Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

 

Творческий конкурс для педагогов «Интересная Зима»

Картофельный бал в школе. Сценарий

Сценарий осеннего праздника в школе «Здравствуй, милая картошка!»
Ведущий 1. Картофель относится к числу важнейших сельскохозяйственных культур. Прежде всего это ценный продукт питания, его называют вторым хлебом, и не случайно, как и хлеб, он никогда не приедается и обеспечивает полноценность питания. Главным является крахмал, в зависимости от сорта в клубнях содержится от 14 до 22 % крахмала. Белок картофеля по его биологической ценности стоит выше белков многих растений из-за содержания ряда незаменимых аминокислот. Если питательную ценность белка куриного яйца принять за 100 %, то ценность белка пшеницы составляет 65 %, а картофеля - 85 %. Кроме крахмала и белка картофельные клубни содержат 0,13 % сахара, 0,2 % жира, 1 % клетчатки и примерно 75 % воды. 1 кг клубней дает 840 килокалорий, в сутки нужно употреблять 300-400 г картофеля, в клубнях содержатся витамины С, В1, В12, В6, А, К, РР, а также много солей кальция, калия, железа, йода, серы, которые необходимы для нормального протекания физиологических процессов в организме человека. Во многих странах широко развита переработка картофеля в полуфабрикаты, картофельную муку, хлопья для пюре, замороженный, жареный картофель, чипсы и др. (Рекламная пауза о чипсах.)

Большое количество картофеля перерабатывается на крахмал, спирт. При современной технологии из 1 т клубней картофеля получают 170 кг крахмала или 112 кг спирта. Большое значение имеет картофель как кормовая культура, особенно для крупного рогатого скота, свиней, птицы. Добавление в рацион картофеля значительно повышает молочную продуктивность коров, 1 т картофеля, скормленного свинье, дает не менее 60 кг привеса.
Ведущий 2. Сегодня мы познакомимся с одной из ценных культур, про которую говорят: «Картофель - хлебу подпора». «Картошка - хлебу присошка».
Выращивать картофель, все равно что собирать три колоса там, где рос один. Путь, который проделал картофель, был труден и долог.
Мудрец.
Я великий чародей,
Друг и взрослых и детей.
Мне подвластно все кругом...
Сделать ночь могу я днем,
Заглянуть могу в века,
Улететь под облака.
Вам скажу я по секрету,
Много я бродил по свету.
Отросла за те года
Вот такая борода.
Убедился я с годами:
Чудеса-то рядом с нами.
Вот пример вам, чудо-крошка.
(Показывает.)
Что в моих руках?
Все. Картошка.
Мудрец.
Было с ней чудес немало,
К нам пока она попала.
Путь был долог и далек
С Запада и на Восток.
Силой чар волшебных, дивных,
Покажу вам путь тот длинный.
Тишина! Прошу внимания!
Начинаю заклинание (над картошкой)'.
Ахалай и Махалай, куры-муры и Банзай,
Землю всю покрыл туман, мы летим за океан.
Убегает.
Ведущий 3. Это было очень давно, более 400 лет назад. Далеко в противоположной части света протянулась вдоль Тихого океана эта древняя гористая страна, где предки американских индейцев нашли клубни дикого картофеля и стали сажать его у своих жилищ. Климат Перу своеобразный: днем жарко, а ночью холодно, морозно. Индейцы по ночам замораживали картофель, а днем сушили на солнце и называли его «чуньо», а клубни картофеля «паппо».
1-й ученик.
О, младший брат наш молчаливый,
На священном плоскогорье
Воздаем тебе мы славу.
На твоих подземных стеблях
Уродилось много паппо.
2-й ученик.
Мы из паппо заготовим
Много, много сладких чуньо,
И для этого на камнях
Паппо мы скорей рассыплем,
Пусть мороз холодной ночью
Заморозит сладкий паппо,
Солнце днем его подсушит.
3-й ученик.
Не страшна теперь зима нам,
Больше в доме не услышим
Плач детей наших голодных,
Улыбаться станут жены.
Нашим воинам-мужчинам
Дашь им мужество и силу.
Ведущий. Итак, картофель начал свое путешествие в Испанию, затем в Италию, в Англию. В конце XVI века произошла любопытная история с картофелем во Франции. Когда началась Семилетняя война, молодой французский аптекарь Пармантье пошел на фронт санитаром и попал в плен, где в тюрьму ему принесли еду из картофеля с солью. Она показалась ему вкусной, питательной. Прошло шесть лет, и Пармантье, вернувшись из плена, пропагандирует эту культуру.
Не король я, не граф и не лекарь,
Не философ, а просто аптекарь,
И, конечно, не знатного рода,
Но люблю помогать я народу.
Чтоб ему хорошо было жить,
Я картофель хочу посадить.
Он добился выделения ему небольшого участка и засадил его картофелем, выставив днем для охраны солдат. Ночью стража уходила, и каждый мог свободно прийти в огород и взять клубни, чтобы посадить у себя дома. На родине Пармантье стоит памятник ученому, у которого в руках букет цветов картофеля.
Мудрец. В биографии картофеля есть немало любопытных фактов. В XVIII веке прусский король вел с Австрией войну. Пруссаки стремились главным образом уничтожить картофельные поля, что составляло основу питания населения, так эта война получила название картофельной.
Ведущий. В Россию картофель был завезен Петром I. Только после Октябрьской революции произошло второе рождение картофеля. По его производству мы занимали первое место.

