Интеллектуальная игра по патриотическому воспитанию для школьников старших классов
Интеллектуальная игра для школьников «России славные сыны»
Цель: способствовать воспитанию патриотических чувств, расширению кругозора учащихся.Гордиться славою своих предков не только можно, по и должно, не уважать оно есть постыдное малодушие.
А. С. Пушкин
Эти слова как нельзя лучше подходят к теме нашей игры. Сегодня мы вспомним славные имена наших великих соотечественников, которыми мы можем по праву гордиться.
Условия игры: На столе у каждой команды разложены портреты великих сынов России, ученых, полководцев, деятелей культуры и т. д...
Прослушайте рассказ-загадку, назовите имя человека, о котором идет речь, и найдите его портрет. На обсуждение дается 1 минута. Если у вас готов ответ, поднимите сигнальную карту.
1. Она родилась 12 февраля 18881 г. в семье петербургской прачки и солдата Преображенского полка. Десятилетней девочкой она поступила в Петербургское балетное училище. А в 1899 г. была зачислена в балетную группу Мариинского театра. С этого времени начался блистательный путь восхождения новой звезды. К ее ногам были брошены все цветы мира. Она заставила рукоплескать себе саму планету и, казалось, собрала всю славу мира. Ее гордый лебедь стал символом балета нашего века. (Анна Павлова.)
2. О деятельности этого человека академик Д. С. Лихачев сказал: «...его главная заслуга в том, что он достиг идеала в книгопечатании. Он выпустил книги, в которых никто еще не находил опечаток».
Его знаменитая Острожская Библия почитается самой красивой книгой древнего восточнославянского мира. Лучшие книгохранилища планеты гордятся тем, что у них имеется эта книга. Она доказывает, что книга, вышедшая из типографии, может и должна быть произведением искусства. (Иван Федоров.)
3. Все мы знаем знаменитую скульптуру «Рабочий и колхозница», ставшую символом силы и устремленности в будущее. А знаете ли вы, кто ее автор? (Вера Мухина.)
4. Определите, кому посвящено стихотворение Н. Рыленкова.
Его влекли и формулы и звуки,
Земные недра и пути светил.
Постигнул он поэзию науки,
Науке дверь в поэзию открыл.
Металлы плавил он, иль трогал лиру,
Иль к телескопу приникал в тиши.
Во всем являл на удивленье миру
Величье русской жаждущей души.
(М. В. Ломоносов.)
5. Иногда история соединяет имена, казалось бы, вовсе не соединимые... В начале 30-х годов М. Булгаков часто бывал в доме комбрига Шкловского. Однажды писатель познакомился с молодым командиром, служившим в инспекции кавалерии Красной Армии. Булгаков оставил краткую запись об этой встрече: «Чеховская фамилия... Книгочей... Многообещающее будущее... Он и сам как-то сказал: «А фамилия-то у меня чеховская! Только того парнишку звали Ванькой, а меня - ... Тот на сапожника учился, а я - на скорняка. Самая российская, самая народная фамилия у меня».
(Г. К. Жуков.)
6. Кем написано письмо? О каком сюжете идет речь?
«Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Сделайте же милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и клянусь, куда смешнее черта! Ради бога, ум и желудок мой оба голодают».
(Гоголь - Пушкину, 7 окт. 1835 г.)
7. Кому из великих полководцев принадлежат слова: «Гордитесь именем русских, ибо сие имя есть и будет знаменем победы».
(М. И. Кутузов.)
Поэтическая пауза.
Прослушайте внимательно стихотворение Н. Заболоцкого, оно поможет ответить на следующие вопросы.
Портрет
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
8. Посмотрите внимательно на три портрета перед вами и скажите, о каком из них идет речь. (Ф. Рокотов «Портрет А. Струйской.)
9. В стихотворении Э. Межелайтиса есть такие строки:
И туча в стих вползает с высоты,
Свидетельница вечного покоя.
Две-три могилы, черные кресты,
Поникшие печально над травою...
- О какой картине идет речь? Кто ее автор? Кому посвящено стихотворение?
(И. Левитан «Над вечным покоем».)
10. Кто из наших великих поэтов снялся в трех кинофильмах, а в фильме «Барышня и хулиган» даже сыграл главную роль? (В. Маяковский.)
Поэтическая пауза.
В. Соколов
Спасибо, музыка, за то,
Что ты меня не оставляешь,
Что ты лица не закрываешь,
Себя не прячешь ни за что.
Спасибо, музыка, за то,
Что ты единственное чудо,
Что ты душа, а не причуда,
Что для кого-то ты ничто.
Спасибо, музыка, за то,
Чего и умным не подделать,
За то спасибо, что никто
Не знает, что с тобой поделать.
11. Вы, наверное, уже догадались, что вас ждут «музыкальные» вопросы?
• Вспомните, пожалуйста, имя автора гимна нашего государства. Как он называется? (С. Михалков.)
12. Его называют величайшим певцом, самым знаменитым басом XX века. Он был и остается непревзойденным исполнителем партий Бориса Годунова, Мефистофеля и многих других. Его «Дубинушка», «Очи черные», «Элегия»... звучали во всех уголках земли. (Ф. И. Шаляпин.)
13. А сейчас прозвучит отрывок из музыкального произведения, который все сам о себе скажет. Вспомните имя автора и название произведения.
(77. И. Чайковский «Времена года», «Святки».)
Поэтическая пауза.
Поэт
Подумаешь, тоже работа –
Беспечное это житье:
Подслушать у музыки что-то
И выдать шутя за свое.
И, чье-то веселое скерцо
В какие-то строки вложив,
Поклясться, что бедное сердце
Так стонет средь блещущих нив.
А после подслушать у леса,
У сосен, молчальниц на вид,
Пока дымовая завеса
Тумана повсюду стоит.
Налево беру и направо,
И даже, без чувства вины,
Немного у жизни лукавой,
И все - у ночной тишины.
А. А. Ахматова
14. Нашего великого А. С. Пушкина писали лучшие художники своего времени. О каком из двух портретов идет речь в посвящении:
Любимец моды легкокрылой
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз,
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз,
Себя как в зеркале я вижу.
Но это зеркало мне льстит.
Выберите из двух портретов тот, о котором идет речь, и назовите автора.
(О. Кипренский.)
15. Несколько лет назад среди кинокритиков, журналистов всего мира был проведен опрос. Их просили назвать 12 лучших фильмов всех времен и народов. Среди них был назван фильм А. Тарковского, рассказывающий о творчестве величайшего русского художника. О ком этот фильм? Найдите произведение этого художника.
(Ответ: А. Рублев.)
Рекомендуем посмотреть:
Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" для учащихся старших классов с презентацией Интеллектуальная литературная игра для старшеклассников Игра с презентацией "Умники и умницы" для школьников. 80-лет образования Саратовской губернииПохожие статьи:
8 февраля - День российской науки. Мероприятие в школе
Интеллектуальная игра для старшеклассников. Сценарий
Интеллектуальная творческая игра для старшеклассников. Конспект
← Игровая программа для школьников ко Дню ВМФ России | Сценарий семейного праздника ко Дню Победы - 9 мая →
Автор: Вера Антоненко
Опубликовано: 1051 день назад (6 февраля 2022)
Просмотров: 4602
Блог: Блог Веры Антоненко
Рубрика: Игры для школьников
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!