Патриотическое воспитание в школе. Из опыта работы классного руководителя
Патриотическое воспитание школьников
Патриот - это человек, который горячо любит Родину, учится и трудится на ее благо, приумножает ее богатства, а если понадобится, он должен быть готов встать на ее защиту, в том числе с оружием в руках. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознания любви к Родине, к своему Отечеству. Патриотическое воспитание предполагает сочетание новых подходов к сущностным характеристикам патриотизма с устоявшимися формами патриотической работы школьников. В наши дни идеи патриотического воспитания определяются стратегией государственной политики в выборе ценностно-целевых установок жизнедеятельности общества, многообразием обновленных образовательно-воспитательных структур.
Патриотическое воспитание в России традиционно связывается с идеей гражданского воспитания.
Патриотизм, любовь к Родине, в нашей стране особенно ярко проявляется в годы испытаний: жертвенное отношение к долгу, готовность верно служить делу процветания Отечества. Конечно, патриотизм в той или иной мере развит у всех народов, но у россиян он, похоже, заложен на генетическом уровне...
А. С. Пушкин, например, презирал российских чиновников, но возмущался, когда их ругали англичане. Особенность национального патриотизма россиян ярко проявилась в войнах 1812 и 1941— 1945 годов. В обеих стихия народного гнева в форме партизанской войны обрушивалась на агрессоров, обеспечивая победу. Однако необходимо изучать не только героическое прошлое.
Идея национального воспитания - это:
• духовность - направленность личности каждого отдельного человека;
• народность - отношения человека с обществом, с народом и система общественных отношений;
• державность - это суть патриотизма как системы отношений человека и государства, общества и государства, декларирующей признание сильной государственной власти.
У подавляющего большинства подростков идеал патриотической личности сформирован недостаточно. В обществе всегда существовала система «эталонов» патриотического поведения, которая создавала условия для формирования у молодежи не только патриотических идеалов, но и гражданского самосознания.
По мнению учащихся, в качестве идеала патриотической личности для них могли бы выступать, прежде всего, «исторические личности, внесшие вклад в развитие страны» (50 %), «герои военных действий» (43,5 %) и «близкие люди или родители» (17,4 %). Чаще всего ребята в качестве идеала называют Петра I, а также известных военачальников и полководцев (Наполеон, А. Македонский, Г. Жуков, В. Чапаев). Можно сделать из этого вывод, что в настоящий момент школьники воспринимают патриота как человека, приносящего пользу своей стране или готового ее защищать.
Патриотическое воспитание как условие формирования гражданского сознания школьников
Внутренний мир человека сам по себе не формирует осознанное чувство патриотизма - он лишь основа. Формирование происходит тогда, когда он соприкасается с общественными ценностями, идеалами, традициями.
Задачи патриотического воспитания:
- формирование знаний об исторических фактах и явлениях, способности объективного рассмотрения этих событий, навыков использования учебной литературы, энциклопедий, карт, статистических данных, наглядных пособий, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности;
- стимулирование умственной активности учащихся, их любознательности, творческой деятельности, способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами.
В процессе становления какого-либо качества личность проходит через ряд этапов, в которых формируются:
- представления о данном качестве как о социальном явлении;
- собственные убеждения по поводу этого качества;
- навыки поведения в рамках данного качества;
- привычка поступать согласно принятым в обществе нормам и правилам.
Соответственно патриотизм как качественное образование личности должен пройти через воспитание убеждений, утвердившись в сознании школьника, и реализоваться в деятельности. Поэтому структура патриотического воспитания выглядит следующим образом.
Основными формами организации являются практикумы, уроки-лекции, симпозиумы-дискуссии, исторические журналы, конференции, уроки-рассуждения, уроки-версии, семинарские занятия, уроки по защите социальных проектов.
- Традиционные мероприятия патриотической направленности:
• Общегимназические линейки.
• Тематические уроки Мужества:
- «Присягают Родине сыны»,
- «Сталинградский котел»,
- «Времен связующая нить»,
- «Поклонимся Великим тем годам».
• Торжественные собрания.
• Круглые столы.
• Научно-практические конференции.
• Концерты (мероприятия), посвященные великим датам.
• Работа лекторских групп.
• Литературно-музыкальные композиции.
• Пополнение экспозиции уголка боевой славы.
Эффективным средством в системе патриотического воспитания является игровая деятельность, которая в последнее время активно используется во время проведения спортивного праздника для юношей 9-11 классов.
Военно-спортивная игра - это ролевая игра с элементами «военизации», в которой используются некоторые термины и понятия, применяемые в военном деле, организационной структуре армии и флота, в некоторых родах войск. Игра - выход в большую жизнь, осуществление мечты, исполнение желаний.
Центральное направление военно-патриотической работы - несение Вахты Памяти у Вечного огня.
Назначение в Почетный караул воспринимается обучающимися как великая честь и большое доверие. Они гордятся этим и соревнуются за право нести Вахту Памяти у Вечного огня.
Одной из приоритетных форм работы по патриотическому воспитанию являются благотворительные акции:
• «Руки сердечное тепло» (гуманитарная помощь участникам военных событий в госпиталях, сбор средств для отправки посылок воинам-землякам в воинские подразделения нашей Родины).
• «Открытка ветерану» (поздравление с праздниками 19 ноября, Новый год, 2 февраля, 23 февраля, 9 мая).
• «Цветы на граните» (возложение цветов в дни праздников к памятным местам).
Выступления ветеранов Великой Отечественной войны и других войн на уроках Мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей часто служат толчком к началу или активизации поисковой работы.
Одним из приоритетных направлений по патриотическому воспитанию является посещение музеев, памятных исторических мест.
Мероприятия данной формы:
- участие в смотре-конкурсе уголков боевой славы;
- участие в выставках декоративно-прикладного творчества «Защитникам Отечества посвящается»;
- участие в играх «Знатоки ВОВ»;
- «Краеведческий калейдоскоп»;
- участие в конкурсе литературно-музыкальных композиций.
В последнее время набирает силу новая форма патриотического воспитания: социальное проектирование (например: «Посылка в армию земляку»).
Все, что вкладываем мы в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты.
Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом и заключается государственный подход каждого педагога к делу воспитания молодежи.
Похожие статьи:
Классный час «Наша Родина - Россия», 7 класс
Материал по теме «Россия - Родина моя!». Начальная школа
Патриотическое воспитание школьников в современных условиях
Стихи о родине России для детей 2 - 4 класса
Внеклассное мероприятие в школе ко Дню вывода войск из Афганистана
Нет комментариев. Ваш будет первым!