Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Классный час ко Дню Победы – 9 мая, 8-9 класс

Сценарий классного часа к 9 мая для учащихся 8-9 классов

Конспект классного часа ко Дню Победы для 8-9 класса «Песня в солдатской шинели»

Песня так же может разить врага, как и любое оружие

А. Александров

Классный час, посвященный музыке военных лет.

Советские песни военных лет содержат огромный заряд нравственности и патриотизма. Этот заряд можно направить на патриотическое воспитание подростков. Песни военных лет - это классика советской песни. Знакомство с такой музыкой может дать детям критерии оценки музыкального произведения вообще и песни в частности. По форме это мероприятие можно назвать часом общения. В нем можно выделить две части: информационный блок (краткие рассказы об истории создания песен), интерактивная беседа - обсуждение и музыкальная минутка - пение песен.

Цели: расширить представление детей о Великой Отечественной войне, ознакомить с историей создания знаменитых песен; формировать у детей положительное отношение к песням военных лет, неприятие попыток исказить и очернить историю войны; воспитывать художественный вкус, эстетическое чувство; пробуждать желание петь и слушать песни Великой Отечественной войны.

Подготовительная работа с детьми:

- подготовить творческую группу (6 детей), распределив материал информационного блока между ними (достаточно одной ксерокопии сценария);

- размножить слова песен, которые дети будут петь в конце классного часа.

Оформление: атрибутика времен Великой Отечественной войны (плакаты фотографии, патефон, изображения орденов и медалей); на доске - тема, эпиграф.

Музыкальное оформление: музыкальные записи песен («Землянка», «Темная ночь», «Синий платочек», «Священная война»).

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Информационный блок:

1. Песни против песен.

2. «Землянка».

3. «Темная ночь».

4. «Синий платочек».

5. «Священная война».

III. Интерактивная беседа по теме «Старые песни о главном».

IV. Заключительное слово.

V. Музыкальный финал «Споемте, друзья!».

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Ребята, каждый день вы слышите десятки песен. Некоторые песни приобретают сумасшедшую популярность и внезапно забываются. Но есть такие песни, которые пережили свое время и стали классикой. Классический - значит образцовый, безукоризненный, безупречный. Авторы этих песен уловили какой-то нерв, какой-то тайный механизм, который воздействует на слушателя даже спустя десятилетия. И делает песню вечной. К таким вечным песням можно отнести песни Великой Отечественной войны. Давайте прочитаем тему сегодняшнего классного часа (читает). Теперь прочитаем эпиграф (читает). Как вы считаете, может ли песня быть бойцом или грозным оружием?

Примерные ответы детей:

- Песня может быть бойцом, так как она ведет в бой.

- Пока люди поют песни, они верят в победу.

- Песня объединяет людей и делает их сильнее, поэтому она может быть грозным оружием.

- Песня может поднять дух воинов, поднять их на подвиги, поэтому песня - это грозное оружие.

- В песнях солдаты поют о том, что им дорого, за что они будут воевать до последней капли крови.

- Песня помогает солдатам в их фронтовой жизни, поэтому можно сказать, что песня воюет вместе с солдатами, а значит, песня тоже боец.

Классный руководитель. Действительно, песня - это и боец, и грозное оружие. Сегодня мы будем говорить о песнях Великой Отечественной войны. Эти песни провожали наших солдат на фронт и встречали в освобожденных городах, песни поднимали в бой и помогали пережить потерю близких, песни шагали вместе с пехотой и ехали с танкистами по пыльным дорогам войны, песни поднимались в небо на крыльях с красными звездами и бороздили морские просторы. Песня - это музыкальная летопись Великой Отечественной войны. Я передаю слово творческой группе, которая подготовила информационный блок сегодняшнего классного часа.

II. Информационный блок

Песни против песен

Ученик 1. И песни действительно сражались!

Немецкий ученый Эберхард Дикман рассказывал нашему писателю Вадиму Кожинову, что в Германии перед войной вообще не пели лирических песен - повсюду слышались одни марши! В этих маршах прославлялась Германия, воспевалась немецкая нация, восхвалялся фюрер и нацистские вожди. Эти песни должны были поднять боевой дух немецких солдат перед походом на Восток для завоевания жизненного пространства. С таким боевым духом немецкий солдат переступил границу нашей страны, и полились нацистские марши по нашей земле. И везде, во всех уголках России, против этих маршей поднялся весь наш народ: солдаты и матросы, старики и дети, люди всех национальностей поднялись на борьбу, чтобы никогда не слышать на своей земле этих нацистских маршей.

Какие же песни вдохновляли на борьбу наших людей? Я перечислю только названия: «Соловьи», «Смуглянка», «Синий платочек», «Темная ночь», «Катюша», «Землянка», «Ой, туманы мои, растуманы». Это были не маршевые, а лирические песни. В них говорилось о любви, о родном доме, о весне, о березках, соловьях. И эти песни победили! Потому что с этими песнями наши люди защищали не жизненное пространство, а родную землю, родные березки, любимых и близких. Наша группа подготовила рассказ об истории создания нескольких песен. Сегодня мы послушаем песни Великой Отечественной, узнаем об истории их создания, мысленно перенесемся в те сороковые грозовые, представим себе, что чувствовали наши прабабушки и прадедушки, когда слышали эти песни на фронте или в тылу.