Песня «Картошка»
Сл. Л. Коростина, муз. Н. Подколъской
I
Пеките, путники, в золе
В ненастный день картошку,
Тогда о доме и тепле
Взгрустнется лишь немножко.
Припев.
И мы печем ее, печем,
Томим под угольками.
Нам дождь и ветер нипочем,
Когда картошка с нами.
II
Туристы добрые в запас
Берут щепотку соли,
Она найдется и у нас,
Людей мы хуже, что ли?
Припев.
III
Хотя взыгрался аппетит,
Повременим немножко,
Кто зря спешит, людей смешит –
Сырую ест картошку.
Припев.
Ведущий.
Пишут нам, недавно состоялось
Общее собранье овощей.
Были там и перец, и петрушка,
Огурец, салат и лук-порей.
Председатель - господин Картофель,
Страшно был доволен и польщен
Тем, что, избранный единогласно,
Открывал и вел собранье он.
Поблагодарив всех за доверье,
Начал председатель свой доклад.
Картофель.
Знают обо мне все-все на свете:
Богачи и те, кто небогат.
Всяк меня по-своему готовит,
Варит кто, кто жарит, кто печет.
Но едят меня повсюду, и повсюду
Мне за это слава и почет.
Но должна я вам сказать,
Без картошки на отлично
Ни поесть, ни поплясать.
Даже вкусный огурец
Лишь с картошкой молодец.
Хоть сердит зеленый лук,
А картошке - лучший друг.
Из картошки там и тут
Нужный делают продукт.
И недаром ведь картошку
Вторым хлебом все зовут.
Ведущий. Итак, продолжаем путешествие с картошкой. Впервые европейцы узнали вкус картофеля всего 400 с небольшим лет тому назад. Родина картофеля - Южная Америка (Чили, Перу), где он и сейчас произрастает в диком виде в горных районах. В Андах на высоте от 500 до 4500 м можно встретить почти все известные виды этого клубневидного растения.
Ученик. Испанцы, завоевавшие в конце XV века территорию по западному побережью Южной Америки, обнаружили там совершенно незнакомый им продукт питания, который у местных жителей назывался чуньо. Это были высушенные клубни. Хранить сырой картофель еще не умели, поэтому индейцы рассыпали вымытые клубни на солнце, а затем оставляли на ночь на морозе. Промораживание картофеля способствовало удалению влаги, снижало горечь клубней. В результате промораживания и сушки получался белый крахмалистый продукт, который отлично хранился и спасал жителей Анд от голода зимой в неурожайные годы. Испанские завоеватели, нагружавшие свои каравеллы золотом и серебром, не подозревали, что самым ценным грузом на их кораблях были скромные плоды земли - клубни картофеля, которые они взяли с собой в дорогу.
Ведущий. Первое сообщение о картофеле было сделано в Испании путешественником Педро Чьеза де Леоном в 1553 г. А вот ботаническое название этому растению дал швейцарский ботаник Каспар Бохен. В своей книге он назвал его «картофель обыкновенный». Долгое время картофель выращивали в ботанических садах и на аптекарских огородах. Только через 200 лет он появился на крестьянских огородах и полях. Сначала его даже не употребляли в пищу: придворные дамы украшали свои прически его цветами. А в Германии перед дворцами королей разбивали картофельные клумбы. И только значительно позже картофель стал продуктом питания.
Ученик. Весьма недружелюбно встретили земляные яблоки (так в то время называли во Франции картофель) французы. Подозрительное отношение к картофелю, разные предрассудки поддерживались церковниками, которые называли картофель «чертовыми яблоками». Они утверждали, что это растение разносит проказу, вызывает «одурь». Оказывается, известные в ту пору сорта содержали много солонина, веществ, которые придают клубням горький вкус, а в больших дозах вызывают отравление. Со временем признание картофеля все возрастало. Картофель был большой редкостью и считался деликатесом, его стали подавать к столу лишь в богатых домах. Но распространение этого растения не обходилось без курьезов. В Индию, Иран и другие страны картофель попал из Европы в XVIII веке, а в Китай еще раньше, в начале XVII века. В конце XVII века это растение было завезено в Россию. Петр I, находясь в это время в Голландии, послал Б. Шереметеву мешок картофеля. В 1736 г. картофель уже значился в каталоге растений Петербургского аптекарского сада. Распространение картофеля у нас проходило очень медленно. Неприязненное отношение к новой культуре было вызвано не только предрассудками, но и тем обстоятельством, что ввезенный в Европу картофель не был тождественен современному, у него была мощная ботва и мелкие горьковатые клубни. Население еще не знало, какими способами надо его выращивать, его сеяли густо, растения затеняли друг друга, давали еще более мелкие клубни, менее вкусные. В 1770 г. были описаны способы выращивания этого растения.
