Мероприятие по энергосбережению для 1 класса
Внеклассное мероприятие по энергосбережению для начальной школы «Энергоша и компания»
Мероприятие предназначено для 1-2 классов и направлено на развитие у детей бережливости, чувства ответственности и дисциплинированности в вопросах экономии и энергосбережения. Урок обращает внимание детей на разнообразие способов экономии различных ресурсов, воспитывает пытливость и любознательность. Разработка поможет педагогу сплотить коллектив учащихся, научить их работать сообща, в команде.Автор: Пилимон Екатерина Андреевна, учитель начальных классов государственного учреждения образования "Средняя школа № 40 г. Витебска"
Тема: «Энергоша и компания»
Цель:
обратить внимание учащихся на актуальные проблемы использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды.
Задачи:
1. обучить правилам эффективного и экономного использования энергоресурсов;
2. воспитать в учащихся ответственность и дисциплину при пользовании ресурсами;
3. развивать навык экономного и бережного отношения к электроэнергии.
Оборудование: стикеры, копилка, сигнальные карты, разноцветные лампочки для рефлексии, плакат с сеткой кроссворда, плакат с сеткой шифровки, компьютер, мультимедийная установка.
Ход занятия:
Организационный момент. Психологический настрой.
- Добрый день, ребята! Сегодня нам предстоит необычное и полезное знакомство. Мы с вами, как воспитанные ученики, хорошо знаем, как нужно приветствовать друг друга при встрече, давайте потренируемся: поздороваемся со своим соседом справа и слева, скажем ему: «Привет!», улыбнемся и дадим «пять».
- Поздоровались? Можно отправляться в путь!
Инсценировка.
(ученик смотрит видео на планшете):
Ученик:
- Опять эта реклама! Такой ролик на ютубе прервала! Ну-ка, ну-ка, интересно, а что это значит: энергия окружает нас повсюду? И зачем учиться использовать энергию, эффективно и безопасно? 11 ноября – Всемирный день энергосбережения, я о таком не слышал. А что такое это «энергосбережение»? Точно! Нужно маме позвонить… (звонит):
- Алло, мама? Какой праздник отмечается 11 ноября? Не знаешь? А что такое «энергосбережение», это, наверное, что-нибудь важное, раз ему праздник посвятили? А? У учителя спросить? Ладно, пока!» (кладет трубку)
- У учителя спросить… А мне сейчас ответ нужен! Где же мне его найти?
- Я помогу тебе! (в класс входит Энергоша)
- А ты кто?
- Будем знакомы, я – Энергоша, хранитель экономии. Я знаю, что такое энергия и энергосбережение, какие виды энергии существуют на земле, для чего необходима энергия и как ее бережно расходовать. Я и мои друзья приходим на помощь тем, кто хочет научиться быть бережливым хозяином своего дома.
- Здорово! А меня научишь?
- С радостью! Пойдем со мной, я тебя с друзьями познакомлю. (уходят)
Учитель:
- Ребята, а как вы думаете, что такое энергия? Можно ли ее увидеть или потрогать? (ответы учащихся)
- Ничто вокруг нас не совершается без участия этой самой энергии. Работа нашего организма, движение автомобиля, функционирование фабрики зависят от поступающей энергии. Не будь энергии, ничего не могло бы жить, двигаться или изменяться. Человек изобрёл много способов, чтобы заставить механические устройства делать полезную работу с помощью энергии: в домах воду на верхние этажи поднимают насосы водонапорных станций, которые потребляют энергию; согревают дома - теплоэлектроцентрали, для работы которых тоже необходима энергия, как и для освещения квартир, работы электроприборов, лифтов в подъездах, транспорта, перевозящего людей.
- А вы знаете, какая бывает энергия? (ответы учащихся)
- Какие бывают источники энергии? (ответы учащихся)
(входят Энергоша, его друзья Каплюшка, Светик, Теплоша и ученик):
Энергоша:
- Я думаю, всем ребятам будет интересно узнать то, о чем мы с друзьями расказали тебе. Присаживайся на свое место, будешь нам помогать! (ученик садится)
- Что ж, а мы постараемся ответить на все ваши вопросы. Но для начала, давайте познакомимся. (показывает на каждого друга и рассказывает о нем)
- Это Теплоша. Он помогает правильно расходовать и сохранять тепло в доме.
- Это Каплюшка – маленькая хрупкая девочка, которая отвечает за экономию воды.
- Это Светик – мальчик-светлячок. Он помогает рационально использовать электричество.
- Ну а вместе мы гномики-экономики. Слышали, вас интересует, какие бывают источники энергии? Отгадайте-ка загадку:
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь!
