Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна 2025»

 

Свидетельство о публикации бесплатно

Беседы о весне для детей старшей группы детского сада

Беседы с детьми старшего дошкольного возраста 5-7 лет на тему «Веснушка-весна»
Беседа на тему «Наблюдения в природе»
Наступила Весна-красна! Так весну назвали, потому что она красивая и все ей радуются. Отступила холодная зима. Солнышко поднимается выше и греет все лучше. Дни становятся длиннее, а небо — голубее. По ясному небу поплыли кучевые облака, похожие на большие сугробы снега. Дует теплый ласковый ветерок. Днем с крыш капает-звенит капель. Тают на солнце прозрачные сосульки. Темнеет и тает на земле снег, а на реке — лед. Побежали, зажурчали ручейки. На деревьях появились почки. Они набухли. Скоро из них проклюнутся клейкие листочки. Вылезла первая зеленая травка. Прилетели птицы из теплых краев. Люди сняли теплые шубы и валенки, надели куртки и легкие шапки. Пришла пора весенних работ в огороде и в саду.
Расскажите детям, что у каждого слова есть слова-родственники. Напомните, что прошедшей зимой выпало много снега. Предложите подобрать слова-родственники к слову «снег» (снежок, снежинка, снежная, подснежник, снеговик). А затем — найти родственников к слову «весна» (весняночка, веснушки, весенние и т.д.). Что можно назвать «весенним»? (Ручей, дождь, день, цветок, сад, лес, огород, ледоход и др.) «Весенняя» бывает? (Погода, сосулька, вода, лужа, капель, проталинка, травка, верба, река, ночь и др.) «Весенним может быть»? (Облако, настроение, солнце, небо, утро и др.) Предложите детям придумать определения к слову «весна». Какая она? (Теплая, красивая, добрая, ласковая, чудесная, ранняя, поздняя, зеленая.) Как можно ласково назвать солнце? (Солнышко, солнышко- ведрышко.) «Вот сколько хороших и красивых слов мы вспомнили! Ребята, а зиму с весной не перепутаете? (Развитие умения подбирать антонимы). Давайте проверим. Зима ушла, а весна — ... пришла. Зима холодная, а весна — ... теплая. Зимой солнце светит, а весной — ... греет. Зимой сугробы высокие, а весной — ... низкие. Зимой надевают шубы, а весной — ...куртки. Зимой ветер злой, а весной — ласковый... Правильно ответили, молодцы!».
В синем небе солнце кружит,
Тает снег, сверкают лужи,
Веет теплый ветерок —
Знать, весне приходит срок.
Беседа на тему «Ручейки-кораблики»
А вот и солнышко взошло и стало рассыпать повсюду свои золотые лучи, будить землю. Первый лучик попал в ручеек, зажурчал, зазвенел ручеек и побежал к маме-речке... В весенних ручейках и лужицах так весело пускать кораблики!
Наблюдение
Понаблюдайте, как вода течет с возвышенных мест вниз. Пройдите по течению ручейков. Обратите внимание, что вода стекает в особые места (приемники) через решетки на улице. Затем течет по трубам и попадает в реку. Прислушайтесь к журчанию воды. Предложите детям создать свой морской флот: сконструировать различные модели корабликов из бумаги. Проведите игры в морской бой, в заморские путешествия. На прогулке интересно конструировать кораблики из бытового и природного материала. Предложите детям поискать и набрать камешки, веточки, палочки. Все эти предметы можно запускать в плавание, дополнив шишками, бумажками, каждый раз отмечая: тонут или плывут, плывут или застревают. В процессе игр дети знакомятся со свойствами воды (мокрая, прозрачная, бывает теплая и холодная). Малыши пускают лодочки и наблюдают, в какую сторону они плывут, узнают, что предметы в воде плывут по течению, при ветре они двигаются быстрее.
Дидактические игра «Какой ручей?»
Цель — развить умение подбирать качественные прилагательные. (Звонкий, говорливый, быстрый, проворный, извилистый, холодный, студеный, сверкающий, синий, талый, тонкий, широкий.)
Предложите детям составить предложения, описывая ручей.
Попросите подумать — что делает ручей? (Бежит, журчит, звенит, блещет, плещет, клокочет, извивается, стремится, пробивается, течет, льется.)

Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Нарисуй ручеек»
Цель — научить бегать друг за другом небольшими группами, становиться в круг.
Предложите нарисовать на влажном песке волнистые линии. Поиграйте в игру «Ручейки у озера».
Ход игры: дети делятся на команды и по сигналу «Ручейки!» бегут друг за другом. По сигналу «Озеро!» становятся в круг.
Вдаль бежит и звенит ручеек,
Веет в парус теплый ветерок,
И спешит по волнам мальчуган:
— Погоди, я же твой капитан!
Беседа на тему «Грустный снеговик»
Веселый лучик пощекотал снеговика, затанцевал на снежных боках. А тот нисколечко не радуется вестнику весны — голову вниз повесил, слезами залился. А потом и совсем в лужу спрятался — от солнышка подальше.
Наблюдение
Предпожите детям слепить из снега Снеговенка-домовенка — маленького домашнего снеговичка и поместите его в емкость, которая вместит всю воду, образовавшуюся после таяния снега. Поставьте веселого снежного человечка на подоконник, залитый солнечным светом или под включенную настольную лампу. Время от времени обращайте внимание детей на снеговика и задавайте вопросы о том, как изменился ваш человечек и почему. Незаметно вы можете изменить веселую улыбку снеговика на грустное выражение, отметив этим самым, что время зимы подходит к концу, а значит, приходит весна, снег тает, и снеговики потихоньку исчезают, превращаясь в лужицу.
Дидактическая игра «Прокати слово с горки»
Цель — упражнять голосовые связки.
Предложите детям протяжно произносить односложные слова, например «дом», «ком».
Дидактическая игра «Слова-родственники»
Предложите подобрать однокоренные слова к слову «снеговик».

Пальчиковая гимнастика «Снеговик»
Раз, два, три, четыре (дети загибают пальчики).
Мы с тобой снежки лепили («лепят снежки»).
Получился снеговик — и не мал, и не велик
(опускают вниз сцепленные руки, затем поднимают вверх и разводят в стороны).
Солнце припекает
(поднимают над головой растопыренные ладошки, шевелят пальчиками-«лучиками»).
Снеговик наш тает
(приседают, обнимая колени, затем делают волнообразные движения руками).

