Литературная гостиная "Я жив, но я на полпути от рая"
Автор: Печникова Альбина Анатольевна, учитель литературы МОУ «Зайковская СОШ №1»
Название работы: Литературная гостиная «Я жив, но я на полпути от рая...»
Описание: В данной работе содержатся авторские прозаические и поэтические тексты ребят, участников литературного объединения «Серебряное пёрышко» Литературная гостиная проводилась для детей 5-7 классов в рамках недели патриотического воспитания школьников. Этот материал может заинтересовать организаторов по ВР, учителей начального и среднего звена школьного сообщества для проведения литературных мероприятий ко Дню Героя России, к 23 февраля, 9 мая.
Цель: сохранение и передача гражданско-патриотического наследия предков.
Задачи: 1) воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма;
2) формировать гражданскую позицию школьников через поэтическое слово;
3) способствовать развитию познавательной активности детей, сближению семьи и школы.
Литературная гостиная «Я жив, но я на полпути от рая»
Ход мероприятия: Учитель: «Я только раз видала рукопашный, раз-наяву и сотни раз - во сне, кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне!»-писала Юлия Друнина. Действительно, может сейчас нам уже не страшно, и мы готовы пройти этот трудный, но славный путь дедов и прадедов? Сегодня в нашей литературной гостиной мы поведём свой разговор о героической судьбе наших предков, жизнью и смертью доказавших, что значит любить свою Родину!
Я не поэт и не писатель,
Но правнук прадедов своих,
Что смело в бой пошли, в атаку,
Чтоб мир лишь был в глазах моих,
Чтоб ясно мне светило солнце
Без груды раненых солдат,
И не было б в моём оконце
Разрывов вражеских гранат!
Учитель: Сейчас прозвучали стихи Глушкова Максима, который выразил в них наше общее слово бесконечной благодарности ветеранам всех войн! Спасибо!
«Я часто думаю, а бывает ли на самом деле мирное время? В моём понимании, мирное время, когда на всей планете тишина и покой, нигде не стреляет ни одна пушка, когда молчат орудия и не рвутся снаряды. Видимо, такого не бывает…Если на одном материке нет войны, то на другом взрываются бомбы, умирают люди, матери хоронят детей, дети становятся сиротами. Выходит, что мы, разумные существа, не можем понять простую истину: можно жить без войны!!! Как страшно и больно провожать на войну (а, точнее, на верную гибель) своих отцов, старших братьев. Как ужасно засыпать и вздрагивать от бомбёжек и взрывов. Я часто думаю, как это – воевать? А могу ли я, как мой прадед? Смогу ли идти под пули? Или лучше об этом не думать, ведь долг каждого мужчины – защищать свою Родину, свою мать,
дочь, сестру…Мне кажется, что те люди, которые пережили войну, не могут быть прежними. Война оставила свой отпечаток и на ребёнке, и на женщинах, и на солдате. Ведь война – это, прежде всего, горе, большое, ужасное горе. А горе не красит людей, горе сжигает изнутри. В наш век высоких технологий оружие становится беспощаднее. Тут не важно, кто слабый, кто сильный. Даже самый хилый человек на планете может нажать красную кнопку и погубить всю планету. Рыцарские честные турниры остались в прошлом.Теперь нужно донести до каждого, достучаться до всех сердец, что нам нужен мир!»
Учитель: Эти строки, ребята, взяты из сочинения выпускника прошлого года Белоусова Дениса, который всегда проявлял высокую гражданскую позицию. Даже теперь, став студентом военного пограничного Голицынского института ФСБ России, он доказал, что бороться за мир для него - не пустые слова, а жизненное кредо. Эти размышления – современный взгляд молодого человека о войне. Я просила вас к нашей встрече подготовить рисунки, небольшие поэтические и прозаические зарисовки о ваших прадедушках. Давайте послушаем Якшина Семёна, у которого погибли два прадеда.
Был прадед у меня – Иван!
От мамы с бабушкой узнал
Про то, как славно воевал,
Про то, каким героем стал.
Иван Семёнович Лебёдкин
Фашистов бил, сжимал кулак.
На Юго-Западном он фронте
Ни шагу не ступил назад.
Он в наступательном бою,
В Ростовском крае – На Дону,
Бесперебойно вёл огонь,
И горяча была ладонь.
Дед подавил своим расчётом
Огонь ручного пулемёта,
Два блиндажа, четыре танка,
От фрицев только лишь останки!
Учитель: Спасибо тебе, Семён, за память и тонкое поэтическое чувство Родины. А в своём эссе «Воспоминания из военной жизни» Манькова Кристина рассказала о Струине Фёдоре Петровиче. Давайте послушаем её удивительную историю о прадедушке.
Однажды мне купили велосипед, я была очень рада, но научилась ездить на нём не скоро. Мой прадед Фёдор Петрович сидел у дома на скамейке, молча курил, наблюдая за моими неудачами. Когда я разбила себе коленки и решила отдохнуть с прадедом на скамейке, он рассказал мне такую историю...
Фёдор Петрович жил раньше в глухой деревушке в Туринском районе, велосипедов никогда не видел, а уж тем более, не умел на них кататься. Пришла война. На втором году послали прадеда менять дислокацию вместе с их разведротой. Утром на построении бойцам объявили, что в их распоряжение для оперативности военной предоставляются велосипеды. Все солдаты бросились осваивать новую технику, только мой прадед и ещё трое бойцов не радовались-они-то не умели ездить! Решено было быстро обучить неумех, однако, промучившись с ними несколько часов, бойцы оставили эту затею. Мой прадед, рассказывая мне эту историю, постоянно краснел, стыдно ему было в его годы чего-то не уметь. А бойцы решили так: кто умеет ездить на этих велосипедах, поедут вперёд и повезут аппаратуру потяжелее, а пешие понесут, что полегче. Группа велосипедистов уехала, а прадед вместе с тремя бойцами шли позади. Конечно, пеший отряд сильно отстал, но вот что они увидели, когда вышли на фронтовую дорогу: почти вся велосипедная группа погибла, попав под обстрел. Прадед мой долго вспоминал то осеннее утро, когда ещё живые солдаты весело катались на велосипедах и думали о мирном времени, как будто и войны не было. А мне, моим сёстрам и братьям Фёдор Петрович часто повторял: «Умел бы ездить на велосипеде, давно бы умер!»