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все … (солнце)
- Правильно! Это солнце. О нем в моей волшебной книге вот, что написано: «Источником энергии на земле является Солнце. Оно дает нам неограниченное количество энергии. Солнце излучает огромные потоки света и тепла, приводя в движение ветер и воду, дает жизнь людям, животным, растениям. Солнечные лучи достигают Земли за 8 минут 15 секунд»
- Мои помощники Фиксики так рассказывают о солнечной энергии (мультфильм «Фиксики. Солнечная энергия»)
- А ты что можешь добавить о солнечной энергии? (обращается к ученику)
Ученик :
- Каменный уголь, нефть и газ содержат остатки растений, поэтому энергия, которая в них хранится, тоже энергия Солнца. Современные автомобили, работающие на нефтепродуктах, используют энергию, образовавшуюся 300 миллионов лет назад.
Учитель:
- А я слышала, что солнечная, энергия речной воды, ветряная энергия – это источники энергии, которые восстанавливаются в результате природных процессов. Есть источники энергии, которые восстанавливаются миллионы лет – это уголь, нефть, газ, торф, ядерная энергия, правильно?
Энергоша:
- Верно! Ученые подсчитали, что для восстановления запасов нефти, которой человечеству хватило бы на 1 год, необходимо целых 3 миллиона лет! Потребление энергии ежегодно увеличивается. Ее производство и использование негативно воздействует на окружающую природу, так как при сжигании нефти и газа в атмосферу выбрасываются вредные вещества.
Учитель:
- Тогда если потребление энергии увеличивается, значит, есть вероятность, что когда-нибудь она закончится? Что же случится, если квартира останется на сутки без энергии, получаемой в виде газа, электричества и воды, что тогда мы будем делать? (ответы учащихся)
Энергоша:
- Остается звать на помощь! Все привыкли жить комфортно, однако, этот комфорт стоит гибели лесов и затопления городов. А ведь это серьезная проблема! Наша задача на сегодня найти выход из этой проблемы. На помощь приходит такая наука, как энергосбережение. Как вы понимаете значение этого слова? (ответы учащихся)
Ученик:
- Я знаю! Энергосбережение – это бережное отношение к энергоресурсам, эффективное использование возобновляемых и наносящих минимальный вред природе источников энергии. А еще - это экономия денег семейного бюджета, забота о тех, кому предстоит жить на планете Земля после нас, это забота о наших потомках.
Учитель:
- Каждый хороший хозяин знает, что энергосбережение в квартирах достигается меньшими нормами расхода воды и электричества. Только вот каким образом можно этого достичь?
Энергоша:
- На этот вопрос нам поможет ответить Светик.
Светик:
- Все очень просто, есть для этого помощник. Отгадайте, кто:
Очень строгий контролёр
Со стены глядит в упор.
Смотрит, не моргает:
Стоит только свет зажечь
Иль включить в розетку печь.
Всё на ус мотает.
- Правильно, это электросчетчик. Он помогает учитывать и рассчитывать потребление энергии. Похожие приборы также ставят на воду, газ, тепло. У кого дома есть такие приборы? (ответы учащихся)
- А вот для вас еще загадка:
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда захочу,
Даже камень источу.
- Верно, это вода.
- (обращается к Каплюшке) Расскажи, как вода расходуется из кранов?
Каплюшка:
- Вода из крана бежит очень быстро. За минуту примерно вытекает 12-20 литров пресной воды! Мы на это не обращаем должного внимания, ведь у нас нет недостатка в этом ресурсе. А ведь где-то в Африке, например, люди испытывают нужду в чистой воде. Ребята, давайте научимся правильно расходовать и экономить воду?
- Для начала я хочу узнать, какие варианты экономии вы можете предложить сами: у каждого на парте лежат стикеры. Предлагаю каждому написать совет по экономному использованию воды и опустить его вот в эту «экономную» копилку. Затем мы все прочтем, обсудим, и возможно, вместе добавим что-нибудь еще. (учащиеся выполняют задание)
Учитель:
- Давайте посмотрим, что у нас получилось (по одной достает стикеры, подходящие клеит на доску)
- Ребята, давайте попросим Каплюшку рассказать, о каких правилах мы забыли?
Каплюшка:
- Выбирайте душ, а не ванну;
- Сократите время пребывания в душе;
- Запускайте стиральную и посудомоечную машины только при полной загрузке;
- Кипятите столько воды в чайнике, сколько хотите использовать;
- Вовремя производите ремонт сантехники;
- Выключайте кран во время чистки зубов;
- Установите рычажной смеситель и счетчики;
- Для мытья посуды можно использовать емкость, а напор делать минимальным;
- В сливной бачок можно бросить наполненную пластиковую бутылку.