Ученик. Труден был путь картофеля по странам Европы, но в конце концов эта культура завоевала всеобщее признание. Крылатая фраза «картофель - второй хлеб», стала истиной. Картофель имеет и лечебные свойства. Свежеприготовленный сок картофеля издавна применялся в медицине как хорошее средство против изжоги, при лечении заболеваний желудка: гастрита, язвенной болезни. При заболевании верхних дыхательных путей, сопровождающемся упорным сильным кашлем, применяют картофельные паровые ингаляции, а свеженатертую кашицу используют при лечении ожогов и экземы. Широко применяется в медицине крахмал, его принимают в виде киселя при отравлениях, используют в виде присыпки и сухих компрессов. Картофель применяется в лечебном питании как ценный диетический продукт. Благодаря наличию солей калия он используется при заболеваниях почек и сердечно-сосудистой системы.
Рецепты
(Можно использовать как советы и для оформления стендов.)
Людям с больными почками народная медицина рекомендует есть побольше вареной теплой картошки в мундире, очищенной только перед употреблением.
Ингаляция старинным способом. 1 часть свежих чистых очистков картофеля варить в кастрюле с плотной крышкой в 8 частях воды. После готовности быстро открыть крышку, всыпать 1 стакан измельченного лука и добавить 1 стакан меда, закрыть крышку и снять с огня. Уложить больного в постель, у изголовья больного поставить табурет с кастрюлей, открыть крышку, накрыть голову больного одеялом. Больной должен дышать паром как можно дольше, пока масса не остынет. После ингаляции больной должен выпить горячий чай с медом и под одеялом уснуть. После сна ангина проходит. Отвар применяется также при заболеваниях верхних дыхательных путей, ОРЗ.
Свежеприготовленный картофельный сок пить по 0,5 стакана за 30 мин до еды 2-3 раза в день при изжоге с повышенной кислотностью желудочного сока.
При гипертонии полезно есть побольше печеного картофеля в «мундире» вместе с кожурой, который положительно влияет на сосуды, снижает кровяное давление.
Чтобы избавиться от бородавок, разрезанную сырую картофелину нужно приложить срезом к бородавке и привязать на ночь.
Другой способ: сырую картофелину разрезать вдоль на 12 частей, брать каждую часть и тереть ею бородавки в течение 1 мин, а затем завернуть картофель в тонкую тряпку и бросить в навоз. Картофель сгниет, и бородавки пройдут.
Разгрузочные дни рекомендуется проводить с использованием в меню только печеного картофеля с кожурой или сваренного в «мундире» в течение 2-3 дней. Необходимо съедать 1-1,5 кг картофеля с двумя стаканами сладкого чая. Диета рекомендуется тучным людям при нарушении обмена веществ.
Викторина
1. Откуда и кем завезен картофель в Россию? (Из Голландии Петром I.)
2. Когда прошли картофельные бунты в России? (1842 г., после указа Николая I об обязательной посадке картофеля.)
3. Назовите способы размножения картофеля. (Клубнями, частями клубня, глазками, ростками, черенками, отводками, семенами.)
4. Что представляет собой клубень картофеля? (Подземный побег.)
5. Является ли он корнем растения? (Нет.)
6. К какому семейству относится картофель? (Пасленовых.)
7. Почему подмороженные клубни сладкие? (В них крахмал превращается в сахар.)
8. Почему позеленевшие клубни картофеля нельзя употреблять в пищу? (На свету часть крахмала в клубнях превращается в ядовитое вещество - солонин.)
9. Какие условия нужны для хранения картофеля? (Температура +2... +4 °С, влажность 85-90 %.)
10. Белые кисти - напрасный наряд,
Зеленые кисти - опасный яд,
А под ногой - клад дорогой! (Картофель.)
11. Вот соль тебе, вот ложка, сварилась к ужину... (Картошка.)
12. На двух делянках был посажен картофель одного сорта. Одна делянка была под яблонями, а другая - на открытом месте. Уход был один, а урожай разный, почему? (Большой урожай получат с делянки на открытом месте, так как у этих растений фотосинтез протекает активнее, и быстрее идет процесс накапливания органических веществ, крахмала.)
13. Двое учащихся выращивали картофель. Они поливали, рыхлили почву, подкармливали и окучивали ее одинаково. Один из них оборвал у картофеля много листьев, а другой удалил только боковые побеги, цветы. Кто из них соберет урожая больше и почему?
(Первый соберет урожай меньше, так как мало листьев осталось, а второй - больше, у его картофеля больше листьев осталось и больше крахмала будет оттекать к клубням в процессе фотосинтеза.)
14. При длительном хранении клубни картофеля теряют вес, морковь же становится менее сладкой, дайте объяснение, почему? (В результате процесса дыхания, происходящего в клубнях, запас питательных веществ и влаги постепенно уменьшается, соответственно уменьшается и масса клубней.)
15. Можно ли клубень картофеля назвать плодом? (Нет, в нем нет семян.)

