Внеклассное мероприятие на тему «Осень» в 4 классе
Литературно-поэтический вечер при свечах «Уж небо осенью дышало», 4 класс
Цели: эстетическое воспитание; приобщение детей к русской поэзии; сближение семьи и школы.
Оборудование: свечи; выставка портретов поэтов; музыкальное оформление.
Ход мероприятия
Звучит песня «Листопад» (муз. Д. Галицкого, сл. С. Капутикян).
Ведущий 1. Всегда ли мы, живущие уже в третьем тысячелетии, осознаем, как тесно связаны с природой, как зависим от нее? Природа не только кормит нас и дает здоровье. Она доставляет своей красотой радость, обогащает нас духовно. Земля нам дарит чудеса. И ждет взамен труда и вдохновенья.
Ведущий 2.
Блистают звезды, цвет меняют горы,
Снега сползают, розы опадают.
Мне очень жалко тех людей, которых
На свете ничего не удивляет.
Рождаются великие творенья
Не потому ли, что порою где-то
Обычным удивляются явленьям
Ученые, художники, поэты.
К. Кулиев
Ведущий 1. Вспомните, какие прекрасные образы нашел поэт И.А. Бунин, передавая красоту осеннего леса.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный!
Учитель. Да, осень — любимое время года многих людей, связанных с искусством, миром прекрасного.
Демонстрируется выставка портретов поэтов.
Учитель. Мы вместе с ними будем удивляться, восторгаться, любоваться красотами русской осени, родной поэзии и музыки. Равнодушных на нашем вечере не будет! А теперь осень зовет нас в картинную галерею.
Звучит «Октябрь» П.И. Чайковского.
Учитель. Рояль тихо и печально начинает свой рассказ о том, как хочется человеку тепла, света и счастья. А счастья нет. Тоскливо и сумрачно на душе. «Осенняя песня» — грустная и очень красивая. В октябре лес полыхает пестрыми красками. Иногда еще чувствуется дыхание бабьего лета. Но довольно часто оно уступает место моросящему дождю, холодному ветру, дерзко срывающему с деревьев еще не отжившую листву. Посмотрите, на картинах осень изображена разной: грустной и веселой, солнечной и пасмурной, золотой и серой.
Зажигаются свечи. Ученик читает стихотворение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...».
Мама 1. Родился А.С. Пушкин в Москве, в дворянской семье. В детстве его воспитание было поручено крепостной крестьянке Арине Родионовне, которую поэт любил преданно и нежно всю свою жизнь. «Няня, нянюшка» — так он ее называл. Это была добрая, ласковая женщина. Укладывая спать маленького Сашу, Арина Родионовна всегда рассказывала ему сказки, пела задушевные песни. Саша Пушкин рано научился читать, стал писать стихи. Осень стала любимым временем года взрослого поэта. «Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила красою тихою, блистающей смиренно». Или: «И с каждой осенью я расцветаю вновь!»
Ученик читает стихотворение А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!..».
Мама 2. Поздней осенью 1803 г. в семье помещика Ивана Николаевича Тютчева родился сын Федор. Еще мальчиком он страстно полюбил литературу, поэзию, сам начал писать стихи.
Ученица читает стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...».
Мама 2 (продолжает рассказ). Тютчев был почти ровесником Пушкина, моложе его только на четыре года. Но когда Пушкин был уже признанным главою русской литературы, Тютчева еще не знал никто. Почему же так случилось? 22 года прожил он в чужих краях, так как уехал на службу в русское посольство за границу. Однажды один из друзей Тютчева, приехав в Москву, встретился с Александром Сергеевичем Пушкиным и передал ему тетрадь со стихотворениями Федора Ивановича. Стихи Пушкину понравились, и он их напечатал. Так для России Федор Иванович Тютчев был открыт как поэт.
Ученица читает стихотворение Ф.И. Тютчева «Листья».
