Классный час «С чего начинается Родина», 7 класс
Конспект классного часа для подростков на тему «С чего начинается Родина»
Цель: познакомить с символикой Российского государства.На доске или плакатах записаны эпиграфы:
«В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки». (Т. Шевченко.)
«Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может». (Дж. Байрон.)
Ход классного часа
Звучит песня «С чего начинается Родина?».Вступительное слово учителя.
Сегодня наш классный час посвящен символам России.
В каком бы уголке земного шара мы ни были нас наполняет чувство гордости, когда слышим звуки гимна, видим флаг нашей страны, ее герб.
Они словно говорят нам: «Вы не одиноки в этом мире, за вами - ваша страна». Каждый гражданин России гордится историей, овеянной славой. Предками, под знаменами, гербами, иконами выстоявшими в страшных испытаниях. Александр Невский, Дмитрий Донской, Суворов, Кутузов...
На протяжении всей истории сложилось так, что каждое государство имеет свою Конституцию и три основных символа - ФЛАГ, ГЕРБ, ГИМН. Сегодня мы познакомимся с символами нашей страны и ее Конституцией.
Я представляю вам знатоков, которые помогут нам заглянуть в историю символов: Историк, Музыковед, Герольд, Филолог.
Учащиеся проходят за отдельный стол.
Вопрос первый: что такое символы?
(Ответы учащихся.)
Резюме Филолога. Символ - это образ, представляющий что-либо.
(Определение вывешивается на доску).
Вопрос второй: что такое государство?
(Ответы учащихся.)
Резюме Филолога. Государство - это основной институт политической системы. Основные признаки: территория, публичная власть и др. (Определение вывешивается на доску).
Вопрос третий - что такое символы государства? (Ответы учащихся).
Резюме Филолога: Символы государства - это образы, представляющие государство на официальных церемониях и международной арене, показывающие его суверенитет.
Первые символы государства в странах Европы появляются в средневековье. А как же этот процесс проходил у нас в стране? (Ответы учащихся.)
Резюме Историка. Государственный флаг является высшим государственным символом, ему отдаются высшие государственные почести, его достоинство подлежит защите как внутри страны, так и за ее пределами. Оскорбление флага рассматривается как оскорбление нации.
Бело-сине-красный флаг появился при Петре I. Впервые он был поднят в 1666 году на первом русском корабле «Орел». Но долгое время он не был государственным. Считалось, что Петр I заимствовал эту цветовую гамму у голландцев. Сравним флаги XVII в., которые действовали до Петра I.
Вывешиваются на доску изображения флагов.
Что вы можете сказать, глядя на эти флаги?
(Цвета те же, только в разном сочетании.)
Значит, мы можем предположить происхождение цветовой гаммы Герба России.
Как видите, флаг трехцветный. С чем ассоциируются у вас эти цвета?
- Белый - мир, чистота, правда, непорочность, нетленное совершенство.
- Синий - вера, верность, постоянство.
- Красный - энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество.
В XVIII веке установлен четкий порядок цветов, белый - божественная часть мира, синий - небо, красный - земля.
Почему именно эти цвета?
Возможно, они заимствованы у древнего герба Москвы - белый конь, синий плащ, красное поле.
Таким флаг был до революции 1917 года. Изменились жизнь, политическая система, мировоззрение людей. Создается и новый флаг нового государства - красного цвета.
Вывешивается изображение флага.
В 1991 году Россия вернулась к прежнему флагу. А 11 декабря 1993 года Российский флаг был утвержден.
Звучит стихотворение К. Симонова «Знамя».
От знамен не прикуривают.
И не шутят под ними
И около них.
И не штопают - если пробито.
Из пробитого знамени
Кровь не уходит,
И не надо его бинтовать!
Кровь уходит,
Когда
Знамя бросают на землю.
Обвернут
Вокруг голого потного тела,
Знамя не будет
В обиде.
Пятен оно
На себе не боится.
Кровь - не грязь.
И убитого, если, правда, героя, -
Можно накрыть
Ненадолго.
Надолго
Он не позволит.
Потому что знамя нужно живым.
Второй символ, также утвержденный в 1993 году, - Государственный Герб.
И герб, и флаг имеют одну и ту же геральдическую гамму. На гербе красный фон щита; всадник Георгий Победоносец - белого цвета, а его плащ - синего, таким образом, можно говорить о преемственности геральдической традиции.
Белый, синий, красный цвета - исконно русские цвета. Древние славяне украшали свои щиты красным цветом. В Древней Руси стяги были червленого цвета.
Красный цвет - показатель державности, власти, мужества.
Голубой - цвет Богоматери, покровительницы русской церкви, верность, честность.
Белый - символ свободы, величия, независимости.
Может быть, эти принципы являются приоритетными в развитии нашего государства, поэтому и находят отражение в цветовой гамме российских символов государства.
Вывешивается изображение Российского герба.
