Методическая разработка уставного урока, 8-9 класс с презентацией
Методическая разработка уставного урока, 8-9 класс
Разработка урока может быть использована педагогами образовательных учреждений при подготовке к внеклассным мероприятиям по данной тематике.Автор: Вешникова Елена Валерьевна, учитель обществознания, МБОУ «Южно-Александровская СОШ № 5» Иланского района Красноярского края.
Время: 1 учебный час.
Категория участников: 8-9 кл.
Тема: Деятели науки и культуры на берегах Енисея.
Цель: формирование целостных представлений учащихся о роли деятелей науки и культуры в развитие науки и культуры в Красноярском крае, о культурно-историческом наследии края как важнейшей составляющей духовной сферы жизни Красноярья.
Задачи:
1. Сформировать целостные представления учащихся о роли деятелей науки и культуры в развитие науки и культуры в Красноярском крае, о культурно-историческом наследии края как важнейшей составляющей духовной сферы жизни Красноярья.
2. Развивать логическое мышление учащихся, речь на основе коммуникативного общения;
3. Воспитывать уважение к творческому труду, к истории родного края.
Учебно-наглядный комплекс: ПК, мультимедиапроектор, экран, компьютерная презентация, дидактические карточки.
Ход урока
1. Оргмомент.
Учитель: Здравствуйте, ребята, гости нашего урока. Начинаем наш не совсем обычный урок – урок уставной.
2. Актуализация знаний:
Учитель:
-Ребята, вы, вероятно, обратили внимание на тот факт, что на доске сегодня не записана тема урока. Я предлагаю вам посмотреть слайды и выявить, о чем мы сегодня будем вести речь на уроке (слайд 1-3).
Учащиеся после просмотра слайдов приходят к выводу, что речь на уроке пойдет о деятелях науки и культуры (слайд 4).
3. Освоение нового материала.
Учитель:
- Вы все помните, что 2014 год был официально объявлен Годом культуры в России, а 2015 год - Годом литературы. И сегодня мы посвятим наш урок творчеству деятелей науки и культуры Красноярья, культурному наследию региона. А что такое, по-вашему, культурное наследие?
Учащиеся предлагают варианты ответов.
Учитель обобщает сказанное школьниками (слайд 5).
Ученик 1 читает отрывок из стихотворения Натальи Анишиной:
-Я землёю горжусь этой древнею,
много тайн неразгаданных в ней!
Названа Енисейской губернией
в королевстве твоём, Енисей!..
Там, за далями, синими далями,
где течёт голубой Енисей,
наши деды Россию прославили
Енисейской землёю своей! (слайд 6)
Ученик 2:
-Наталья Анишина родилась в 1946 г. По профессии - врач. Анишина – автор романов, рассказов и стихотворений, часть из них посвящается Красноярью.
Ученик 1:
-Одно из стихотворений Н. Анишиной посвящено творчеству красноярского писателя Виктора Петровича Астафьева:
-Услышьте сегодня нас, Виктор Петрович!
Мы знаем, что вы не ушли далеко.
И с нами осталась вся русская горечь,
о ней вы писали простым языком…
Слово Астафьева – мудрое слово!
В нём правда жизни видна без прикрас.
Слышит Ваш голос, навеки живого,
снова Россия и Красноярск! (слайд 7-8).
Учитель:
-Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 г. в с. Овсянка Енисейской губернии. Астафьев — выдающийся советский и российский писатель. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в раннем возрасте.
Через несколько лет после рождения сына отец Астафьева попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». В 1931 г. во время очередной поездки матери Виктора Лидии Ильиничны к мужу, лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Ильинична утонула. Виктору тогда было 7 лет.
Ученик 1:
-Возвратившись в Игарку, Пётр Астафьев попал в больницу. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании парикмахерской, затем получил направление в детдом.
В 1942 г. Астафьев ушёл добровольцем на фронт. В 1958 г. был принят в Союз писателей СССР. С 1980 г. писатель жил и работал в в Красноярске. Важнейшие темы творчества Астафьева — военно-патриотическая и деревенская. Астафьев – автор произведений «Васюткино озеро», «Перевал», «Царь-рыба» и др. Книги Астафьева популярны в России и за рубежом, они были переведены на многие языки мира и издаются миллионными тиражами (слайд 9).
Учитель:
-А какие еще произведения В. П. Астафьева вам известны? Какие из них вы читали или хотели бы прочитать?
Учащиеся отвечают на вопрос учителя.
Ученик 1:
-Леонид Геннадьевич Кузнецов родился в 1954 г. в Красноярске. В 1975 г. окончил Красноярское художественное училище им. В. И. Сурикова. Написал картины «Берег мечты», «Озеро светлое», «Енисейские берега» и др.
Кузнецов – член Союза художников РФ с 1996 г. (слайд 10).