Проведите конкурс «Снегорожицы»
Для этого конкурса потребуются два мольберта. К мольбертам прикалываются рисунки с изображением круга посередине. Двум детям завязывают глаза и они должны толстым фломастером пририсовать глазки, носик и улыбку Веселому Снеговику и печальные черты — Грустному. Портреты получаются, как правило, очень смешными, выигрывает самый убедительный.
В луже плачет снеговик —
Нос-морковочка поник.
Тает, куксится, течет —
Зимушку назад зовет.
Беседа на тему «Почки-листочки»
Разбежались солнечные лучики по веткам деревьев и кустарников, одевая их в легкую зеленую дымку. Почки на голых ветках деревьев ожили: набухли, увеличились и раскрылись — из коричневых чешуек проглянули на свет молодые зеленые листочки.
Расскажите детям, что не все растения одеваются зеленью одновременно. Например, осина сначала цветет, а потом уже на ней появляются листья. Липа, рябина, клен обыкновенный, наоборот, сначала зеленеют, а потом уже цветут. А вот береза, черемуха, бузина и зеленеют, и цветут почти одновременно. Такие деревья, как дуб, ясень, липа, раскрывают свои почки только тогда, когда наступит настоящее тепло.
На прогулках в разные периоды весны познакомьте детей с разнообразием растительного мира: ветки белоствольной березки опушены молодыми клейкими листочками и увешаны продолговатыми сережками. Черемуха одевается зеленью раньше других деревьев. Среди листьев у нее спрятаны маленькие бутоны. Скоро черемуха оденется белыми пушистыми цветами — словно кокошник белый надвинет на свои зеленые кудри. Непродолжительный возврат холодов весной обычно приходится на срок цветения черемухи, за что эти холода и называют «черемухиными». «Когда цветет черемуха — всегда живет холод», — гласит старинная народная примета. Почти одновременно с черемухой зеленые огоньки первых листочков вспыхивают на рябине, клене, сирени, тополе. Какое пряное, молодящее дыхание доносится с вышины! Чистой сквозной зеленью покрывается лиственница — единственная из хвойных, сбрасывающая на зиму иголки. А вот и каштан распустил листья, обнажил свечи соцветий. На ветках клена зеленовато-бурые кисточки, а на ветках осины серые, похожие на червячков сережки. Это цветы. Листья появятся потом, когда цветы созреют и рассеют с помощью ветра свою пыльцу. Почки дуба еще не проснулись. Им надо много солнца и тепла. Липа тоже оденется зеленью самая последняя, а зацветет в начале июля.
Загадка:
Вот блестящий бугорок —
Спит в нем будущий сынок,
Крепнет, пухнет, набухает,
Днем и ночью подрастает. (Почка и листочек)
Беседа на тему «Сосульки и кот Федот»
Жил был кот. Звали его Федот. Он очень любил гулять, но хозяйка редко выпускала его зимой на улицу. Но вот пришла теплая, ласковая весна. Вышел Федот на крыльцо погреться на солнышке. Только улегся, как вдруг что-то капнуло ему на нос. Посмотрел кот наверх и увидел блестящую сосульку. А рядом еще одну, и еще... Да разные все какие! Худенькие и толстушки, длинные и коротышки. По сосулькам солнечные зайчики скачут, а они плачут. Плачут и поют на разные голоса — «плюх-плюх», «тинь-тинь», «дзинь-дзинь», «тик-тук». И все метят Федоту по носу музыкальными капельками попасть — дразнятся. Отряхнулся кот и полез на крышу — сосулькам подпевать. Так и пел в капелле до вечера. А потом солнышко зашло, похолодало, и у сосулек капельки-нотки закончились. И кот пошел домой. Но обещал завтра вернуться.