Игра «Веселый наборщик»
Составьте из всех букв, входящих в слова, названия разных блюд.

Картошка
Простокваша
Осетрина
Бутерброд
Антрекот
Студень

Игра «Кто это? Что это?»
Подмосковная ворона
Мне доставила пакет.
В нем широкий листик клена,
Что ни строчка, то секрет.
«Кар!»
А рядом в клетках пусто.
Поразмысли, посиди
И с вороньего на русский
Все слова переведи.
Я подсказкой помогу:
Буквы нужные - в кругу.

Стихи «Картошка» (шутка)
Посадили мы картошку,
Мама - в поле, я - в саду.
Мама - много, я - немножко,
Я всего одну гряду.
Чтоб моя росла скорей,
Я весь день тружусь над ней.
Я минуты неподвижно
У картошки не сижу.
То подальше, то поближе
Я ее пересажу.
- Будет чудо-огород, -
Говорит сосед Сережка, -
Если вырастет картошка,
Несмотря на твой уход.

Песня «Картошка»
Сл. 3. Александровой
муз. Е. Тиличеевой

I
Мы возьмем лопаты,
Да и в путь-дорожку!
Мы копаем - помогаем
Выкопать картошку.
Припев.
Картошка, картошка,
Урожай богатый.
И не зря, не зря картошку
Любят все ребята.
(последние три строки повторяем 2 раза)
II
Наша скороспелка
Оттого вкуснее,
Что пришлось ребятам летом
Повозиться с нею.
Припев.
III
Лишь закат осенний
Озарит окошки,
Мы в костре, в золе горячей
Испечем картошки.
Припев.
IV
В грузовой машине
Мчимся по дорожке.
Наши песни распеваем
На мешках картошки.
Припев.

