Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока обществознания для 5 класса. Загадка человека

Методическая разработка урока обществознания, 5 класс
Автор: Вешникова Е. В., учитель обществознания, МБОУ «Южно-Александровская СОШ № 5» Иланского района Красноярского края.
Тема: Загадка человека (глава «Человек»).
Цель: Формирование целостных представлений учащихся о том, зачем человек рождается, для чего живет, в чем отличие человека от животных, каковы ценности человеческой жизни.
Задачи:
1. Образовательная: сформировать целостные представления учащихся о том, зачем человек рождается, для чего живет, в чем отличие человека от животных, каковы ценности человеческой жизни.
2. Развивающая: развивать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, сознательно строить речевое высказывание в устной форме.
3. Воспитательная: воспитывать уважение личности, культуру общения учащихся.
УУД:
o Личностные: обучающиеся должны осознавать, каково предназначение человека на Земле, осознавать, что человеческая жизнь - высшая на Земле ценность.
o Познавательные: обучающиеся должны научиться раскрывать на конкретных примерах цели и ценности человеческой жизни, преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы.
o Коммуникативные: обучающиеся должны уметь слушать, задавать вопросы и давать ответы на вопросы, уметь сотрудничать с педагогом и одноклассниками.
o Регулятивные: обучающиеся должны формулировать цель урока, планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Планируемые результаты:
o Предметные: учащиеся могут объяснить и конкретизировать примерами смысл понятий «человек», «ценности человеческой жизни», уметь применять знания в своей деятельности.
o Метапредметные:
личностные: обучающиеся могут проводить самооценку и анализ собственной деятельности на уроке.
познавательные: обучающиеся умеют ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы.
регулятивные: обучающиеся могут определять и формулировать цель урока с помощью учителя, инсценировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать результаты своей деятельности на этапах выполнения заданий.
коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других; вступать в коммуникацию с целью быть понятым, следовать этическим нормам и правилам ведения диалога.
Учебник: Обществознание. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. На электрон. носителе / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. ; под. Ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – 5-е изд., испр. – М. : Просвещение, 2015
Основные понятия: человек, ценности человеской жизни.
Тип урока: открытия нового знания.
На доске цитаты:
* При мысли великой, что я человек,
Всегда возвышаюсь душою (В. А. Жуковский).
* Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше (Л. Н. Толстой).

Организация пространства: фронтальная, групповая, индивидуальная работа.
Ресурсы: основные - ПК, мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация в программе Microsoft PowerPoint; дополнительные - дидактические карточки.
Литература: Е. В. Домашек, О. В. Вильчинская, А.В. Чигина. Обществознание в таблицах и схемах. / Ростов-на-Дону: «Феникс», 2013.
Эпиграф:
Только тогда станешь человеком,
Когда научишься видеть человека в другом.
(А. Н. Радищев)
Структура урока
1. Приветствие учащихся. Мотивация к учебной деятельности.
2. Формулировка темы урока и постановка учебной цели.
3. Открытие нового знания.
4. Первичная проверка понимания учебного материала.
5. Обобщение и систематизация знаний.
6. Рефлексия. Подведение итогов.
7. Д/з.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель:
- Чтоб пятерки получать, надо очень много знать.
Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок!
2. Формулировка темы и урока и постановка учебной цели.
Учитель:
-Ребята, вы, вероятно, обратили внимание на тот факт, что на доске не записана тема урока, но имеется эпиграф (читает эпиграф). Чтобы определить тему урока, я предлагаю вам разгадать ребусы, эпиграф – это тоже своего рода подсказка.
1 группа разгадывает ребусы, слова - «шарада», «ребус».
Учитель:
-С каким понятием, ребята, ассоциируются у вас эти слова? Учащиеся приходят к выводу, что ключевое слово здесь – «загадка». Записывают слово на доске.
2 группа разгадывает ребусы, слова – «ребенок», «взрослый».
Учитель:
- А каким общим словом можно назвать и взрослого, и ребенка?
Учащиеся приходят к выводу, что и взрослый, и ребенок - это ЧЕЛОВЕК. Записывают слово на доске. Затем определяют тему урока - «Загадка человека».
Учитель:
- Ребята, а чего о человеке вы еще не знаете, но хотели бы узнать?
Учащиеся отвечают, ставят учебную цель. Учитель записывает на доске о том, что учащимся необходимо узнать:
* в чем отличие человека от животного;
* зачем человек рождается;
* каковы ценности человеческой жизни.
3. Открытие нового знания.
Учитель:
- Ребята, а как бы вы сами ответили, что такое человек? (вопрос для 1 группы), а что такое ценность? (вопрос для 2 группы).
Группам предлагается обсудить и самостоятельно дать определения данных понятий, при этом 2 учащимся предлагается поработать со словарями и найти в них данные определения. Затем группы формулируют определения, 2 учащихся читают определения из словарей. Далее формулируются более точные определения (слайд 2) и записываются в тетрадь.
Учитель:
-Ребята, у вас на столах лежат карточки, на которых указаны схемы, стрелками соедините их в логические группы.
Животные членораздельная речь
целеполагание
Человек звуки
воля
мышление
сознательная творческая деятельность
повадки
линька
прямохождение
Учащиеся, работая в группах, чертят схемы, и далее выявляется, что в человек от животного отличается более сложными моделями поведения (членораздельная речь, воля, сознательная творческая деятельность и др.)
ФИЗМИНУТКА (1 мин).
Учитель:
-Человек рождается, и чтобы развиваться, ему необходимо слушать и понимать речь других, заниматься какой-либо деятельностью, которая, возможно, пригодится ему в будущем. У вас на столах есть инструктивные карточки, схемы (задание 1), заполняя которые, вы сумеете ответить на вопрос: для чего человек родился.
Инструктивная карточка. Группа № 1
Задание 1
Закончите выражения:
* Ребенок родился. Чтобы ему расти
и развиваться нужно
воспитываться в обществе, чтобы _______________
* Ребенок родился. Чтобы ему расти
и развиваться нужно
общаться с ровесниками для того, чтобы ___________
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание 2
Прочтите стихотворение В. Д. Берестова «Кому двенадцать лет…»»
Кому двенадцать лет, тот в детский сад
Ходил тысячелетия назад.
Об этом самом детстве золотом
Он вспоминает чуть не со стыдом.
Забыть его скорее! Ведь оно В геройской биографии пятно.
Часто школьники торопятся поскорее стать взрослыми также, как и герой стихотворения В. Д. Берестова. Обсудите стихотворение и опровергните (или согласитесь) мнение о том, что детство – это «в геройской биографии пятно». Можно ли утверждать, что мир детства – это волшебный мир, а детские годы - это одна из ценностей человеческой жизни»? Почему?
В ответе можно использовать цитаты и эпиграф, написанные на доске.

