Классный час «Культура речи», 7 класс. Конспект
Конспект классного часа на тему «Как повысить культуру речи?», 6-7 классы
Цель: знакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой; воспитывать любовь и уважение к родному языку, формировать навыки речевого общения. Предварительная подготовка
1. Подобрать меткие и образные высказывания о русском языке, пословицы, поговорки, афоризмы, подготовиться к конкурсу выразительного чтения.
2. С помощью учителя русского языка и литературы отобрать лучшие сочинения учащихся, выписать из неудачных сочинений смешные обороты речи, неправильные выражения; понаблюдать за тем, как говорят ученики, много ли слов- сорняков в их речи.
3. Подготовить плакат: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!» (И.С. Тургенев).
Ход классного часа
I. Вступительное слово классного руководителяЯзык — это наша история, наше богатство, культура, это язык А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, К.Г. Паустовского и других великих хранителей красоты и образности родного языка.
В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность. Эстетика речи состоит в ее подчинении определенным нормам произношения, ударения, построения слов, словосочетаний и предложений; в ясности, эмоциональности и доступности; в чистоте (отсутствии слов-паразитов, словесных штампов); в яркости, образности, выразительности. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного. Французский философ Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена».
II. Выступления учащихся на тему «Как мы говорим»
Учащиеся приводят примеры из жизни, из сочинений.
III. Слово классного руководителя
О культурном облике человека мы судим не только по тому, как он выражает свои мысли и чувства. В устной и письменной речи раскрываются содержание и глубина мыслей, эмоциональная культура человека. Прослушайте выдержки из ваших сочинений и подумайте, какое значение имеет четкость, последовательность, простота изложения мыслей в письменной и устной речи. Можно ли излагать материал четко и ясно, если он неглубоко усвоен?
Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое, злое, необдуманное и бестактное — приносит беду. Подкрепите это высказывание примерами из жизни. Ответьте на вопросы:
1. Как связана культура речи с культурой чувств?
2. По каким признакам можно судить о культуре человека?
3. Какова взаимосвязь между чувствами, речью и воспитанностью человека?
4. От чего зависит способность управлять своими чувствами?
5. Какими чувствами должен руководствоваться человек во взаимоотношениях с другими людьми?
6. Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета в общении с людьми?
7. Как бы вы реагировали на слова товарища, поделившегося с вами своим горем (радостью)? Назовите свои чувства (сдержанность, предупредительность, умение управлять своим настроением, приглушать отрицательные и тактично проявлять положительные эмоции, наличие чувства юмора, доброжелательность и т. п.).
Речь служит средством общения людей. Чтобы выработать умение говорить просто, образно, живо, с правильными интонациями, полезно выполнять такие задания, как составление словесного портрета, театральная импровизация и др.
IV. Как стать интересным собеседником. Беседа
1. Какими качествами должен обладать хороший собеседник?
2. Легко ли вы находите контакт с людьми?
3. Какие трудности вы испытываете в речевом общении?
4. Какая тема чаще всего является предметом вашего разговора?
Затем учащимся предлагается проиграть сценки разговора
с другом или мамой по телефону, ситуации встречи и приветствия одноклассников, соседей и т. п.
Детей необходимо подвести к мысли, что глубина и душевность человеческих контактов зависят не только от правильности, уместности слов и выражений, но и от манеры обращения, интонации, жестов и мимики.
V. Обучение анализу ситуаций, искусству ведения споров
Умение анализировать жизненные ситуации, обоснованно выражать свое суждение по поводу тех или иных событий, выступать в защиту человека, отстаивать свои взгляды — все это важные показатели речевой культуры. Придерживайтесь следующих правил: давая оценку поступку, охарактеризуйте обстоятельства, при которых он совершен, попытайтесь уяснить себе мотивы поступка, причины, которые его вызвали. Подумайте, почему тот или иной поступок имел место, какие варианты поведения в данной ситуации были бы более правильными.
Учащиеся анализируют конкретные жизненные ситуации, предложенные классным руководителем или самими учащимися, и отвечают на вопросы.
1. Часто ли у вас вспыхивают ссоры с друзьями? В чем вы видите их причину?
2. Приходилось ли вам отстаивать свою точку зрения? Если да, то в связи с чем?
3. Удалось ли вам убедить собеседника в своей правоте?
4. Можно ли по разговорной речи судить о культуре человека?
5. Предложите свои правила ведения спора, способствующие тому, чтобы спор не превратился в ссору.
Далее классный руководитель знакомит учащихся с правилами ведения разговора:
1. Настойчиво отстаивай свое мнение, если уверен в его справедливости, правильности.
2. Уважительно относись к чужому мнению.
3. Будь тактичен с собеседником и т. д.
VI. Подведение итогов классного часа
Рекомендуем посмотреть:
Классный час на 12 декабря - день Конституции РФ, 7-9 класс Классный час на тему: ЗОЖ, 6-7 класс Конспект классного часа по нравственному воспитанию 6-7 классах Открытый урок для 7 классов по теме: Композиция. Внеурочное занятие курса ВидеомонтажаПохожие статьи:
Классный час «Телефонный этикет», 10 класс
Классный час по этикету «Поведение за столом», 10 – 11 класс
← Классный час «О дружбе и друзьях», 8 класс. Конспект | Читательская конференция. Сценарий для школьников 8-9 класса →
Автор: Вера Антоненко
Опубликовано: 884 дня назад (25 июля 2022)
Просмотров: 2613
Блог: Блог Веры Антоненко
Рубрика: Классному руководителю
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!