Картошка
Пришла весна. И вот в начале лета
Ботва картофеля покрылась скромным цветом.
В сторонке одуванчик цвел. Так он
Был страшно удивлен и раздражен:
- Ты кто такой? Откуда мог ты взяться?
Как не стыдишься ты передо мной являться?
- Я кто такой? Картофельный цветок.
Не знаю, чем я помешать тебе здесь мог?
- Картофельный цветок? Ну, хоть убей, не знаю.
И не слыхал, и слышать не желаю.
Мне нежность, красота дарованы в наследство,
И не к лицу твое мне грубое соседство.

Но к осени хвастун отвел стыдливо взгляд.
Он жалок стал и лыс, всех тише, всех покорней.
А под ботвой в земле образовался клад.
Все дело не в наружности, а в корне.
(Можно инсценировать.)
Игры, аттракционы
1. «Картошка на ложке».
Нужно пробежать 20 м держа в обеих руках по ложке с картошкой, не уронив (можно по командам).
2. «Поджарь картошку на сковороде».
С расстояния 4-5 м забросить 5 картошек на сковороду (тарелку) так, чтобы они остались лежать на ней.
3. «Попробуй, накорми!».
На большом листе нарисована голова поросенка. Участников отводят на 10 шагов, завязывают глаза, они должны подойти и попасть картошкой прямо в рот «поросенку».
4. «Посадка картофеля».
На расстоянии 20 шагов от линии старта нарисовать 10 кружков- лунок. Ребята получают по мешочку с картошкой, по команде первый игрок бежит и сажает в лунки картофель, второй игрок - собирает. Чья команда быстрее. Если картофель выкатится, нужно вернуться и положить его обратно в лунку.
5. «Танец с картошкой».
Танцующие пары становятся друг против друга, зажав между лбами картошку. Под музыку исполняются любые танцевальные движения. Если картошка упадет, то пара выходит и остается одна пара - победитель. Приз - большая вареная картошка.
6. «Эстафета, или Кто быстрее».
Ставят два стула на расстоянии 20 шагов, под стул кладут картошку. По команде игроки садятся на стулья, по сигналу они обегают стул товарища, добегают до своего стула, садятся и быстро хватают свою картошку (можно включить музыку).
Оформление зала (класса)
1. Выставка «Картофельная фантазия» - поделки.
2. Газеты от классов на темы: «Это полезно знать», «Памятники картофелю», «Советы кулинарам», «Что получают из картофеля» и др.
3. Конкурс на лучшее блюдо из картошки.
4. Пословицы и поговорки:
«Картошка хлеб бережет».
«Клади картошку в окрошку, а любовь - в дело».
«Ель да береза - чем не дрова,
Соль да картошка - чем не еда?»
В конце вечера угощение в столовой или по классам блюдами из картофеля.
Приложение
История о мальчике Педро
Это было очень давно, более 400 лет назад. Юный искатель приключений тринадцатилетний испанский мальчик Педро Чьеза де Леон тайно пробрался на корабль, который направлялся в сказочную, неведомую тогда страну Перу... Далеко, в противоположной части света, протянулась вдоль берега Тихого океана эта древняя гористая страна. Ныне это одна из южноамериканских республик. Когда-то здесь жили и трудились индейцы. Богаты недра этой страны, роскошна и обильна ее растительность. Когда экспедиция корабля, на котором был мальчик Педро, находилась в покоренной завоевателями стране, они увидели ее богатства, но особенно их поразило то, что жители этой страны питались какими-то странными плодами невзрачного на вид растения «паппо», ныне хорошо знакомого нам картофеля. А что же стало с мальчиком Педро? Попав в Перу, он сначала был поражен невиданными постройками; его удивили местные порядки и жизнь индейцев. Но Педро был наблюдательным и любознательным парнем. Все, что он видел, он запоминал и записывал. Спустя двадцать с лишним лет, в 1553 г. в испанском городе Севилья вышла его книга «Хроника Перу», из нее европейцы впервые узнали о картофеле. Так, наряду с золотом, нашли испанцы в Перу простую картошку. Нельзя сказать, чтобы картофель был хорошо встречен европейцами. Через некоторое время европейцы научились употреблять в пищу картофель в вареном и печеном виде. Любопытна история