Классный час «Символы государства», 6 класс
Разработка классного часа по гражданско-патриотическому воспитанию на тему: Символы государства
Форма: беседаЦели: сформировать представление о традиционных символах государства, познакомиться с историей их возникновения, проанализировать роль символики в жизни общества; воспитывать чувство гордости, патриотизма, значимости символики для нашего государства.
Предварительная подготовка: найти информацию по символике государства (флаг, герб, гимн); приготовить цветные карандаши, цветную бумагу, клей, ножницы, альбомный лист; нарисовать Герб России; изготовить Флаг России; записать: гимн России.
Ход беседы
1. Рассказы учителя и учеников о символах государства.Рассказ учителя с элементами беседы.
Сегодня мы с вами поговорим о государственных символах России.
• Символы России... что это такое? (Ответы учащихся.)
• Где и когда мы с ними сталкиваемся?
Пожалуй, не найдется в стране человека, который бы совсем ничего не ответил на этот вопрос. Однако ответы, без сомнения, будут разные. Кто-то вспомнит бескрайние просторы - луга, поля («поле, русское поле...»), леса («березы, березы ...»), кому-то на ум придут поднадоевшие, но непременные сувениры: матрешки, самовары, медведи. Любители русской старины расскажут о древнем Московском Кремле и регалиях - знаках царской власти: скипетре, короне, державе, шапке Мономаха - и, конечно же, не забудут и русские архитектурные святыни, существующие и разрушенные: Красную площадь, Покровский собор (храм Василия Блаженного), храм Христа Спасителя.
• Что входит в состав государственных символов?
Для любого современного государства его символы существуют в триединстве: герб, флаг и гимн. Эти символы - общечеловечны, всесословны, внеклассовы, они объединяют все народы данного государства. Почитание символов есть проявление гражданской позиции.
• Почему государство должно иметь государственные символы?
Для того, чтобы граждане страны чтили память предков, передавших им любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, сохраняли исторически сложившееся государственное единство.
• Когда возникли символы государства?
С XIX века символы государственного суверенитета постепенно закрепляются законодательно. Однако это совсем не означает, что, скажем, государственных гербов не существовало ранее. Так же, как во многих странах Европы, в России эмблемы, позднее вошедшие в государственный герб, возникли в Средневековье. И уже в начальный период существования единого русского государства они сыграли важную роль в борьбе за его упрочение. Выбор из тысяч эмблем, существовавших в средние века и отражавших способ мышления наших предков, вполне конкретных изображений не был случайным. С одной стороны, эмблемы в наглядной форме выражали основные идеи государственной политики, принявшего их великого князя московского Ивана III, воплощая в себе определенную его ориентацию, внутригосударственные устремления, внешнеполитические замыслы. А с другой - по своей форме эти знаки оказались привычны и понятны жителю Средневековой Руси.
• Что отображают символы государства?
Рассказы учащихся о Гимне России. (Прослушивание мелодии гимна.)
Наряду с государственным флагом гимн является официальным символом государства.
• Что такое гимн?
Гимн - торжественная песнь на стихи программного характера. Государственный гимн существует во всех современных государствах. На протяжении многих лет гимны России претерпевали изменения. Это был и «Боже, царя храни» А. Ф. Львова, на слова В. А. Жуковского, и «Интернационал» Эжена Потье, и гимн А. В. Александрова, на стихи С. В. Михалкова и Г. А. Эль-Регистана «Союз нерушимых республик свободных». В декабре 2000 года был принят федеральный закон, утвердивший в качестве гимна музыку А. В. Александрова, на слова С. В. Михалкова.
Целесообразно для наглядности использовать зарисовки на альбомных листах флага, аппликации из цветной бумаги; работы учащихся, демонстрируемые на выставке.
Рассказы учащихся о цветах флага (из истории).
