Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект бинарного урока «живопись» и «специальность фортепиано»

Методическая разработка бинарного урока по предметам «живопись» и «специальность фортепиано» по теме: "Художественные образы в творчестве современного композитора В. Коровицына"
Автор: Скорнякова Екатерина Михайловна, МОУ ДОД «ДШИ р.п. Сенной», преподаватель декоративно-прикладного искусства.
Описание материала: данная разработка направлена на развитие музыкального и художественного вкуса, учит умению слушать и слышать товарищей, воспитывает уважение к общей культуре. Данный материал будет полезен преподавателям дополнительного образования.
Цель урока: раскрыть музыкальными и художественными средствами образы героев из произведений современного композитора В. Коровицына.
Задачи урока:
обучающие - научить видеть мир целостными художественными образами, используя опыт различных областей искусства; закрепить знания, умения и навыки игры на фортепиано, научить навыкам работы в новой технике - пастель.
развивающие - познакомить детей с произведениями В.Коровицына из сборников "Детский альбом" и "Исполнение желаний", развить музыкальный слух и художественный вкус; развить у учащихся чувство ритма, цвета, творчество, изобразительные навыки.
воспитывающие - воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной и общей культуре, прививать любовь к творчеству.
Художественный ряд: репродукция картины Ж.Э. Лиотара «Шоколадница», детские работы, выполненные в технике пастель.
Оборудование урока: тонированная бумага, пастель, тряпочки, мел, кисточки, мольберты, фортепиано.
ХОД УРОКА
Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
Преподаватель ДПИ : Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! На предыдущих уроках мы говорили с вами о связи двух видов искусства: музыки и живописи. Слушая музыкальное произведение, мы можем представлять определённые образы и целые живописные картины.Сегодня мы покажем вам бинарный урок по теме: " Художественные образы в творчестве современного композитора В. Коровицына". Помогут нам провести урок учащиеся художественного отделения (четвертый класс) и учащиеся отделения инструментального исполнительства. Как вы думаете, что мы будем учиться делать на сегодняшнем уроке?( слушать музыку и рисовать её).
Основная часть.
Преподаватель ДПИ: Сегодня мы познакомимся с искусством пастели. Слово "пастель" происходит с итальянского "pasta", что значит тесто. Это мелки, в основе которых содержится сухой пигмент, смешанный с клеящим веществом и из полученного теста формуются карандаши - мелки. В зависимости от состава порошка и количества клея пастель может быть твердой, средней мягкости, мягкой.
У нее есть замечательное свойство - краски не "стареют" (в отличие от гуаши, масляных работ). Пастель, выполненная 250 лет назад, столь же свежа по цвету, будто создана только что. Ее недостаток - в способности осыпаться. Чтобы сохранить рисунок, применяют в качестве основы материалы с шероховатой поверхностью, им же фиксируют, закрепляют пастель.
Обычно рисуют пастелью так же, как цветными карандашами: намечают контуры, штрихуют. Причем наносят пастель довольно, толстым слоем, иногда один цвет перекрывают другим, иногда их смешивают.
Для пастели кисти не нужны. Если требуется покрыть значительный участок работы, например, фон или небо в пейзаже, можно растушевать - растереть пальцами.
Лиотар, например, "Шоколадницу" написал на замше (показываю репродукцию картины). Можно использовать оберточную бумагу, наждачную бумагу, бумагу под замшу (показываю разные материалы). Правда, при длительной работе пальцы можно растереть в кровь. Но искусство, как говорится, требует жертв.
Пастель нужно закреплять лаком для волос. Если краски пачкаются и легко осыпаются, работу нужно как можно поскорее поместить под стекло.
Далее демонстрирую технику работы пастелью.
Графические линии можно выполнить концом мелка, а широкой стороной получить фактурное пятно. Теперь мы познакомимся с некоторыми пьесами из сборника В. Коровицина в исполнении учащихся музыкального отделения по классу фортепиано, а вы попробуйте представить образы, которые далее выполните на тонированной бумаге в технике пастель.