- Помня эти правила – за год можно сэкономить целое озеро диаметром 200 метров и глубиной 2 метра.
Ученик:
- Какой же я был глупый, я этого и не знал! Зато теперь обязательно начну экономить.
Учитель:
- Спасибо тебе, Каплюшка, за ценные советы! Жаль, что тебе уже пора бежать. Приходи к нам еще! (Каплюшка уходит)
Энергоша:
- Ребята, а какие электроприборы у вас есть дома? (ответы учащихся)
- Ух, ты, сколько всего! А вы знаете, как их правильно использовать, чтобы экономить электричество? (ответы учащихся)
- Светик, расскажи ребятам про свои секреты!
Светик:
- Запросто! Только сначала давайте немного отдохнем и разгадаем необычный электрокроссворд (учащиеся записывают ответы в сетку кроссворда):
1. В этом ящике волшебном
Кнопки есть и есть экран.
В нём мелькают очень часто
Президенты разных стран (Телевизор)
2. Прибор, который мама использует для взбивания чего-либо. (Миксер)
3. Частички, движение которых образует электрический ток. (Электроны)
4. В этом маленьком предмете
Поселился теплый ветер (Фен)
5 . По нему бежит электричество в дома. (Провод)
6 . Вот это машина –
Одна кабина!
Каждый в ней поедет сам
Вверх и вниз по этажам (Лифт)
7 . Место, куда мы подключаем вилку электроприборов. (Розетка)
8 . Движущая лестница. (Эскалатор)
9 . Висит груша – нельзя скушать. (Лампочка)
10 . Дом на рельсах тут как тут,
Всех домчит за пять минут.
Ты садись-ка, не зевай,
Отправляется … (Трамвай)
11. Из горячего колодца
Через нос водица льется (Чайник)
12. Ночью – тьма, а днём - … (свет)
13. Прибор, который помогает людям услышать друг друга за тысячу километров (телефон)
- Ребята, какие вы молодцы! Какое у нас получилось ключевое слово? (электричество)
Учитель:
- Светик, расскажи нам, как правильно и эффективно использовать электричество.
Светик:
- Мои помощники Фиксики с радостью согласились нам помочь в этом вопросе. Они прислали видеописьмо, давайте его посмотрим! (мультфильм «Фикси-советы. Экономьте электроэнергию»)
- А теперь давайте немного отдохнем, а заодно и проверим, как вы запомнили полезные советы. Давайте встанем из-за парт. Я буду читать утверждение, а вы, если согласны, громко хлопаете, а если нет – топаете. Поехали!
1. Уходя, гасите свет!
2. Находясь в квартире, можно включать свет во всех помещениях.
3. Лучше использовать обычные лампочки вместо светодиодных.
4. Можно включать в сеть одновременно всю бытовую технику.
5. Нужно пользоваться энергосберегающей техникой.
6. Уходя из дома, можно оставлять приборы в режиме ожидания, не выключая из сети.
- Молодцы! Я вижу из вас получатся хорошие экономики. Ну а мне пора! До новых встреч! (уходит)
Учитель:
- Спасибо Светику за новые знания! А мы с вами двигаемся дальше. На дворе – осень, а скоро и зима придет. Интересно было бы узнать, что нужно сделать для того, чтобы беречь тепло?
Энергоша:
- Теплоша, дружок, расскажи ребятам свой секрет!
Теплоша:
- Самый главный принцип таков:
Чтоб холодная зима не прокралась к нам в дома,
Вы окошки утеплите – и в тепле себе живите!
- Прежде, чем расскажу вам остальные свои секреты, хочу узнать, может, кто-то из вас уже знаком с ними. Давайте проведем тест: нам пригодятся сигнальные карточки «Светофор». Я буду задавать вам вопрос, если ответ на него утвердительный, поднимайте зеленую карту, а если отрицательный – красную.
Осенью вы утеплили в доме все окна, балконы и двери?
Вы не забываете закрывать двери в подъезде?
Вы не держите форточки постоянно открытыми?
На ночь вы закрываете занавески, что бы удержать дополнительно тепло?
У вас в квартире правильно расставлена мебель: вы отставили от батареи диван и стол, чтобы тепло свободно проходило в нашу квартиру?
Ученик:
- Теплоша, а правда, что если ответить на все вопросы утвердительно, то можно сократить затраты на отопление квартиры?
Теплоша:
- Конечно! Затраты реально сократить на 5-10%. Но если вы отвечали отрицательно, не беда, просто возьмите себе эту информацию на заметку.