«Землянка»

(Звучит песня «Землянка».)

Ученик 2. Нет, наверное, в нашей стране человека, который бы не узнал эту песню.

(Читает.)

Ты сейчас далеко-далеко.

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти четыре шага.

Эти строки поэт Алексей Сурков написал в 1941 г. в землянке, в «белоснежных полях под Москвой». Он и не предполагал, что пишет слова всенародно известной песни. Он просто писал жене письмо в стихах, описывал свои чувства после трудных боев за Москву. Через год в Москве проездом оказался композитор К. Листов. Он пришел в редакцию фронтовой газеты, где работал поэт Сурков и попросил дать что-нибудь «песенное». Поэт предложил это лирическое письмо. Композитор сразу же сочинил мелодию и записал ее на обычном тетрадном листке - начертил пять линеек, записал ноты и ушел. Слова и мелодию песни напечатали в газете «Комсомольская правда». Песня получилась очень теплая, задушевная, немного грустная, но не тоску вызывала она у бойцов, а презрение к смерти. Эта песня была песней - бойцом, участвовала в борьбе и помогала приближению победы. Ее полюбили и запели на всех фронтах, так же как и другую песню, которую вы сейчас услышите.

«Темная ночь»

(Звучит песня «Темная ночь».)

Ученик 3. Песню «Темная ночь» из фильма «Два бойца» впервые исполнил всенародный любимец актер Марк Бернес, который играл главную роль. Песня сразу запомнилась зрителям. Написана она была буквально на одном дыхании. Фильм «Два бойца» снимался в 1942 г. на Ташкентской киностудии. Музыку к фильму писал известный композитор Никита Богословский. По замыслу режиссера в фильме должна была прозвучать задушевная песня. Как только режиссер объяснил композитору состояние и чувства героя, Никита Богословский сразу же сел за рояль и без остановки сыграл мелодию будущей песни. Так с первого раза и родилась эта музыка. Такой и вошла она в фильм без единого изменения. На всех фронтах звучала эта песня в минуты короткого отдыха, в перерывах между боями. За родной дом, за детскую кроватку, за любимую воевал наш солдат, пока не закончилась над нашей страной «темная ночь» войны.

«Синий платочек»

(Звучит песня «Синий платочек».)

Ученик 4. Песенку «Синий платочек» московские любители джаза распевали еще до войны. Но эту легкую джазовую песенку забыли бы очень скоро, если бы не народная артистка Советского Союза Клавдия Шульженко. В 1942 г. она попросила молоденького лейтенанта, сотрудника фронтовой газеты, написать другие слова на эту мелодию. Лейтенант сочинял всю ночь. Так и появилась песня с военными словами.

- Мне сразу понравились простые, берущие за душу слова, - говорила Шульженко. - В них было много правды. У каждого воина есть одна родная женщина, самая любимая, близкая и дорогая, за горе, страдания, лишения, за разлуку с которой он будет мстить врагу.

Строчит пулеметчик

За синий платочек,

Что был на плечах дорогих!

Это было второе рождение песни. С новым текстом «Синий платочек» занял свое место на боевых позициях и дошел с нашим солдатом до самого Берлина. О том, как сражался «Синий платочек», говорят такие эпизоды войны. Однажды Шульженко давала концерт в авиационном полку. После концерта один из летчиков сказал ей, что «Синий платочек» будет с летчиками во всех боях и первый же сбитый «юнкере» или «мессер» они посвятят ей. Ждать Шульженко пришлось недолго. На следующий же день этот летчик сбил фашистский «мессершмитт». «Песни Шульженко, как снаряды и патроны, были нужны нам в бою,» - говорили солдаты и офицеры.

«Священная война»

(Звучит песня «Священная война».)

Ученик 5. Главная песня Великой Отечественной - «Священная война». Эта песня содержала заряд такой силы, что до сих пор у многих людей комок подкатывается к горлу и слезы наворачиваются на глаза, когда они слышат: «Вставай, страна огромная, вставай, на смертный бой...»

- «Это гимн мести и проклятия гитлеризму» - так говорил об этой песне ее автор композитор А. Александров. Он вспоминал, что во время войны эту песню слушали всегда стоя, с каким-то особым порывом, святым настроением, и не только бойцы, но и сами исполнители нередко плакали.

Ученик 6. Эта песня родилась в самые первые дни войны. За одну ночь поэт В. Лебедев-Кумач написал стихотворение, которое сразу же было напечатано в газетах. В одной из газет это стихотворение прочитал композитор А. Александров. Он был руководителем Ансамбля песни и пляски Красной армии. Стихотворение произвело на композитора такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день Александров уже репетировал новую песню с ансамблем. А еще через день хор впервые исполнил песню на Белорусском вокзале, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.

