Конспект урока по предмету ОРКСЭ 4 класс
Урок по предмету ОРКСЭ 4 класс тема: "Милосердие, сострадание, взаимопомощь и взаимовыручка"
Подготовила учитель начальных классов первой квалификационной категории Чернова Светлана Анатольевна
Цели и задачи:
Развивающие: Развивать способность различать и оценивать отношения и поведение с позиций нравственного смысла: « добро-зло», « хорошо - плохо», « можно – нельзя».
Воспитывающие: Воспитывать внимательное отношение к людям; сострадание и щедрость по отношению к близким, милосердие.
Обучающие: Учить отличать добро и зло в повседневных ситуациях знакомых детям; выполнять правила этикета. Учить запоминать народные пословицы, понимать их нравственное значение и смысл.
Способствовать формированию у детей представления о добре и зле.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, чтение текста; представление проектов о милосердии, самостоятельная работа с источниками информации, групповая работа, работа в паре.
Основные термины и понятия: милосердие, взаимопомощь, сострадание, взаимопонимание
Оборудование: Плакаты с эпиграфом, пословицами, презентации, индивидуальные листы, карточки с притчами, рисунки детей с изображением добра и зла. Запись песни « Идем дорогою добра», большое сердце со словом «милосердие» посередине, маленькие сердечки со словами Апостола Павла о любви для гостей, карточки для пословиц в виде лепестков цветка,
Ход урока
1. Организационное начало урока. Приветствие.
Уже звонок нам дал сигнал,
Работать время подошло.
Не будем время мы терять,
Пора трудиться начинать.
2. Актуализация знаний по теме урока, сообщение темы с мотивирующим приёмом.
- Вспомните жанры УНТ (загадки, песни, песенки, считалки, были …)? Кто автор этих жанров?
- Прочитайте на своих листах жанры произведений, назовите тот жанр, с которым вы не встречались? (Притча) (Слайд 2)
- Что такое притча? (В случае затруднения обучающиеся прочитывают с доски)
Притча - это малый поучительный рассказ, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).
Прослушивание притчи в исполнении Светланы Копыловой
Окно
Лежали в больнице в палате одной
Два тяжко больных человека.
Один у окошка лежал, а другой –
У двери, где не было света.
Один постоянно в окошко глядел,
Другой – лишь на краску дверную.
И тот, что у двери, узнать захотел,
Про жизнь за окошком, другую.
С готовностью первый больной рассказал,
Что видно ему из окошка:
– Там тихая речка, дощатый причал,
И ходит по берегу кошка.
По синему небу плывут облака
Причудливые, как зверушки.
Сидят на причале там два рыбака,
И с внуком гуляет старушка…
И так каждый день: то про сказочный лес
Рассказывал, то про влюбленных.
Другой же сосед перестал даже есть,
Считая себя обделенным.
Он мучился злобой, и зависть росла,
Его постепенно съедая.
Не мог он понять, почему же была
Тут несправедливость такая.
Однажды сосед у окна занемог,
Что не было сил разогнуться,
Он стал задыхаться и даже не мог
До кнопки своей дотянуться.
У двери сосед мог на кнопку нажать
И вызвать сестру милосердья.
Но он не нажал, а остался лежать,
Глаза закрывая усердно.
На утро сестра милосердья пришла
Постель поменять за покойным.
Сосед попросил, и она помогла
Занять эту самую койку.
Когда ж он в окно наконец посмотрел,
На шее задергалась вена.
Увидел он вместо того, что хотел,
Глухую высокую стену.
Он был потрясен и сестре рассказал –
Про тихую чистую речку,
Про сказочный лес, про дощатый причал
И небо в кудрявых овечках.
– Ах, если б он видел, – сказала сестра,
Всю жизнь он слепым оставался.
– Зачем же тогда? – тут больной прошептал.
– Да он вас утешить старался.
Вопросы учителя:
– О чём притча?
– Каких людей мы встречаем в ней? (Завистливого и милосердного).
Фото по теме урока. Рассматривание фото.
_Ребята, рассмотрите фотографии, Расскажите, какие качества проявили герои этих фото?
_Какие у вас возникли чувства?
Работа с эпиграфом.
- Прочитайте эпиграф к нашему уроку, скажите, о чем сегодня пойдет речь.
Добрым быть - совсем это не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не влияют на нее года,
Добрым надо быть всегда.
- Совершенно верно, ребята, вы заметили сегодня мы будем продолжать говорить о доброте. Поговорим о добрых и милосердных людях. Мы сегодня поговорим о милосердии. О милом сердце…
Песня «Дорогою добра»
3. Совместное «открытие» знаний.