- А для того, чтобы сохранить тепло достаточно придерживаться вот таких правил:
Осенью утеплять все окна, балконы и двери;
Обязательно закрывать двери в подъездах;
Не открывать форточки надолго;
Не ставить мебель, которая загораживает батарей и не даёт теплу свободно проходить в комнату.
Учитель:
- Благодарим тебя, Теплоша, за полезную информацию! И ждем снова в гости! (Теплоша уходит)
Энергоша:
- Ребята, вот сколько всего нового и полезного вы сегодня узнали! Скажите, а какое основное правило можно выделить среди всех? (ответы учащихся)
- Давайте вместе постараемся прочесть наказ моих друзей-экономиков! Для этого нужно расшифровать запись: выберем среди всех букв те, что повторяются единожды, и составим предложение.
Учитель:
- Что у нас получилось? (будь бережливым)
Энергоша:
- Правильно, ребята! Для того, чтобы быть хорошим хозяином своего дома, нужно придерживаться основного правила – быть бережливым, и тогда в квартирах будет тепло, светло и уютно!
Подведение итогов.
Учитель:
- Мы много сегодня говорили об экономии воды, тепла и электричества в наших домах. И, надеюсь, мы поняли главное: мы все должны экономить энергию не только дома, но и в школе, чтобы запасов горючих полезных ископаемых хватило на более долгий срок. Ребята, я надеюсь, вы запомнили те нехитрые правила бережливости, и расскажите своим мамам и папам, родственникам и друзьям.
- А напоследок давайте попросим Энергошу обобщить всю информацию, дав нам советы по экономии.
Энергоша:
- Ребята, я очень рад нашему знакомству, а также тому, что семья экономиков увеличилась на столько замечательных мальчиков и девочек! Вот вам мои советы:
В стране, где не гасят свет,
И вода где из кранов льется,
Экономии места нет –
Энергоше плохо живется!
Он расстроен и часто болен
Оттого, что из окон сквозит.
Ведь их к осени редко моют,
Да и вряд ли кто утеплит!
Можно к окнам приклеить пленку
Ту, что тепло сохранит!
Сразу станет уютно ребенку
И тому, кто в доме сидит.
Энергоша советует тоже:
«Радиатор за мебель не прячь!»
Совет этот очень поможет,
Воздух в комнате будет горяч!
Если плотно двери закрыть,
То тепло не уйдет погулять.
Сможешь ты его сохранить,
А не мерзнуть опять и опять!
Из крана чтоб дождь не стеной –
К дисциплине себя приучи!
Смеситель купи рычажной
И счетчики установи!
Если моешь посуду, помни:
Достаточно малой струи,
И будет в разы экономней!
Делай, как я, и ты!
Чтоб наш Энергоша не плакал
Эти правила ты не забудь!
И вместо приема ванной
Ты принимай душ!
Энергоша еще был бы рад,
Для него большего счастия нет,
Чтобы все: как и стар, так и млад,
Уходя, гасили бы свет!
Холодильник дома свой
Каждый берегите:
Закрывайте за собой,
А продукты – остудите!
Знайте каждый, что тот дом,
О правилах где домашние в курсе,
Не обделен теплом,
Ведь там БЕРЕГУТ РЕСУРСЫ!
- До новых встреч! (Энергоша уходит)
Рефлексия.
Учитель:
- У вас на столах есть разноцветные лампочки. Если вы считаете, что все, о чем мы говорили с вами сегодня важно, то покажите лампочку белого цвета. Если вы считаете, что о энергосбережении должны думать только родители, то покажите лампочку желтого цвета. А если вы считаете, что вообще не надо экономить энергоресурсы, то покажите лампочку красного цвета.
Ученик:
- А я хочу добавить:
Не лейте понапрасну воду,
и зря не жгите свет и газ!
Давайте сохраним природу для тех,
кто будет после нас!
Учитель:
- Спасибо всем за внимание! До новых встреч.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий внеклассного мероприятия "А ну-ка, мальчики!" для начальной школы Развлекательная программа ко Дню смеха 1 апреля в начальной школе Развивающая игра для детей подготовительной группы детского сада Игра - викторина по сказкам для 1 - 2 классаПохожие статьи:
Игра – викторина в начальной школе по сказкам Андерсена
← Конспект урока литературного чтения в 3 классе с презентацией. Линдгрен "Малыш и Карлсон" | Урок в 1 классе. Моя семья →
Автор: Екатерина Андреевна Пилимон
Опубликовано: 1864 дня назад (15 ноября 2019)
Просмотров: 3329
Рубрика: Сценарии внеклассных мероприятий
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!