Мама 3. В 1824 г., тоже осенью, в Воронеже в семье мещанина родился поэт Иван Саввич Никитин. Жизнь его протекала не так, как ему хотелось. Мечтал об университете, а не удалось закончить и духовной семинарии. С юных лет ему пришлось помогать отцу в торговле, позже содержать постоялый двор. А по ночам, преодолевая усталость, в установившейся тишине Никитин писал стихи. В них была и безрадостная жизнь, и людское горе, и огромная любовь к Родине. В 1853 г. газета «Воронежские губернские новости» впервые напечатала стихотворение «Русь», прославившее поэта на всю Россию: «Уж и есть за что, Русь могучая, полюбить тебя, назвать матерью!»
Ученица читает стихотворение И.С. Никитина «19 октября».
Мама 4. 22 октября 1870 г. в Воронеже, в доме на улице Большая Дворянская (ныне проспект Революции), родился будущий лауреат Нобелевской премии поэт Иван Алексеевич Бунин. Четырехлетним мальчиком уехал он с родителями из Воронежа в Елецкий уезд, где в «глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступавших к самым порогам, а зимой среди сугробов» прошло его детство, полное поэзии печальной.
Близко общаясь с природой и народом, слушая сказки, поверья, песни, рассказы, с детства узнал и навек полюбил Бунин неброскую русскую природу, русское слово, русскую душу, русскую литературу.
Ученица читает стихотворение ИЛ. Бунина «Листопад». Чтение сопровождается показом слайдов с осенней тематикой.
Мама 5. К вершинам поэзии Сергей Александрович Есенин поднялся из глубин народной жизни. Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб, были страной его детства.
Ученица читает стихотворение С.А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы...».
Мама 5 (продолжает рассказ). Родился Есенин в селе Константиново, что расположилось на берегу реки Оки. В сердце Есенину с юных лет запали грустные и раздольные песни России, ее светлая печаль, молодецкая удаль, ее задушевность.
Исполняется романс на стихи С. А. Есенина «Клен ты мой опавший...».
Ведущий 1. Омытая ливнями, в россыпях звезд, в белой пене черемух, в золотом и багряном уборе лесов предстает перед нами Россия в творениях художников, поэтов, композиторов. Послушайте, какие великолепные образы нашел Сергей Есенин в стихотворении «Отговорила роща золотая...», переложенном на музыку.
Исполняется романс на стихи С.А. Есенина «Отговорила роща золотая...».
Учитель. Великий певец русской природы Константин Георгиевич Паустовский в повести «Золотая роза» писал...
Ученик (читает). «Я видел много примет осени. По утрам в лужах под стеклянной коркой льда были видны пузыри воздуха. Иногда в таком пузыре лежал, как в полом хрустальном шаре, багровый или лимонный лист осины или березы. Мне нравится разбивать лед, доставать эти замерзшие листья и приносить их домой. Скоро у меня на подоконнике собралась целая куча таких листьев. Они отогрелись, и от них тянуло запахом спирта. А потом полили дожди, растрепали сад, прибили к земле почернелую траву. В воздухе запахло водянистым снегом. Чем угрюмее были тучи, волочившие по земле мокрые, обтрепанные подолы, чем холоднее дожди, тем свежее становилось на сердце, тем легче, как бы сами по себе, ложились на бумагу слова».
Звучит песня «Непогода» из к/ф «Мери Поппинс, до свидания!» (муз. М. Дунаевского, сл. Н. Олева). Зажигается свет.
Учитель. Среди наших ребят тоже есть такие, которые открывают для себя мир, полный удивления и неожиданностей. Это наши поэты и писатели.
Ребята читают свои стихотворения и отрывки из сочинений.
Учитель. Вот и подошел к концу наш вечер. На прощание мы с вами споем «Дождик осенний, поплачь обо мне» — так называется песня И. Шварца на слова Б. Окуджавы.
Исполняется песня.
Похожие статьи:
Праздник Осени для старшеклассников. Сценарий и конкурсы
Осенний праздник в начальной школе. Грибы
Классный час «Поздняя осень», 2 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!