Флаг Российской империи, его цвета определились гораздо позднее первых гербовых эмблем - через 200 лет после появления последних на государственной печати. Бело-сине-красный флаг «подарил» России флот Петра I. (Однажды Петр I увидел рыцаря на белом коне, в синем плаще, который скакал по земле, залитой кровью). В борьбе за звание «государственного» флага ему пришлось на протяжении почти двух столетий «конкурировать» с черно-желто-белым императорским стягом.
• Какое толкование имели цвета флага изначально?
Раньше цвета толковались так: белый означал духовенство, синий - дворянство, красный - трудовой народ.
• Опишите Флаг РФ.
«Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса белого цвета, средняя - синего цвета и нижняя - алого цвета. Отношение ширины к его длине 1:2».
• Что, по вашему мнению, в наши дни символизируют цвета флага?
В наше время цвета флага истолковываются по-другому: белый выражает чистоту устремлений, синий обозначает волю к миру, красный - энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество.
• Почему именно эти цвета вошли в российский флаг?
Рассказы учащихся о Гербе России и его истории.
• Что представляет собой Государственный герб Российской Федерации?
Четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.
Эмблемам, их символическому смыслу в средние века придавалось огромное значение. Особая роль отводилась знакам, олицетворяющим понятие государства, верховную власть государя, идею его господства над подданными. Среди государственных символов первенствовали эмблемы, составляющие отличительный знак государства - государственный герб. Подбор эмблем государственного герба, определение их сочетания, пропорций, цветов относились к компетенции высшей государственной власти. Государственный герб являлся важной частью института внешнего оформления верховной власти.
• Какова история российского герба?
Гербов было много, и все они были разные (показ гербов СССР и настоящего Герба России и сравнение их).
Более четырех столетий на гербе Российского государства изображался двуглавый орел. Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте 1497 года. С этого момента его изображения проникают во все сферы прикладного и изобразительного искусства, особенно на государственные регалии, предметы царского обихода и в архитектуру.
• Когда правительство РСФСР приняло постановление о разработке государственного герба?
5 ноября 1990 г. для организации этой работы была создана Правительственная комиссия. После всестороннего обсуждения комиссия предложила рекомендовать правительству герб - золотого двуглавого орла на красном поле.
• Что олицетворяет восстановление двуглавого орла как Государственного герба России?
Неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний Герб России - это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в третьем тысячелетии.
В некоторых государствах существуют законодательно закрепленные официальные слоганы страны. При этом их употребление так же важно, как и употребление герба, гимна, флага. Во Франции: «Свобода, Равенство и Братство»; в США: «При разнообразии - едины»; в Канаде: «От моря и до моря»; в Камеруне: «Мир, труд, Родина», в СССР: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Официального девиза в Российской Федерации нет.
• Какой бы вы предложили слоган нашей родине?
2. Подведение итогов.
Государственные символы есть не что иное, как связь между прошлым и будущим. И возможно, именно нынешние символы, которые включают в себя элементы предыдущего опыта, сплотят россиян, воодушевят нас на созидательную деятельность во имя процветания России - нашей Родины.
Рекомендуем посмотреть:
Исторического вечер ко Дню Победы - 9 мая для 5-11 классов. Сценарий Воспитание поликультуры у школьников Моя Россия - стихотворение на английском языке Литературная гостиная для учащихся 5-7 класса ко Дню ПобедыПохожие статьи:
Патриотическое воспитание в школе. Из опыта работы классного руководителя
Внеклассное мероприятие в школе ко Дню вывода войск из Афганистана
Патриотическое воспитание школьников в современных условиях
← Классный час «Традиции чаепития», 3-4 класс | Внеклассное мероприятие по гражданско-патриотическому воспитанию школьников, 7 класс. История Москвы →
Автор: Вера Антоненко
Опубликовано: 1587 дней назад (30 июня 2020)
Просмотров: 3760
Блог: Блог Веры Антоненко
Рубрика: Внеклассные мероприятия в школе
|
+4↑ Голосов: 4 |
Комментарии (3)
|
||
|
|
||
|
|
||
|