-Художник Эльвира Викторовна Мотакова родилась в 1937 г. Картины Мотаковой «Любаша», «Урманские скалы» и др. наполнены прозрачным воздухом и светом (слайд 11).
Ученик 2:
-Михаил Семёнович Годенко (1919-1991) - советский хореограф, балетмейстер. С 1963 г. – художественный руководитель Красноярского государственного ансамбля танца Сибири (ныне — Красноярский государственный академический ансамбль танца Сибири им. М. С. Годенко). Ансамбль танца Сибири под руководством Годенко объездил все континенты планеты – более 70 стран мира. В г. Красноярске одна из улиц названа в честь Михаила Годенко (слайд 12).
Ученик 1:
-Иосиф Исаевич Гительзон – биофизик, академик Российской академии наук, член Международной академии астронавтики. Известный и признанный в мире специалист в области биофизики. Один из основателей Института биофизики СО РАН в Красноярске. Создатель действующей замкнутой системы жизнеобеспечения человека с автономным управлением. Почетный гражданин Красноярского края (слайд 13).
Ученик 2:
-Владимир Иванович Долгих – общественный деятель, доктор технических наук, академик. Дважды Герой Социалистического Труда. С именем В. И. Долгих связано создание мощной производственной базы на Таймыре, развитие металлургии Красноярского края. Он - почетный гражданин Красноярского края (слайд 14).
4. Обобщение и систематизация знаний.
Учитель:
-Итак, вы познакомились с деятелями науки и культуры на красноярской земле, и сейчас я хочу предложить вам блиц-опрос по данному материалу (вопросы задаются поочередно группам):
А) Блиц-опрос:
1. Автор произведений «Так хочется жить», «Зрячий посох», «Царь-рыба» (В. П. Астафьев).
2. Имя советского хореографа, который с 1963 г. был художественным руководителем и главным балетмейстером Красноярского государственного ансамбля танца Сибири (Михаил).
3. Часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое (культурное наследие).
4. Университет г. Красноярска, носящий имя В. П. Астафьева (педагогический университет).
5. Город РФ, одна из улиц которого названа в честь Михаила Годенко (Красноярск).
6. Автор строк:
- Там, за далями, синими далями,
где течёт голубой Енисей,
наши деды Россию прославили
Енисейской землёю своей!
(Н. Анишина)
Учитель:
-Молодцы, хорошо справились с заданиями. А теперь работа - по карточкам.
Б) Работа в группах.
Группам предлагаются задания ситуативного характера (дидактические карточки). Членам отвечающей группы предлагается посовещаться в течение 30 секунд и ответить на вопрос.
Инструктивная карточка. Группа «Наука»
Задание 1
• Спорят 2 ученика. Один утверждает, что ученые – это люди, которые не замечают ничего, кроме науки. Другой возражает: «Современные ученые, неважно в какой научной области они заняты, люди всесторонне развитые». Кого и почему вы поддерживаете в споре? Свой ответ аргументируйте.
Задание 2
• Кто-то из талантливых людей сказал: «Человек думающий всегда неординарен (уникален)». Согласны ли вы с данной точкой зрения? Свой ответ аргументируйте.
Инструктивная карточка. Группа «Культура»
Задание 1
• Спорят 2 молодых человека. Первый говорит: «Соблюдать традиции в культуре не обязательно. Нужно идти вперед в ногу со временем». Другой возражает, утверждая, что традиции, культурное наследие соединяют разные поколения, делая нашу жизнь богаче. Кого и почему вы поддерживаете в споре?
Задание 2
• Обсудите в группе вопрос и ответьте: культурное наследие Красноярского края способствует дальнейшему развитию региона или, наоборот, затормаживает его? Свой ответ аргументируйте.
Учитель:
-Велика и неоспорима роль ученых и художников, музыкантов и поэтов - деятелей науки и культуры - в развитие науки и культуры Красноярского края.
5. Рефлексия.
Техника «Неоконченное предложение». Учащимся раздаются карточки с неоконченным текстом, им предлагается устно продолжить предложения:
* для меня новый материал (интересен, скучен, познавателен, сложен), потому что…
* я работал (а) на уроке (активно, результативно, пассивно), т. к…
* в уроке мне хотелось бы изменить (добавить)…
Презентация на тему: Деятели науки и культуры на берегах Енисея
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока обществознания для 5 класса. Загадка человека Конспект урока обществознания, 5 класс. Человек – биологическое существо Конспект уставного урока с презентацией «Выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федер Внеклассное мероприятие по обществознанию, 8 класс: «Турнир знатоков права»Участник №75 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 сентября по 15 декабря 2015 года
← Разработка классного часа для 8-9 класса с презентацией. Красноярский край | Конспект уставного урока с презентацией «Выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации», 10-11 класс →
Автор: Елена Валерьевна Вешникова
Опубликовано: 3309 дней назад (3 ноября 2015)
Просмотров: 3542
Рубрика: Сценарии мероприятий
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!