Наблюдения
Предложите детям понаблюдать за ростом сосулек. Почему растут сосульки? Послушайте вместе капель. Обратите внимание, что в морозную и пасмурную погоду капели нет. Предложите подумать, почему на одной стороне дома сосулек больше? Почему днем сосульки блестят и падают? Посмотрите, как, оттаяв, сосульки падают вниз и разбиваются на мелкие кусочки. Можно предложить детям взять сосульки, подержать их в руках, чтобы увидеть, что с ними произойдет. Прийти к выводу, что сосульки — это замерзшая вода, от тепла они тают. Спросить, есть ли капель утром, вечером. Установить зависимость между таянием сосулек и температурой воздуха. Когда сосульки растают, выяснить, почему их не стало.
«Какие сосульки?» — предложите детям составить предложения, описывая сосульки. Цель — развить умение подбирать определения. (Ледяные, холодные, сверкающие, хрустальные, блестящие, мутные, весенние) А что делают сосульки? (Звенят, блестят, капают, тают, текут, льют, поют, свисают, падают, разбиваются.) Предложите призадуматься — почему сосульки поют на разные голоса — каждая на свой лад?
Загадка:
Висит под карнизом
Рожок ледяной,
Он солнцем пронизан
И пахнет весной. (Сосулька)
Беседа на тему «Зайкина шубка»
Золотой лучик коснулся зайчика, пошевелил ушками зайчик и весело запрыгал. Радуется теплу, солнцу, травке шелковой. Всю зиму росточка зеленого не видел, все осинки ободрал, горькую кору глодал. А травка-то сладенькая. Еще совсем недавно плохо пришлось бедняге. Снег-то весь сошел, земля серая, а он беленький, — всяк его видит-ловит. Но весна поменяла зайке шубку. Заяц на радостях со всего леса товарищей созвал. Верещит, веселится, пушистой серенькой обновой хвалится. И детками своими. В самый первый весенний месяц зайцы торопятся обзавестись потомством. Курчавых зайчаток первого приплода называют настовиками — ровесниками наста. Справные, проворные настовики, оказывается, способны переносить мартовские невзгоды.
Что с зайкой произошло? (Линька.) А кто из зверей еще линяет? Скажите, какие изменения происходят со зверями весной? (Звери линяют, меняют зимнюю теплую шубку на более легкую). Положите рядом два вида одежды (зимнюю и весеннюю) и предложите детям выяснить, чем отличаются зимние куртки, шапки, сапоги и т.д. от весенних. Спросите, почему существуют эти отличия и для чего одна куртка теплее другой, одна шапка толще другой и т.п.
Логопедическая гимнастика «Зайчик»
«Зайчик улыбается».
(Дети улыбаются, растягивая губы в стороны и не разжимая их.)
«Зайчик показывает зубки».
(Показывают зубы, стучат ими.)
«Зайчик кусает губку».
(Кусают верхними зубами нижнюю губу, затем нижними — верхнюю.)
«Болтушка» («Зайчик лопочет»),
(Болтают языком, произнося: «Бл-л-л...».)