Ученик 5. Вот что писали современники об этом первом исполнении (читает).

«...В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост - своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале - шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова и зал постепенно затихает...

Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах...

Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь - пять раз подряд! - пел ансамбль "Священную войну"...»

Ученик 6. Так начался боевой путь этой песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальным гимном Великой Отечественной войны. Ее пели всюду - на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио. В летописи Отечественной войны есть немало героических эпизодов, рассказывающих о том, как вступала в бой эта песня-гимн. Один из них относится к весне 1942 г. Небольшая группа защитников Севастополя заняла оборону в пещере, выдолбленной в скале. Гитлеровцы яростно штурмовали эту естественную крепость, забрасывали ее гранатами. Силы защитников таяли... И вдруг из глубины подземелья послышалась песня:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой...

Потом раздался сильный взрыв, и обломки скалы завалили пещеру... Не сдались советские воины ненавистному врагу. Многие военачальники говорили, что по силе воздействия эта песня может сравниться с «целым бронетанковым корпусом».

III. Интерактивная беседа по теме «Старые песни о главном»

Классный руководитель. Сегодня вы познакомились с историей нескольких песен Великой Отечественной войны. Какое впечатление произвели на вас эти песни? Как в вашей семье относятся к этим старым песням?

Примерные ответы детей:

- Эти песни очень любят бабушки, дедушки, родители, любят смотреть передачи, знают наизусть слова.

- Когда в семье торжество и собираются все родственники, за столом всегда поют старые песни.

- Такие песни, как «Священная война», нельзя петь просто так. Это очень сильная песня. Это что-то святое.

- Впечатление - мороз по коже и комок в горле. Такое же и у родителей - прадедушка погиб на войне.

Классный руководитель. «Старые песни о главном» - в телепередаче с таким названием сейчас исполняют песни военных лет современные артисты. Как вы думаете, о чем самом главном поется в этих песнях?

Примерные ответы детей:

- Любовь, дом, семья, дети.

- Родина, свобода, чистое небо над головой.

- Долг, верность, честь.

Классный руководитель. В начале классного часа мы говорили о том, что песни как солдаты, они тоже сражались. И главная песня Великой Отечественной - «Священная война» до сих пор на переднем крае. И в наше время она ведет бой. Вдруг стали появляться слухи, что якобы слова этой песни написал обрусевший немец еще в 1916 г. в связи с Первой мировой войной. А поэт Лебедев-Кумач присвоил их себе или попросту украл. Ученые-филологи разоблачили эту ложь. Во-первых, нет ни одного рукописного текста, принадлежащего перу этого самого немца, во-вторых, у Лебедева-Кумача сохранились Десятки черновиков с вариантами этого стихотворения, что свидетельствует о напряженной работе над текстом. Да и не могла появиться Такая песня перед Первой мировой войной. Солдаты не понимали сути этой войны и не хотели воевать - откуда взяться такому накалу патриотизма, такой энергии? Как вы думаете, зачем вообще были затеяны все эти обвинения? Казалось бы, ну какая разница, кто это написал?

(Дети высказывают свои предположения.)

Дело в том, что это не просто песня - это гимн величию народа, победившего фашизм. Чтобы очернить нашу Победу, начинают «нападать» на его песню... Это все то же назойливое стремление внушить нам мысль о нашей второсортности, неполноценности. Мол, что могут создать эти русские? Все великое только от немцев. Этот миф уже развеяли наши прадеды, водрузив красный флаг над рейхстагом. Несколько поколений наших людей получили хорошую прививку от этих мифов. Как же современной молодежи не попасть в плен к этим мифам?

Примерные ответы детей:

- Нужно побольше узнавать о войне.

- Нужно смотреть документальные фильмы, читать рассказы очевидцев, самим делать выводы.

- Нужно научиться уважать себя, свой народ, свою историю.

Классный руководитель. Действительно, нужно научиться уважать свою историю, свой народ, своих героев. Нужно иметь свое национальное достоинство.

VI. Заключительное слово

Классный руководитель. Все дальше уходит от нас Великая Отечественная война. Уходит и поколение, которое помнит эту войну. Но не уходит память о подвиге народа. Она остается в книгах, фотографиях, фильмах, в рассказах прадедов. Но песни хранят не просто память - они сохраняют душу народа. Слушая эти песни, понимаешь, что фашизм победили не сказочные богатыри, а самые обычные люди. Им было страшно, холодно, больно. Но они выстояли. В этом сила и величие наших прадедов. А песни им помогали побеждать, поэтому песни - это тоже ветераны Великой Отечественной войны. И в эти майские победные дни давайте вспомним и них.

V. Музыкальный финал «Споемте, друзья!»

(Включается музыка, дети поют песни, о которых узнали в ходе классного часа.)

Похожие статьи:

Классный час в 10 - 11 классе на тему: Оружие Победы

Классный час на День Победы – 9 мая для 7-8 класса

Классный час ко Дню Победы – 9 мая, 2 класс

Сценарий ко Дню Победы в начальной школе

Классный час на 9 мая День Победы, 10 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!