Роль загадок в развитии дошкольника
Консультация для педагогов ДОУ. Развитие мыслительных процессов у дошкольников посредством использования загадок
Художественная литература и фольклор – важные средства формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость. Одной из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений является загадка.
Для чего нужны загадки?
Чтобы развивать логику, внимание, усидчивость, умение делать выводы; научить нестандартно мыслить, расширять кругозор, развивать речь. Ушинский в книге «Родное слово» говорил, что загадка «доставляет уму ребенка полезное упражнение». Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой.
Загадка – это краткое описание предмета или явления, заключающее в себя замысловатую задачу в виде явного или предполагаемого вопроса. Загадки разнообразны и по тематике и по содержанию. Они отражают жизнь человека, растительный и животный мир, предметы труда и быта. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу.
Отгадать загадку - значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную логическую операцию. В работе с детьми дошкольного возраста загадки могут использоваться на занятиях, в трудовой и игровой деятельности, в быту. Работая с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, я столкнулась с тем, что они не умеют отгадывать загадки. Дети молчат, смущаются и не могут высказать даже какие-либо предположения. Я решила заниматься гимнастикой для ума с ребятами ежедневно.
Загадки бывают:
• С описанием свойств и признаков
• Загадки – противопоставления
• Загадки с описанием действий
• Загадки – вопросы.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей.
Виды загадок с примерами:
1. Прямы загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление.
Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы. Разговорная форма: Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает? Ответ: замок. Стихотворная форма: Серая шейка, Желтый носок, Плавает в речке Как поплавок. Ответ: уточка.
2. Загадки – рифмовки. Отгадывать их несравнимо легче, ведь нужное слово так и просится на язычок. Но польза от таких словесных игр огромная. Они способствуют развитию интеллекта, будят фантазию и воображение. Апельсины и бананы очень любят……(обезьяны).
3. Загадки – обманки тоже рифмуются, но отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу: Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это ……(мишка, белка).
4. Загадки на образное мышление обычно решаются – образно или широко. Двенадцать братьев Друг за другом бродят, Друг друга не обходят. (месяцы).
5. Математические загадки решаются с помощью подсчетов. Возле леса на опушке трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Машенька и три медведя).
При отбое загадок для работы с детьми старшего дошкольного возраста необходимо учитывать достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность. В работе с загадками важно не то, как быстро дети ее отгадают, а главное заинтересовать детей. Развитие всех психических процессов дошкольника является основой при отгадывании загадок.
Таким образом, отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучает детей к чёткой логике, к рассуждению, доказательству, формирует умение самостоятельно делать выводы.
Рекомендуем посмотреть:
О роли загадок в развитии детей дошкольного возраста Загадки в стихах с ответами для детей дошкольного возраста (5-7 лет) Фольклорные посиделки в детском саду. Сценарий Картотека художественной литературы в старшей группе по ФГОС с целямиПохожие статьи:
Загадки про зиму и зимние забавы
Загадки про игры и игрушки с ответами
Загадки про инструменты для школьников с ответами
← Интересный сценарий Праздника вежливости в детском саду в средней группе | Викторина по окружающему миру в средней группе на тему «Лесные жители» →
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!