Мы видим изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном щите. Над головами орла - три короны, в лапах - скипетр и держава, на груди, на красном щите, - всадник, поражающий копьем дракона.
Впервые изображение герба появляется в 1497 году на печати, прикрепленной к Меновой грамоте Ивана III, в виде двуглавого орла. На протяжении столетий герб менялся. В 1917 году появляется новый герб. В 1993 году возвращается двуглавый орел.
Вопрос: что означают изображенные предметы и фигуры на щите? (Выслушиваются ответы учащихся.)
Резюме Историка: Двуглавый орел — символ единения народов, живущих в европейской и азиатской части России.
Корона - суверенитет всех субъектов федерации, а также рассматривается как символ союза трех ветвей власти.
Скипетр и держава - сильная власть, защита государства и его единства.
Всадник на груди орла - древний символ победы добра над злом, готовность защищать и отстаивать свою свободу и независимость от врага, если он появится.
Третьим государственным символом России является ее Государственный гимн.
Исполнение Российского гимна.
- Какие чувства он у вас вызывает?
- Что означает слово «гимн»?
Резюме Филолога: Слово «гимн» греческого происхождения и означает «торжественная песнь».
Резюме Музыковеда: Вы обратили внимание на музыку, ее торжественность, величественность, возвышенность.
Государственный гимн - торжественное музыкальное произведение, призванное сплачивать и вдохновлять нацию. Используется на государственных церемониях.
Первый официальный Государственный гимн России - «Молитва русских» - создан в 1815 году на слова В. Жуковского с использованием музыки английского гимна.
В 1999 году встал вопрос о новом гимне России. У музыки А. Александрова появилось много противников, которые говорили: «А стоит ли брать за основу нового гимна России музыку гимна СССР, ведь это гимн социалистического государства, соз
данный во времена Сталина, это откат назад, к диктатуре, отказ от демократии, свободы».
А как вы думаете?
- Представьте... Россия. 1812 год. Кстати, что произошло в этом году в России?
Один раввин (еврейский священник) Неуре Залмян возглавил партизанское движение евреев против Наполеона и предложил сделать главной песней этих отрядов марш Наполеона, подслушанный в лагере французов.
Ему сказали: «Но ведь это песня нашего врага», он ответил: «Музыка - это сила и, используя ее, именно таким образом можно отобрать у врага силу». Поэтому, приняв музыку Александрова в качестве гимна России, мы попытались сохранить связь времен.
- Какие главные идеи заложены в тексте гимна авторами - С. Михалковым и А. Александровым?
(Ответы учащихся записываются на доске.)
- Преемственность («твое достоянье на все времена», «предками данная», «так было, так есть и так будет всегда»);
- многонациональность, дружба народов («братских народов союз вековой»);
- гордость за страну («великая слава», «могучая воля»);
- обширность территории;
- верность Отчизне;
- значимость народа для государства;
- священная, хранимая Богом;
- вера в будущее России («грядущее нам открывает года»).
Заключительное слово учителя.
Все эти идеи должны вдохновлять граждан государства: быть верными Отечеству, любить его, гордиться своей Родиной. Человека с такими качествами называют...(патриотом).
Одним из главных проявлений патриотизма человека является знание и уважение символов государства, в котором он живет, - герба, флага, гимна.
Во всем мире люди в тяжелые, трудные времена обращаются к государственным символам как символам единения. Ведь за ними многовековая история народа, величайшие взлеты страны и ее страдания.
Вспомните, какую гордость испытывают спортсмены нашей страны, когда поднимаются на высшую ступеньку пьедестала, и в честь их страны звучит гимн, и поднимается флаг на спортивных аренах.
Наш классный час начался с песни «С чего начинается Родина?» А ответом на вопрос, рефреном звучащим в песне, станет стихотворение:
Родиной тот край зову,
Где родился, где живу,
Где бродил я не однажды,
Где знаком мне камень каждый,
Где учился понимать,
Где любил отца и мать,
Где когда-то предки жили,
Где лежат они в могиле,
Где к невзгодам я привык,
Где звучит родной язык,
Где с друзьями я встречался,
Где ходил я, где смеялся,
Где люблю на мир смотреть,
Где хотел бы умереть.
Звучит песня «С чего начинается Родина?».
Рекомендуем посмотреть:
Классный час на 12 декабря - день Конституции РФ, 7-9 класс Классный час на тему: ЗОЖ, 6-7 класс Символы России в поэтических этюдах школьников Классный час «Символы государства», 6 классПохожие статьи:
Классный час «Государственная символика России», 5 класс
Классный час «Гимн, герб и флаг России», 5 класс
Классный час «Государственные символы России», 7-8 класс
← Ролевая игра для подростков. Сценарий | Праздник ко Дню легкой атлетики в школе. Сценарий праздника →
Автор: Вера Антоненко
Опубликовано: 1022 дня назад (16 января 2022)
Просмотров: 2775
Блог: Блог Веры Антоненко
Рубрика: Классному руководителю
|
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!