Преподаватель фортепиано: Что мы знаем о профессиональных композиторах, живущих и творящих сегодня? Почти ничего. Между тем в России много новых и интересных композиторов, именно они — лицо современной России. ?.. В музыке современных композиторов раскрывается перед нами мир детства – особый мир, близкий нашим детям, в котором нет места серости, унынию и будничности, где живут эмоциональная открытость, мечтательность и детская непосредственность. Детская публика - это маленький народ, живущий ожиданием чуда. И дети получают его.
Композитор Владимир Коровицын родился в Великом Новгороде в 1955 году. Выпускник Новгородской ДМШ №1, выпускник Новгородского музыкального училища (по классу баяна), с отличием окончил Ленинградскую консерваторию имени Н. А. Римкского-Корсакова, лауреат Международных конкурсов, член Союза композиторов России. В настоящее время живет в родном городе. В его творческом багаже - музыка разных жанров: для хора, для камерного и симфонического оркестра, романсы, песни, духовные сочинения. Отличительными чертами музыки Владимира Коровицына являются безусловное преобладание мелодического начала и благородный, тяготеющий к традиционному гармонический язык.
Сегодня мы познакомимся с прекрасной музыкой Владимира Коровицына, будем исполнять и слушать его произведения.
Преподаватель фортепиано: сейчас прозвучит пьеса «Жонглёр» в исполнении учащейся, ваша задача, слушая музыку, представить и изобразить услышанный образ.
Преподаватель ДПИ: используйте цвета,которые, по вашему мнению, соответствуют музыке.
Слушание музыки.Работа 2-3 минуты.
Преодаватель фортепиано: продолжаем играть и слушать произведения современного композитора В. Коровицина. Следующую пьеса «Деревянные башмаки» прозвучит в исполнении учащейся отделения инструментального исполнительства. Полька «Деревянные башмаки» - написана в характере народного немецкого танца и как бы передает постукивание деревянных башмаков .
Слушание музыки.
Преподаватель ДПИ: старайтесь передать услышанное настроение цветом, ритмом, линиями.
Работа 2-3 минуты.
Преподаватель фортепиано: следующую пьесу «Кот Василий» нам исполнит учащаяся отделения инструментального исполнительства. Пьеса «Кот Василий» - в джазовом стиле. Синкопированный ритм придает этой пьеске задорный характер. Очень интересная, образная пьеска.
Слушание музыки.
Преподаватель ДПИ: выбирайте цвета, чтобы передать настроение, характер и повадки животного в услышанной музыке.
Работа 2-3 минуты.
Преподаватель фортепиано: продолжаем слушать произведения В. Коровицина. Следующую пьесу «Два клоуна» исполнит учащаяся отделения инструментального исполнительства. «Два клоуна» - яркая, шутливая, образная пьеса. Изображает двух смешных клоунов, которые веселят публику в цирке.
Преподаватель ДПИ: обращайте свое внимание на характер музыки. Весёлое, игривое настроение передаём тёплыми насыщенными цветами, а грустное – холодными и не яркими цветами.
Слушание музыки. Работа 2-3 минуты.
Преподаватель ДПИ: следующую пьесу «Девичий хоровод» исполнит преподаватель отделения исполнительского искусства.
Слушание музыки.
Преподаватель ДПИ: мелодия очень выразительная, напевная, широкая. Какие больше всего подойдут цвета к этой мелодии?(яркие тона).
Работа 2-3 минуты.
Преподаватель фортепиано: последнюю пьесу «Хорошее настроение» исполнит учащаяся отделения инструментального исполнительства .
Преподаватель ДПИ: слушайте и пробуйте, используя своё воображение, выразить свои чувства и представления на бумаге. Рисуйте своё хорошее настроение.
Заключительная часть.
Демонстрация работ, просмотр и коллективное обсуждение.
Преподаватель фортепиано: на сегодняшнем уроке мы с вами познакомились с современным композитором В. Коровицыным, прослушали его пьесы.
Преподаватель ДПИ: и ещё раз доказали, что слушая музыку, мы можем увидеть и нарисовать живописные картины. Урок закончен. Спасибо за внимание!
Используемая литература:
1.С. Омельдо «Как писать пастелью» Москва «Арт-Родник», 2001.
2.В. Коровицын «Детский альбом» Москва «Феникс», 2007.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по физической культуре для 2 класса Конспект урока по познанию мира 4 класс Конспект урока по предмету ОРКСЭ 4 класс Конспект занятия для 1 класса по ЗОЖ. Предметы личной гигиены

Похожие статьи:

Физкультминутки для начальной школы в стихах

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС «Школа России»

Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Книги

Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Загадки, пословицы, поговорки

Конспект урока литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Сказка «У страха глаза велики»

Игрушки из папье-маше своими руками. Мастер-класс с пошаговым фото
Опубликовано: 3561 день назад (19 июня 2014)
Просмотров: 3754
+1
Голосов: 1
Комментарии (2)
Ольга Ивановна Марченко # 19 июня 2014 в 21:21 0
Екатерина Михайловна, с удовольствием и интересом ознакомилась с вашим конспектом бинарного занятия. Прекрасное сочетание музыки и живописи, очень интересно. Примите мой первый голос +1!
Екатерина михайловна Скорнякова # 20 июня 2014 в 11:30 0
Спасибо! Урок, действительно получился интересный.