Учитель: Оказывается, были на войне и такие незатейливые истории, будто ангел-хранитель прикрыл своим крылом и спас жизнь Фёдора Петровича, чтобы продлить род его надолго. Спасибо, Кристина, что сберегла для нас этот рассказ о прадедушке. Много воды утекло с той поры военного лихолетья. «Пусть небосвод нахмурено свинцов! Мы все гордимся памятью отцов!» Стихотворение Семёна Якшина – полное тому подтверждение, давайте прикоснёмся к его лирике!
Ушёл из жизни прадед Александр…
Каким достойным прадедом он был!
И виделся я в жизни с ним не раз.
Он много говорил мне о войне,
То были самые правдивые слова!
Он был свидетелем суровых дней:
Я ясно буду помнить их всегда!
Мой прадед, Александр Петрович,
Красноармейцем призван в декабре.
Попал под Новгород и в лыжном батальоне
Он воевал во вражеском огне.
Когда в атаку встал в бреду,
Пронзило ногу пулею ему…
И,кажется,он мёртв, его никто не знает…
Шинель запорошилась снегом вся.
Закончен бой, и наши отступают,
Фашист проходит не спеша.
Но нет, он не забыт, вернулись братья.
Движением руки он дал понять:
«Я жив, я здесь, но я на полпути от рая!»
И в небо синее он смог глаза поднять.
В сырой землянке места нет,
Там раненых полным - полно.
На трое суток - под навес,
А в ране смерть видна давно!
Уже гангрена началась,
Когда попал он в медсанчасть.
И ногу не смогли спасти,
Так дед остался без ноги.
Медаль он «За Отвагу»
Держал в своей руке,
Когда лежал в кровати,
Рассказывая мне
Про то, как под деревней,
Занятой врагом,
Достал боеприпасы
Для пушки боевой.
Учитель: Спасибо тебе, Семён, за трепетное, доброе сердце! Небольшое стихотворение-откровение "Память о войне" расскажет Власова Анастасия, победительница школьного конкурса.
В небе грозы ещё гремят,
Непогода в тебе, во мне,
Вспоминаю я тех солдат,
Что погибли на той войне…
Сорок первый проклятый год!
Столько смерти и слёз принёс,
Только выстоял наш народ
И невзгоды все перенёс!
Я хочу, чтобы никогда
Мир штыками не был объят!
Я прошу, чтобы мы всегда
Прославляли русских солдат!
Учитель: Проникновенные строки Шориковой Марии о живой душе ветеранов тоже никого не оставили равнодушными.
А что мы, люди, знаем о той войне?
О том, что ходим по кровавой мы земле,
Где падал заживо, не зная страха, человек.
Его душа покоится в местах боёв вовек.
Кто были люди те, чего желали?
О чём видали сны, о чём мечтали?
Защитники, герои века, командиры…
Лежат в земле сырой-вот их квартиры!
Лишился кто-то брата, сына на поле брани.
Хотели жить они, но смертью пали…
Война любовь у них украла,
Теперь саднит одна живая рана…
Познали ужасы войны отцы и деды,
Сражался слабый пол и крохи-дети,
Ведь не щадила никого война-злодейка,
И гробом стала для бойцов навек шинелька
Всё забрала она - война, но не убила
Живую душу в них, и в том их сила!
Учитель: Звучит метроном - минута молчания. Божественная по красоте музыка Бетховена «Лунная соната» ... Ребята, я очень рада, что вы поделились с нами своими стихами-капельками души. Наша литературная гостиная сегодня закрывается, но поэтическое творчество продолжается и будет звучать ещё долго! В своих стихах и сочинениях мы с вами постараемся увековечить память о наших предках, лишённых юности и счастья мирной жизни! Нельзя допустить, чтобы историю переписывали заново! Спасибо всем большое за неравнодушие,неуспокоенность ваших маленьких, но по внутренней наполненности,огромных сердец!Давайте будем помнить!
Послевоенные трудные годы -
Поднимали колхозы, мир берегли,
Хотели жить светлым прошлым,
Но ночами им снились бои!
Но не смог ими страх позабыться
Той далёкой, но близкой войны,
А во сне они видят убитые лица,
И шрамы военные очень больны!
Не позволим, никак не допустим,
Чтобы струйкой - скупая слеза
Бередила бы дедушке душу,
Прибавляла седин у виска!
Ветераны войны – поколенье России!
Им особая честь, почёт и хвала!
Я горжусь, что я правнук великих героев!
Пронесу о них память я через года!
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий концерта ко Дню Победы 9 мая в школе
Исторического вечер ко Дню Победы - 9 мая для 5-11 классов. Сценарий
Воспитание поликультуры у школьников
Моя Россия - стихотворение на английском языке
Похожие статьи:
Патриотическое воспитание в школе. Из опыта работы классного руководителя
Внеклассное мероприятие в школе ко Дню вывода войск из Афганистана
Патриотическое воспитание школьников в современных условиях
Классный час ко Дню Победы – 9 мая, 8-9 класс
Классный час на 9 мая День Победы, 10 класс