Инструктивная карточка. Группа № 2
Задание 1
Закончите выражения:
* Ребенок родился. Чтобы ему расти
и развиваться, нужно
общаться со взрослыми для того, чтобы _________________________
Ребенок родился. Чтобы ему расти
и развиваться, нужно
ставить цель и заниматься разнообразной деятельностью, чтобы _______
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Задание 2
Прочтите абзац в учебнике «Ты, наверное, уже читал произведение «Маленький принц», §1(стр. 11). Как вы понимаете слова автора произведения? Можно ли утверждать, что осознавать свою ответственность за что-либо, гордиться победами товарищей – это немалая ценность в жизни человека? Почему?
В ответе можно использовать цитаты и эпиграф, написанные на доске.
Группы выполняют задание 1 и затем высказывают свои точки зрения и приходят к единому мнению – зачем человек рождается.
Учитель:
-Молодцы. Вот вы и ответили на вопрос: зачем человек рождается. А для чего он живет? Всегда ли в жизни человека есть место подвигу, как писал когда-то М. Горький? (задание 2).
Группа 1, обсудив задание 2, отвечает на вопрос, и учащиеся приходят к общему мнению, что детство – важный период в жизни человека, в котором есть немало доброго, хорошего. Члены группы 2 задают дополнительные вопросы своим одноклассникам.
Группа 2, обсудив задание 2, приходит к выводу, о том, что умение сопереживать, гордиться победами близких людей - это тоже немаловажные ценности. Члены группы 1 задают дополнительные вопросы своим одноклассникам.
4. Первичная проверка понимания учебного материала.
Учитель:
-Важнейшие ценности для человека – жизнь, умение прийти на помощь в трудную минуту, рискуя часто собственной жизнью. И добру нас часто учат детские сказки. Но … Внимание. Обратимся к слайдам.
В мультфильме про бременских музыкантов разбойники поют: «Ой-ля-ля, ой-ля-ля, завтра грабим короля» (слайд 3).
В мультфильме про Чебурашку и крокодила Гену старуха Шапокляк пела о том, что: «Кто людям помогает, тот тратит время зря, хорошими делами прославиться нельзя» (слайд 4).
Учитель:
-Согласны ли вы с такими позициями сказочных героев? Свой ответ аргументируйте.
Учащиеся отвечают на вопрос учителя.
5. Обобщение и систематизация знаний.
Игра «Я вам слово – вы мне 7». Учитель называет слово, учащиеся называют 7 слов, которые ассоциируются с эти понятием. Слово: человек.
Учитель:
o -Вот и заканчивается наш урок. И приводя примеры-ассоциации, вы сами выявили, что человечность, ответственность, умение прийти на помощь в трудную минуту – это то, что отличает людей от животных, самое главное, важное в любом человеке. Это – Загадка Человека. Человеческая жизнь - высшая на Земле ценность.
6. Рефлексия (оценка собственной деятельности на уроке, своего настроения на разных этапах урока). Подведение итогов.
7. Д/з: §1, стр. 10-11, написать послание жителям других планет, где кратко охарактеризовать человека как уникального создания планеты Земля.
Презентация на тему: Загадка человека

Рекомендуем посмотреть:

Урок-пазл по истории с презентацией, 5 класс. Древний Восток Конспект урока обществознания, 5 класс. Человек – биологическое существо Методическая разработка уставного урока, 8-9 класс с презентацией Конспект уставного урока с презентацией «Выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федер

Похожие статьи:

Пословицы про человека для 3-4 класса

Конспект урока обществознания, 5 класс. Человек – биологическое существо
Опубликовано: 3462 дня назад (1 июля 2015)
Просмотров: 37705
+1
Голосов: 1
Комментарии (1)
Алла Алексеевна Кондратьева # 11 июля 2015 в 23:32 0
Елена Валерьевна, великолепный урок ОНЗ!!! Разработан в соответствии с ФГОС. Разные формы урока способствуют созданию благоприятного климата.На таком уроке детям конечно же интересно!!!
Ваш материал можно использовать и во внеклассной работе!Беру себе в закладки! Спасибо!