картофеля во Франции, куда он попал во время царствования Людовика XVI. Французы дали картофелю свое название, по-русски это значит «земляное яблоко». Во Франции «яблоки» были встречены весьма недружелюбно, но потом, с помощью аптекаря О. Пармантье, они оценили эту культуру и стали выращивать ее. Передают, что как-то Пармантье удалось уговорить короля отведать одно из блюд, приготовленное из картофеля. Оно понравилось королю, а там уже в высших кругах французского общества пошла своеобразная мода на картофель. Вторая родина картофеля - Россия. Когда Петр I был в Голландии, он переслал графу Шереметеву мешок картофеля и строго наказал ему разводить картофель в России. Вот с этого мешка будто бы и началась вся история русской картошки. Ученые установили, что уже в середине XVIII века во многих русских городах и местностях крестьяне и огородники разводили картофель. Первое время картофель подавали как редкое и лакомое блюдо на придворных балах и банкетах. И, как это не покажется странным, посыпали его тогда не солью, а сахаром. Двести лет назад издавался у нас журнал под названием: «Сочинения и переводы, к пользе и увеселению служащие». И вот в одной из статей этого журнала говорилось о том, что «земляные яблоки», т. е. картофель - приятное и здоровое кушанье. Говорилось, что из картофеля можно печь хлебы, варить каши, делать клецки и пироги. В 60-х годах XVIII века на Севере, в Карелии и других местностях, разразился голод. Тогда медицинская коллегия в январе 1765 г. подала рапорт, где говорилось, что лучший способ борьбы с голодом «состоит в тех земляных яблоках». Там же указывалось, что клубни для посадки можно приобрести в Петербурге. Сенат выпустил и специальное «наставление» по разведению картофеля. Кроме того, клубни были разосланы в самые отдаленные местности России. Многого достигли в России в области картофелеводства после издания указа сената. Были и неудачи, но людей это не смущало. Попы называли картофель «чертовыми яблоками», «проклятым зельем», рассказывали всякие небылицы. Чтобы рассеять это, писались стихи, агитирующие за картофель:
«Картошки вкусны, сытны, сладки,
И лишь те люди гадки,
Которые мнят,
Что богом картофель проклят».
И все же в 1842 г. разразился в Пермской губернии «картофельный бунт». Он возник после того, как царь Николай I приказал крестьянам ряда губерний в обязательном порядке сажать картофель. В исторических материалах говорится, что крестьяне не пожелали подчиниться этому приказу. Но дело было совсем не в картофеле. «Картофельные бунты» явились результатом общего недовольства крестьян гнетом помещиков и крепостников. Царские чиновники, чтобы скрыть истинную причину крестьянских восстаний, изображали их как результат нежелания крестьян разводить картофель. Так картофель в России нашел свою вторую родину. Подлинное вторжение его произошло только после Октябрьской революции.

Рекомендуем посмотреть:

Осенние посиделки в 6 классе. Сценарий Осенний марафон в школе с презентацией. Сценарий Осенние посиделки в школе. Сценарий Осенний бал в школе, 5-6 класс. Сценарий

Похожие статьи:

Праздник Осени для старшеклассников. Сценарий и конкурсы

Праздник Осени в начальной школе. Сценарий, 1 класс

Классный час «Поздняя осень», 2 класс

Праздник Осени в начальной школе. Сценарий с конкурсами

Внеклассное мероприятие на тему «Осень» в 4 классе

Игра путешествие «В мир природы» для 5-8 классов | Правила подготовки к туристическому походу
Опубликовано: 166 дней назад (6 августа 2020)
Просмотров: 412
+3
Голосов: 3
Комментарии (2)
Вера Валерьевна Ляпина # 6 августа 2020 в 08:47 +2
Доброе утро! Очень понравился ваш сценарий праздника о картошке.Большой объем интереснейшей информации дан школьникам, а потом и проверен в виде викторины. Разнообразие сценария радует. Голосую и желаю удачи!
Надежда Павловна # 6 сентября 2020 в 20:21 0
Очень интересно, познавательно.
Молодцы!