Коллективная работа над понятиями темы: милосердие, забота, взаимопомощь, страдание, сострадание
Что такое милосердие?
– К кому мы проявляем милосердие?
– Кому нужна наша забота?
– Как вы понимаете взаимопомощь?
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия
Миловать – щадить, прощать кому-нибудь вину
_Как вы, ребята, понимаете слово «милосердие»? Что это такое? (Дети отвечают: доброта, готовность помочь, сочувствие, забота.)
В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование милосердия: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость».
_ Кто, на ваш взгляд, является милосердным человеком? Можете назвать кого-то из знакомых, близких вам людей?
…Да, как правило, это наши бабушки, мамы, папы, добрые друзья, которые заботятся о нас.
– Что такое милосердие? Произнесите слово, вслушайтесь. Из каких двух слов образовано слово «милосердие»?
– К кому мы проявляем милосердие?
_А давайте вспомним милосердных героев из литературных произведений
Презентация «Доброта и милосердие» по сказкам Г.Х.Андерсена
_Что такое доброта? Над этим вопросом задумывались люди в разное время.
Древнегреческий философ Платон утверждал: «Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье».
Римский философ Сенека считал: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем пользу, не может быть добрым».
А святой апостол Павел, проповедуя учение Христа, так наставлял римлян: «Любовь да будет непритворною, отворачивайтесь от зла, притягивайтесь к добру».
Игра «Магнит».
- Какие слова «притягиваются» к слову «милосердие»?
(Из представленных слов дети выбирают необходимые и записывают к слову «милосердие».
Помощь, внимательность, ненависть, сострадание, злость, равнодушие, забота, сочувствие, доброжелательность, сердечность, зависть, благодарность, доброта, жадность, любовь, чуткость, совесть )
Слово учителя:
Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.
Любовь бывает разной.Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.
Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным. Сердце откликнулось и повелело остаться, выслушать, поговорить, помочь. Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его - «хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.
- Какую профессию ты считаешь милосердной, почему? Хотел бы ты иметь такую профессию?
Презентация «Сёстры милосердия»
Слово учителя
- Можно ли научиться милосердию?
- А надо ли учиться милосердию? Зачем?
- Как стать милосердным?
- Как вы думаете, кто может быть милосердным?
Презентация «Солдат-освободитель»
Игра «Тепло моего сердца».
Учитель: Бессердечные люди не подают милостыню, не дают на храм. У меня в руках макет сердца. Передавая друг другу по кругу сердце, назовите благотворительные мероприятия, в которых участвовал каждый из вас, причём не по приказу, а по зову сердца.
(Дети называют уборку и создание цветочных клумб на территории школы, помощь родителям и престарелым людям, концертную деятельность т. д.)
Учитель: - Ребята, я сейчас убедилась в том, что ни один из вас не остаётся в стороне от проблем других людей. Спасибо вам за вашу сердечность!
Работа в группе. Составление пословиц. ( стр. 41-42)
Представление списка добрых дел учеников 4 класса (в течение месяца ребята 4 класса писали о своих добрых делах и вкладывали записки в «Сундучок ДОБРА»
Стихи о доброте и милосердии на фоне музыки Моцарта
1. Милосердие в моем понимании –
Это ласка, любовь, сострадание.
Это - маме усталой помочь
Это - бабушку навестить.
И обиду свою превозмочь,
И того, кто обидел - простить.
Это - птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Всё живое на свете любить,
И жалеть, и ценить, и прощать.
2. Доброта
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас.
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты
Приживаются цветы,
Рыбки, ёжики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это – мама, мама, мама!
3. Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому — то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
Рефлексия.
(на бумажных сердечках написать «Милосердный человек это-…»
и приклеить на сердце –воздушный шар)
Домашнее задание.
Сегодня я приготовила для вас разное домашнее задание и хочу, чтобы каждый сам выбрал для выполнения то, что считает важным для себя и интересным после сегодняшнего урока:
- Нарисовать рисунок по теме “Улица добра”.
- Написать сочинение – рассуждение по теме “Спешите стать милосердным”.
- Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ.
- Сделать доброе дело.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по физической культуре для 2 класса Конспект урока по познанию мира 4 класс Конспект занятия для 1 класса по ЗОЖ. Предметы личной гигиены Конспект урока русского языка во 2 классе. Понятие о глаголе как части речиПохожие статьи:
Физкультминутки для начальной школы в стихах
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС «Школа России»
Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Книги
Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Загадки, пословицы, поговорки
Конспект урока литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Сказка «У страха глаза велики»
Автор: Светлана Анатольевна Чернова
Опубликовано: 3846 дней назад (12 мая 2014)
Просмотров: 12484
Рубрика: урок по ОРКСЭ
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (4)
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|