Подвижная игра «Попрыгунчики»
Цель — упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.
Ход игры:
На земле чертят круг. Один из играющих встает на середину — он пятнашка. По сигналу дети перепрыгивают через черту круга и, если не грозит опасность быть пойманными, продолжают прыгать на двух ногах к центру круга. Участники игры стараются увернуться от пятнашки и вовремя выпрыгнуть из круга. Пойманный становится пятнашкой.
Загадка:
Длинно ухо, глаз косит,
Коротышка-хвост дрожит,
И наряд в два цвета —
На зиму и на лето. (Зайчишка)
Беседа на тему «Мишку разбудили»
В дальнем-дальнем лесу, под корнями большой коряги осенью медведь устроил себе берлогу. Разбудили мишку солнце и вода, проснулся косолапый и пошел бродить по лесу. Небось, плачет по берлоге своей. Зимой в ней спал — голода не знал, лапой был сыт. А медведь остановился, когтями из земли какие-то корешки выкопал, жует, похрюкивает от удовольствия. Он и корешочкам, и цветочкам рад. У весны каждый росток радость сулит. Каждый весенний цветочек мед копит, ягоду летнюю приносит.
А что еще делает медведь весной в лесу? (Трется спиной о деревья, спина у него чешется.) Зачем он это делает? (Мишка линяет, старая густая шерсть у него выпадает, к лету вырастет редкая шерсть, чтобы ему не было жарко.) Где рождаются медвежата? (В берлоге.) Когда? (Зимой.) Чем кормит их мама (молоком). Что медведи едят весной (Свежую травку, улиток, муравьев из муравейника). Куда мама водит детенышей? (К ручью, к реке). Что она там делает? (Рыбу ловит). Как она ловит рыбу? (Стукнет лапой по рыбе в реке, достанет и отдает детенышу). Попросите ребенка подумать, почему в лесу появляется так много маленьких зверей? (Звери выводят потомство, взрослые звери кормят малышей, учат их добывать пищу, охотиться, спасаться от врагов). Важно сформировать знания у детей о сезонных изменениях в жизни животных, связанных с изменениями в неживой природе, проследить связь событий: становится теплее — тает снег — появляется много воды — пробуждаются растения — просыпаются насекомые — прилетают птицы — звери выходят из спячки. Расскажите ребенку, что, кроме медведя, в лесу и волк живет, и лисичка, и лось. У лосей весной растел — рождаются рыжие лосята. Через день-два после рождения встают они на резвые ноги — и вслед за матерью... Под землей тоже оживление. В норе, на лесном холме — барсучиха с детенышами. Пока мамочка прикармливает малышей, папа-барсук промышляет, подрывает пятачком коренья, разыскивает жуков и улиток.
Заворчал в берлоге мишка:
— Что-то мокро стало слишком...
А весна ему в ответ:
— Лапы мой, проспишь обед!
Беседа на тему «Ледоход и разлив»
Одно из ярких и интересных весенних явлений — ледоход. С каждым днем весна набирает силу. Лед на реках, их протоках и на озерах темнеет. В такую пору говорили, что «щука хвостом лед разбивает». Реки поднимаются, вздуваются — не узнать. Водовороты куда ни глянь: «Под порогом брод, на улице переправа». Водные глади освобождаются от ледяных оков. Осколки белоснежного панциря, залитые ярким солнцем, медленно плывут вниз по реке. Несет речка льдины в море-океан. После ледохода вода в реке быстро прибывает. Наконец она выходит из берегов и затопляет все низкие места: луга, пастбища и даже невысокие возвышенности. Куда ни взглянешь — почти везде вода. Свет и вода. Талой водой напьются деревья, травы, начнут расти. К прибрежным камням-валунам прибило вешним течением сухие сучья и ветки, которые вода, разбегаясь по берегам, захватила с собой, пронесла и оставила. В такое время зайчик, пробегая по знакомой с зимы дороге, может оказаться на островке, окруженном со всех сторон разливом. В народе говорили: «Полая вода и память о зиме уносит», «Весенней воды никто не уймет».
Наблюдение
Если есть возможность, покажите детям на нескольких прогулках, как лед трескается, посмотрите на ледоход и разлив. Спросите, все ли льдинки одинаковые, откуда они берутся? Помогите отметить состояние реки: нагромождение льда и снега; полыньи, очистившиеся участки воды, по которым плывут льдинки; цвет воды, льда. Уточните, почему нельзя подходить очень близко к водоему.

