только одного кандидата (слайд 8).
Выборы Губернатора Красноярского края – это выдача своего рода доверенности населением края, победившему кандидату на совершение от имени этого населения полномочий по управлению территорией региона. С 16 сентября 2014 г. глава Красноярского края - российский политик Виктор Александрович Толоконский (слайд 9).
4. Закрепление изученного материала.
Учитель:
- Итак, вы узнали, каковы особенности выборов высшего должностного лица субъекта РФ, и сейчас я хочу предложить вам поработать в группах и выполнить задание.
Инструктивная карточка. Группа «Выбор»
Задание 1
Спорят 2 молодых человека. Один говорит: «Зачем мне идти на выборы главы края? Мой голос все равно ничего не сможет решить!», другой возражает: «Участвовать в выборах необходимо! В конечном итоге от каждого из нас зависят их результаты». Кого вы поддерживаете в споре и почему? Какими качествами личности должен обладать, по-вашему, глава субъекта Федерации?
Задание 2
Какие из перечисленных должностей являются выборными: Президент РФ, Губернатор края, судьи высших федеральных судов, мэр Москвы?
Инструктивная карточка. Группа «Электорат»
Задание 1
У американского писателя О. Генри есть юмористический рассказ о выборах в небольшом городке. Кандидаты в ходе предвыборной кампании так ругали друг друга и обличали во всех грехах, что жители города решили, что ими хотят управлять сплошь преступники. Какие моменты не допустимы, на ваш взгляд, в предвыборной кампании?
Задание 2
Предстоят выборы высшего должностного лица субъекта РФ . Чем, с вашей точки зрения, является предвыборная агитация? - давлением на сознание политически незрелых людей; - помощью избирателям в определении их позиции; - способом повысить уровень политической и правовой культуры граждан.
Учитель:
- Итак, мы вспомнили, выявили особенности выборов высшего должностного лица субъекта РФ, сейчас я хочу предложить вам небольшой блиц-опрос по данной тематике (дидактические карточки).
А) Блиц-опрос:
Группе «Выбор»
1. Назовите имя ныне действующего губернатора Красноярского края (Толоконский Виктор Александрович).
2. С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? (с 18 лет).
3. Какой документ в Российской Федерации имеет высшую юридическую силу? (Конституция РФ).
4. Назовите имя предшественника нынешнего Губернатора Красноярского края (Лев Владимирович Кузнецов).
Группе «Электорат»
1. По каким документам избирателю выдаётся избирательный бюллетень? (по паспорту, документу, удостоверяющему личность).
2. С какого возраста граждане РФ могут баллотироваться на должность главы субъекта РФ? (возраст: старше 30 лет).
3. Укажите срок - на сколько лет избирается высшее должностное лицо субъекта РФ? (не более 5 лет).
4. Как называют людей, поддерживающих на выборах какую-либо программу, партию или кандидатуру? (электорат).
Учитель:
-Молодцы, хорошо справились с заданиями. А теперь вспомним ваше домашнее задание. Каждой группе было предложено приготовить по одной ситуации на тему «Выборы» группам-оппонентам.
Б) Домашнее задание.
Группы предлагают задания ситуативного характера оппонентам. Членам отвечающей группы предлагается посовещаться в течение 30 секунд.
Группа «Выбор» (группе «Электорат!»)
К молодому человеку на избирательном участке подходит бабушка и просит: «Поставь где-нибудь за меня, милый, крестик в этой бумажке, пожалуйста». Почему юноша не имеет права этого сделать?
Группа «Электорат» (группе «Выбор»)
Гражданин В. не пошел голосовать в день выборов. Ближе к вечеру один из членов участковой избирательной комиссии пришел к нему домой с ящиком для голосования и, постыдив за гражданскую пассивность, попросил проголосовать. Укажите нарушения избирательного права.
В) Индивидуальные вопросы гостям-депутатам (задают старшеклассники).
5. Подведение итогов урока.
Учитель: Кто-то из талантливых людей однажды сказал:
-Какие ждут вас в будущем дела?
Об этом думать вы должны всё чаще.
И если гражданин вы настоящий,
Большой отдачи ждёт от вас страна.
И подымай, бездумью вопреки,
Свою решимость до конца бороться.
И может, от одной твоей руки
Зависит всё, что будущим зовётся.
И, наверное, прав поэт, говоривший, что от одной вашей руки, «зависит то, что будущим зовется»!
Презентация на тему: Выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации как институт демократии
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока обществознания для 5 класса. Загадка человека Конспект урока обществознания, 5 класс. Человек – биологическое существо Методическая разработка уставного урока, 8-9 класс с презентацией Внеклассное мероприятие по обществознанию, 8 класс: «Турнир знатоков права»Участник №12 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 января по 15 апреля 2016 года
← Методическая разработка уставного урока, 8-9 класс с презентацией | Использование технологии кейс-стади на уроке географии →
Автор: Елена Валерьевна Вешникова
Опубликовано: 3236 дней назад (12 января 2016)
Просмотров: 4543
Рубрика: Сценарии мероприятий
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!