Классный час «Поздняя осень», 2 класс
Осенняя экскурсия для младших школьников
Экологическая тропа осенней экскурсии «Как деревья готовятся к зиме»
Цели и задачи: формировать интерес к окружающему миру и стремление беречь природу; углублять знания детей о живой и неживой природе, их взаимодействия между собой и с окружающей средой; воспитывать любовь к природе, замечать красоту, формировать правильное представление, чувство ответственности, бережное отношение ко всему живому.
Оборудование: дидактические игры: «Живая, неживая природа», «Назови правила», «Лесные разведчики» (определи дерево по листьям и плодам); вопросы для викторины «Деревья для человека», коробка для листьев, мел для рисования.
Ход экскурсии
I. Вводная беседа.
- Дети, сегодня мы с вами остановимся на станции «Зеленый друг». А кто же нас будет встречать на станции? (Деревья, кустарники, травянистые растения.)
- Кто знает, что такое экология?
- Наука экология изучает наш дом-планету Земля, на которой мы с вами живем, и то, как надо жить в этом доме.
- Как вы считаете, могут ли растения, животные, воздух, вода существовать отдельно друг от друга и от солнца? (Все в нашем доме взаимосвязанно, все зависят друг от друга: если погаснет Солнце, все замерзнет и покроется мраком: если исчезнут воздух и вода - нечем будет дышать и нечего будет пить: если исчезнут растения - нечего будет есть животным и человеку...)
Леса - это легкие планеты, которые производят кислород. По-другому лес еще называют лесной фабрикой. Давайте разберемся, сколько же этажей имеет эта фабрика и кто в ней живет.
I и II этажи - мох, лишайник, травы, цветы, грибы, кустарники, ветки, сучья...
III этаж - кустарники (подлесок): малина, калина, шиповник, орешник и др.
IV этаж - небольшие, молодые деревья (подрост).
V этаж - большие деревья (древостой).
- Сегодня мы с вами поговорим о IV этаже, то есть о деревьях, которые растут на нашем школьном участке. Назовите их.
(Ученики рассказывают о березе, клене, шелковице, тополе, ясене, сирени (кустарник), вязе, акации.)
- Сейчас мы узнаем, какие деревья вы запомнили, и поиграем в игру «Лесные разведчики» («1, 2, 3 к дереву... беги»).
- А как вы думаете, готовится ли к зиме живая природа? (Ответы детей.)
- Все живое потихоньку, исподволь готовится к встрече холодов. Медведи и барсуки, например, запасают к зиме побольше жира. А в теле у обыкновенных черных муравьев, древесных жуков, гусениц и других насекомых осенью появляется особое морозостойкое вещество.
- Деревьям тоже приходится выдерживать жестокие морозы. Как они справляются с этим? Деревья не могут, как белки и куропатки, сбиваться для тепла в кучу, не могут, как глухари, зарываться в снег, чтобы спастись от мороза. Но и они заранее и по-своему готовятся к зиме.
II. Сообщения учащихся.
ПОЧЕМУ ЖЕЛТЕЮТ ЛИСТЬЯ
Осень. До трескучих зимних морозов ещё далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Не сразу, не вдруг освобождаются они от листьев. Идёт подготовка к листопаду. В листьях происходят удивительные превращения.
Перво-наперво листья начинают желтеть. Хотя никто не добавляет в соки жёлтой краски. Жёлтая краска находится в листьях всегда. Только летом жёлтый цвет незаметен. Он забивается более сильным - зелёным.
Зелёный цвет листьям придаёт особое вещество - хлорофилл. Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету.
Летом солнце светит долго. Хлорофилл разрушается и тут же восстанавливается, разрушается и опять восстанавливается... Образование хлорофилла не отстаёт от его разрушения. Лист всё время остаётся зелёным. Наступает осень, удлиняются ночи. Света растения получают меньше. Хлорофилл днём разрушается, но не успевает восстановиться. Зелёный цвет в листве убывает, и заметным становится жёлтый: лист желтеет.
Но осенью листья становятся не только жёлтыми, а и красными, багряными, фиолетовыми. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе.
Осенний лес богат своими красками! Яркость осенних листьев зависит от того, какая стоит погода.
Если осень затяжная, дождливая окраска листвы от избытка воды будет тусклой, невыразительной.
Если же холодные ночи чередуются с ясными солнечными днями, то и окраска листьев будет сочной, яркой.
А вот с сирени листва упадет зеленой независимо от погоды. В ее листьях, кроме хлорофилла, других красящих веществ нет.
Примета.