Дидактические игра «Измени слово»
Заменить последующую часть слова ледоход так, чтобы получилось другое — ледорез, ледо-кол, ледо-воз, ледо-руб и т.д.
Пальчиковая гимнастика «Погреемся»
Поиграем-ка немножко (дети хлопают в ладоши),
Да похлопаем в ладошки.
Пальчики мы разминаем (сжимают пальцы в кулак и разжимают),
Их сжимаем, разжимаем.
Льдинки в ручках согреваем (трут ладошка о ладошку — «перекатывают льдинки»).

Загадка:
Щука ночью под мостом
Расколола лед хвостом,
Речка вздыбилась, ревет —
Льдины двинулись в поход. (Ледоход)
Беседа на тему «Первоцветы»
Травка зеленеет, маленькая, нежная, будто шелковая. Распустились золотистые звездочки мать-и-мачехи. Листья у нее с одной стороны гладкие, с другой — шершавые. Этот цветок одной стороной листа погладит, как мать, а другой стороной пожурит, словно мачеха. Отсюда и название. На свежей травке ярко желтеют одуванчики.
В тенистых, укромных уголках леса в мае засияют на зеленых стрелках серебряные колокольцы ландышей. Запах их свеж, нежен, негромок. В лесном ларце ароматов ландыш — обладатель самого изысканного, самого чистого запаха. А вот еще весенние цветы: яснотка белая, купена многоцветковая, сон-трава, фиалка удивительная, огуречная трава, жимолость полевая, купальница, любка двулистная, калужница, ятрышник и кислица. Их следует беречь и охранять, так как многие из них встречаются редко и в небольшом количестве.
Наблюдение
Рассмотрите с детьми части растения: стебель, листья, цветок. Обратите внимание на чешуйки на стебле, которые потом разовьются в листья. Предложите сравнить два каких- либо растения по окраске, форме цветка и листьев, по величине, поверхности листа на ощупь, по запаху. Доведите до сознания детей, что самый лучший цветок — это тот, который стоит там, где он «родился» — на обочине дороги, лугу, возле студеного ручья и пр., и, чтобы полюбоваться красотой растения, необязательно срывать его.
Игра «Назови одним словом»: первые цветы — первоцветы; цветок, растущий из-под снега — подснежник.
Игра «Контрасты». Игрокам дается задание на поиск контрастов, например, найти бутон цветка и точно такой распустившийся цветок, найти ветку без листьев и с листьями, без почек и с почками, траву сухую и зеленую и т.п. Кто быстрее находит — выиграл.
Физкультминутка «Солнечные цветочки».
Мы сидим в земле, как семечки (дети присели).
Поднимаемся к солнышку, вверх, как ростки (дети встают и тянутся на носочках вверх). Распускаемся, как цветочки (дети разводят руки в стороны).
На проталинке, под сосной,
У весенней и мокрой тропки,
Поднимает голову робкий
Цветик маленький, золотой.
Беседа на тему «Пчелки-бабочки-жучки»
А вот и бабочки над цветами запорхали, сами похожие на цветы — разноцветные крапивницы и желтые крушинницы. Всю зиму прожили в какой-нибудь щели в доме, а сейчас почувствовали потепление и выпорхнули. Уже и жуки всякие появились, и муравьи, скоро и пчелы вылетят из ульев. У бабочки яркие крылья, усики, хоботок, она летает, ползает. У жука жесткие твердые крылья, он летает, ползает, жужжит. А вот и божьи коровки. Ожили, забегали на солнышке. На панцирных надкрыльях точечки — предупреждение для насекомоядных птиц: не бери, несъедобна. Птицы не клюют божьих коровок. Оно и к лучшему: коровки истребляют яйца тлей и медяниц, они первые защитники растений.
Наблюдение
Когда расцветут вишни и яблони, можно провести экскурсию в плодовый сад, чтобы дети увидели всю массу бело-розовых цветов, ощутили бы нежный аромат, заметили работу пчел, собирающих пыльцу с цветов. В пору цветения настой медового запаха густо плывет по садам. Чуть свет — пчелы за взятком. Фруктовый сад — медоносец. На пасеке оживление: нектар и пыльца перегоняются в душистый мед. На прогулках к водоему можно понаблюдать за стрекозой в полете (у нее большие глаза, прозрачные длинные крылья, длинное брюшко, цепкие лапки), сравнить с бабочкой.
Игра на эко-полянке «Услышь меня»
В лесу, на лужайке, около воды или в парке дети ложатся на спину и поднимают вверх руки, сжатые в кулаки. Как только кто- либо слышит жужжание пчелы, стрекот кузнечика, комариный звон, он отгибает один палец.
Это замечательный способ научить детей слышать звуки (и тишину) природы.
Вариант игры: слушать звуки, издаваемые животными, птицами, а если их тоже нет, слушайте шуршание травы на ветру, шелест листьев, журчание воды.

Пальчиковая гимнастика «Улей»
Вот маленький улей, где пчелы (дети сжимают пальчики в кулак)
Спрятались, никто их не увидит.
Вот они показались из улья (отгибают по одному пальчику).
Раз, два, три, четыре, пять, з-з-з-з- з-з!