Осенний иней - к сухой и солнечной погоде, к теплу.
КАК НАСТУПАЕТ ЛИСТОПАД
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень - и листья на деревьях изменяют свой зелёный цвет. Уже в августе начинают желтеть листья берёзы и липы, а в первых числах сентября появляется золотой наряд у клёна остролистного. В сентябре краснеет листва у рябин, в конце месяца надевают жёлтый и ярко-красный наряд осины... Всё как по часам.
И действительно, у деревьев, как у всего живого, есть свои внутренние «часы». Эти «живые часы» чутко ощущают смену дня и ночи.
Укоротившиеся осенние дни как бы поворачивают в растении невидимый переключатель. Зелёный цвет заменяется жёлтым. Из листьев в ствол начинают оттягиваться питательные вещества. В черешках листьев тоже происходят изменения. Летом черешки листьев прочно скреплены с ветками.
Попробуйте сорвать зелёный лист, например, у берёзы. Его легче разорвать, чем отделить от ветки без каких-либо повреждений.
А осенью? Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он обрывается. И наступает момент, когда стоит только дотронуться до листа, как он тут же падает с ветки вместе с черешком. Ещё вчера листья не смог сорвать даже сильный ветер, а теперь они отваливаются сами.
Что произошло?
Оказывается, осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появился пробковый слой. Он, как перегородка, отделил черешок от ветки. Только тонкие волоконца соединяют черешок листа с веткой. Ветер, даже легкий, обрывает эти волоконца. Листья падают.
ЗАЧЕМ ДЕРЕВЬЯ СБРАСЫВАЮТ ЛИСТЬЯ?
Под влиянием температуры и воздуха листья открываются и закрываются. Как форточки в домах.
Вода, которую всасывает из почвы корень, поднимается по стволу к веткам и листьям. Когда форточки-устьица открыты - из листьев испаряется влага и новые порции воды подтягиваются через ствол в крону.
Солнце нагревает листья, а испарение охлаждает их, не даёт перегреться. Приложите листик к щеке - он холодит. Сорванный с дерева зелёный листик быстро засыхает. А на дереве листья сочные, свежие - клетки живого листа всегда наполнены водой.
Деревьям нужно очень много воды. За лето большая берёза, например, испаряет около 7 тонн воды. Зимой столько влаги из почвы не получишь. Зима для деревьев не только холодное, но и, главное, сухое время года. Теряя листья, деревья защищаются от «зимней засухи». Нет у дерева листьев - нет и такого обильного испарения воды.
Кроме того, нужен листопад деревьям и в лечебных целях.
Вместе с водой дерево втягивает из почвы различные минеральные соли, но использует их не полностью. Излишки накапливаются в листьях, как зола в топках печей. Если бы листья не опадали, дерево могло бы само себя отравить.
В городах воздух сильно загрязняют дымящие трубы фабрик и заводов. Мельчайшие частички сажи оседают на листья, забивают устьица. Испарение замедляется.
Поэтому в городах некоторым деревьям приходится менять листву дважды за год. А известен случай, когда тополь сменил её пять раз!
Есть и третья причина для листопада: защитить тонкие хрупкие ветки дерева от тяжести выпавшего снега. Листопад приспосабливает деревья к зиме.
КАК ЖИВЕТ ДЕРЕВО ЗИМОЙ
Все лето деревья с усердием запасают в стволах и ветках крахмал. Соки дерева постепенно густеют. К первым холодам клетки деревьев плотно набиты крахмальными зёрнами. Крохотные «амбарчики» прямо ломятся от этого добра.
Запасы питания на зиму приготовлены.
Там, где зимы теплее, крахмал так всю зиму и остаётся крахмалом. Где морозы пожёстче, крахмал заменяется сахаром. Вспомните про картофель: подмороженный, он сластит.
Это крахмал перешёл в сахар.
Создав запасы питания, дерево готово выдержать морозы в 10-12 градусов. А первые морозы закаляют его, делают еще выносливей: сок дерева еще больше густеет, крахмал переходит в сахар.
Движение соков замедляется, почти останавливается.
Дерево словно бы засыпает.
Зимой деревья впадают в настоящую спячку, как суслики, бурундуки, сурки.
Чем больше крахмала перешло в сахар, тем глубже спячка, покой у деревьев.
И дышат деревья зимой в 200-400 раз слабее, чем летом.
Особенно глубоко спят деревья с осени до конца года.
Если в этом время срезать ветки черемухи и поставить в воду, они будут распускаться нехотя и очень долго. А срезанные после Нового года - просыпаются быстро, словно они только и ждали, когда их разбудят.
Физорг класса проводит физкультурную паузу с детьми:
Ветер дует нам в лицо. (Руками машем в лицо.)
Закачалось деревцо. (Руки подняли вверх. Выполняем покачивание вправо-влево.)
Ветер тише, тише, тише. (Приседание, руки вперед.)
Деревцо все выше, выше, выше. (Плавно поднимаясь, руки вверх, встать на носочки.)
III. Викторина «Деревья».
- Постарайтесь ответить на вопросы викторины «Деревья», будьте внимательны.
1. Какое дерево поит нас сладким соком? (Береза.)
2. Какие деревья называют вечнозелеными? (Хвойные.)
3. У какого дерева даже в самый жаркий день кора остается прохладной? (У березы.)
4. Какое дерево в благоприятных условиях дерево может дожить до 1000 лет, а отдельные экземпляры - до 2000 лет? (Дуб.)
5. Листья этого дерева никогда не расцвечиваются, всегда остаются зелеными. (Ольха.)
6. Какое дерево очень выносливо, растет всю жизнь, но сильный ветер нередко ломает его? (Ель.)
7. По «слезам» каких деревьев можно предсказать изменение погоды, приближение дождя? (Клена, каштана.)
8. Какое дерево - прекрасный «пылесос», один из лучших очистителей пыли и сажи? Волокна древесины неровные, и топор в ней увязает. (Вяз.)
9. Из древесины каких деревьев делают спички? (Из осины, тополя.)
10. Дрова каких деревьев хорошо горят? (Клена, березы, сосны, ольхи.)
11. Какая древесина идет на изготовление карандашных палочек? (Кедр.)
12. Какие деревья идут на изготовление бумаги? (Ель, осина, тополь.)
13. Древесина какого дерева твердая, крепкая, долговечная, вязкая и ценная, не трескается и не коробится, топор в ней увязает? С Вяз.)
14. Древесина какого дерева отличается удивительной прочностью, мягкостью и гибкостью? (Ива.)
15. Из древесины каких деревьев изготавливают фанеру? (Тополь, осина.)
16. Древесина какого дерева идет на изготовление лыж? (Береза.)
17. Какие деревья являются «медоносами»? (Клен, липа.)
18. Какие деревья дарят нам маленькие вкусные орешки? (Кедр.)
19. Из каких деревьях плетут рыболовные снасти, веревки, корзины, делают мешковину? (Ива.)
20. Из древесины каких деревьев делают телеграфные столбы? (Лиственница.)
- Молодцы, правильно ответили на все вопросы. Ну а теперь очень простой вопрос: «Человек для леса друг или враг?» (Ответы учащихся.)
IV. Повторение правил поведения человека в лесу.
- Знаете ли вы правила экологически правильного поведения человека в лесу?
1. Оберегай растения и животных. Особенно занесенных в Красную книгу.
2. Не жги осенью траву, так как от нее может загореться лес.
3. Не руби и не ломай деревья и кустарники. Банки и бутылки вместе с другим мусором унеси с собой из леса и выбрось в специально оборудованные для этого места или закопай.
5. Жги костры только в специально оборудованных местах: костер должен быть удален от деревьев, место костра очищено от травы и обложено камнями или землей: для костра использовать сухой валежник или специально запасенные дрова: перед уходом костер залей водой и засыпь землей.
6. Не разоряй гнезда и муравейники.
7. Не вырывай с корнем и не обламывай ягодные кусты.
8. Устрой домики и кормушки для птиц и других животных.
9. Не шуми и не тревожь обитателей леса.
- Среди нас много есть нарушителей, но надо постараться соблюдать правила поведения человека в парке, лесу и делать замечания тем, кто нарушает эти правила.
V. Практическая работа.
- Послушайте внимательно стихотворение.
Листья золотые падают, летят,
Листья золотые устилают сад.
Много на дорожках листьев золотых,
Мы букет хороший соберем из них.
Мы букет поставим посреди стола,
Осень золотая в гости к нам пришла.
- Посмотрите на землю, как много красивых листьев, соберем от каждого дерева по 2-3 листочка для гербария. А сейчас я каждому дам мел, чтобы вы на асфальте нарисовали лист от понравившегося вам дерева. (Учащиеся рисуют, после чего рассматриваются нарисованные листья, анализируются.)
VI. Обобщение, итог осенней экскурсии.
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие на тему «Осень» в 4 классе
Осенний праздник в начальной школе. Грибы
Праздник Осени в начальной школе. Сценарий с конкурсами
Нет комментариев. Ваш будет первым!