Загадка:
Золотой большой клубок
Опустился на лужок.
Будет в ульях сладкий мед,
Хватит меда на весь год. (Рой пчел)
Беседа на тему «Птичьи хлопоты»
Весело чирикают и прыгают, купаются в лужах воробьи. Чириканье дружное, рассыпчатое и такое громкое, что слышится издалека. Бодро каркают вороны. В лесу запели чижи и корольки. «Синий день, синий день», — гомонят на кусте синицы, выводят протяжные веснянки. Им скоро с поселковых да городских улиц в леса подаваться, гнездовья занимать. Прилетели из дальних краев перелетные птицы, радостно кружатся над родными гнездами, над рекой, над пашней. Весной из теплых стран возвращаются грачи, зяблики, ласточки, жаворонки, аисты, соловьи и другие птицы. Уже не первый год возвращаются скворцы в скворечники, которые заботливо построили для них люди. У птиц начинаются весенние заботы — они вьют и поправляют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов, кормят их мухами, комарами, гусеницами.
Наблюдение
Детей можно привлечь к активному участию во встрече перелетных птиц (например, повесить скворечник). А когда в скворечниках появляются скворцы, малыши смогут понаблюдать за их жизнью. При этом дети устанавливают связь между весенними изменениями в природе и прилетом птиц (тает снег, обнажается земля, оживают насекомые, которыми птицы питаются). Хорошо бы побывать в местах гнездования грачей. Обсудите с детьми, чем полезен птичий народ, почему пернатых надо охранять. Поговорите о внешнем виде птиц, об их покровительственной окраске, о формах гнезд и т.д.
Игры и занятия
Для закрепления представлений детей об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров) можно использовать разрезные картинки, подвижные и дидактические игры (например, «Птицы перелетные — птицы зимующие»).
Почитайте рассказы Н. Сладкова «Ранняя птичка», «Птицы весну принесли», рассказы В. Бианки, Г. Скребицкого о птицах.
Разучите русскую народную потешку «Ласточка»:
«Ласточка, ласточка, милая касаточка, ты где была, ты с чем пришла?
— За морем бывала, весну добывала, несу, несу весну-красну».
Птицы радостно снуют,
Щебечут, заливаются,
Корм клюют и гнезда вьют —
Для птенцов стараются.
Беседа на тему «Людские заботы»
Весной и у людей забот прибавилось. Люди, которые в своем доме живут или на даче, ухаживают за садом: вспахивают и рыхлят землю вокруг деревьев, обрезают больные ветки, удобряют почву, белят стволы, чтобы насекомые- вредители не грызли кору, подвязывают ветки, чтобы не гнулись и не ломались. Деревья и кустарники благодарны за такую заботу — одарят летом и осенью богатым урожаем. Дедушка и папа грядки вскопают, привезут на тачке удобрение, вилами закопают его в землю, граблями разровняют. А мама и бабушка посадят на грядках овощи: огурцы, помидоры, лук, кабачки, тыквы, капусту.
В былые времена, высаживая капусту, народ приговаривал: «Рассадушка-рассада, не будь голенаста, а будь пузата, не будь пустая, а будь тугая, не будь красна, а будь вкусна, не будь стара, а будь молода, не будь мала, а будь велика».
Понаблюдайте с детьми за трудом взрослых в парке, сквере, на участке (обрезка деревьев, побелка стволов, вскопка приствольных кругов, посевы и посадки деревьев, кустарников, цветов). Объясните, что обрезают сухие ветки и те, которые растут густо, заслоняют друг друга. Можно собрать с детьми обрезанные ветки тополя, поставить в воду, а когда прорастут корни, посадить в «уголок леса» на участке. Дети могут помочь собрать мусор с огорода, цветника, отвезти на маленьких тачках сухие ветки, прутья, камни в определенное место, разбить маленькими лопатками комья земли, протоптать междугрядия, утоптать дорожки вокруг клумб. Поиграйте с ними в игры. «Кому что нужно для работы» — дети определяют, какие предметы помогают людям разных профессий. «Кто больше назовет действий» — дети перечисляют действия огородника, садовника. Обсудите значение пословиц и поговорок о весенних заботах людей.
Пришла весна, так уж не до сна.
Кто спит весной, тот плачет зимой.
На чужой земле и весна черна, на своей земле и зима зелена.
Теплый апрель, мокрый май — значит, будет урожай.
Первый гром гулкий — к ядреным хлебам.
Вешняя пора — поел, да и со двора.
Сухой март, а май мокрый делают хлеб добрый.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект комплексного занятия в старшей группе на тему: Весна Конспект весенней прогулки для детей старшей группы ДОУ Тематическое весеннее музыкальное занятие в старшей группе «Весенние звуки и краски» Конспект прогулки в детском саду весной. Старшая группа. Наблюдения за деревьями

Похожие статьи:

Конспект занятия на весеннюю тему в старшей группе. Описание картины Саврасов «Грачи прилетели»

Прогулки в старшей группе. Картотека с целями на Март

Прогулки в старшей группе. Картотека с целями на Апрель

Прогулки в старшей группе. Картотека с целями на Май

Игра в магазин для детей в детском саду в старшей группе | Консультация для родителей дошкольников «Детские капризы»
Опубликовано: 54 дня назад (21 февраля 2025)
Просмотров: 522
+6
Голосов: 6
Комментарии (1)
Василиса Петровна Павлова # 22 февраля 2025 в 13:09 0
Очень много полезной и интересной информации на тему: Весна для старших дошкольников.
Хорошее оформление, доступная форма изложения информации.
Спасибо!